Найти тему
Тёмная Эстетика

Doom, фильм

Дум (Doom) – голливудский фильм 2005 года, экранизация культовой одноимённой компьютерной игры. Фильм был коммерческим провалом, собрав кассу в 58.7 миллионов долларов при бюджете где-то в 60-70 миллионов. Не смотря на то, что многие закидали фильм помидорами, сам основатель компании Id и создатель игровой серии Дума – Джон Кармак, остался доволен фильмом. Помню, я приобрёл DVD когда фильм был ещё скорее новым (где-то через 1-2 года после выхода), остался более чем доволен.

-2

Думаю, стоит сходу перейти сразу к главному камню раздора. Судя по доступным комментариям разработчиков игры, не смотря на то, что Doom стал самой успешной компьютерной игрой всех времён и народов, сама оригинальная задумка, как оно было в видении разработчиков, осталась многими недопонята, в первую очередь со стороны более молодых фанатов, кто впервые сел за игру спустя очень много лет после её выхода. Всё дело в том, что разработчики изначально хотели воплотить хоррор тематику, но в 1993 году это реализовать было весьма сложно из-за ограничений тогдашних технологий, поэтому по тем временам игра пускай и была страшной, но она не была прям вылитым хоррором, а более молодые игроки так вообще не уловили хоррорной идеи и свято уверены, что Дум это трэшеватый слэшерный тир для угара. И вот, в 2004 году выходит игра Doom 3 и раскалывает фанатов на два чуть ли не непримиримых лагеря. На этот раз это был конкретный хоррор и огромная масса фанатов которые думали, что Дум это тупой скоростной адреналиновый отстрел монстров возмутились – это же резкая смена направления и нифига не истинный Дум! Но прикол в именно в том, что Doom 3 как раз таки был истинным Думом, в нулевые технологии позволили по полной оторваться по хоррорной составляющей, чего ранее достигнуть было нельзя (но пытались как могли). И вот тут то как раз и появляется этот фильм. У всех недовольных были огромнейшие надежды на то, что фильм исправит то, что Doom 3 'испортил', но вышло ровно наоборот – фильм это экранизация третьего Дума, а не первых двух, фильм идейно и по атмосфере является прямым наследником Doom 3. Наверняка Кармак остался доволен фильмом в том числе и поэтому.

Как по такому стоп-кадру, то хорошо видно, что элементы традиционно ассоциируемые с третьей частью в некоторой степени присутствовали уже в самой первой части.
Как по такому стоп-кадру, то хорошо видно, что элементы традиционно ассоциируемые с третьей частью в некоторой степени присутствовали уже в самой первой части.
Подобные "пейзажи" в третьей части встречаются крайне часто.
Подобные "пейзажи" в третьей части встречаются крайне часто.
Как тут хорошо видно, фильм весьма верен своему первоисточнику.
Как тут хорошо видно, фильм весьма верен своему первоисточнику.
Поверхность Марса показывают, но очень редко, даже реже чем в игре.
Поверхность Марса показывают, но очень редко, даже реже чем в игре.

Это была главной 'проблемой фильма', но не единственной. Другой элемент который не понравился некоторым это то, что фильм немного изменил лор в сторону научной фантастики, у всех этих зомби и демонов появились логичное, рациональное объяснение. Казалось бы, людям дали лучше, но нет, людям лучше не надо, им нужна реплика оригинала. Этот пункт тесно связан с ещё одним – игровые фанаты как правило ненавидят когда есть хотя бы минимальные отличия от игры, а режиссёры никогда не снимают то же самое, что и в игре (при чем, частенько это вполне обосновано: в играх сюжет всё же не настолько важен как в кино, так как геймплей берёт на себя много внимания). В итоге, ни одна из причин за которые многие огрызались на данную ленту не относится напрямую к самому фильму и весьма притянуты за уши, подобно капризам "вредных" детей.

-7

Будучи обладателем DVD, я пересмотрел все бонусные материалы, на этот раз они оказались весьма дельные. Там весьма много чего интересного – несколько видео про первых два классических Дума, про эволюцию в третью часть, обзор на третью часть, много материала на тему того как снимался фильм. Тут невозможно не отметить, что данная лента сделала то, что по идее является революционным моментом в истории игростроя: перенесли интенсивный экшен от первого лица в широкоформатный экран. В те годы все игры делались под формат 4:3, поэтому 5-минутная сцена от первого лица в 16:9 была буквально самым первым разом в истории когда нечно такое делалось. Оценили ли этого? Ну лично я то тогда оценил, но судя по отзывам, большинство людей не оценило и решило будто это нечто само собой разумеющееся (нет!). Чтобы было понятнее насколько это было для того времени серьёзно, эту 5-минутную сцену планировали 3 месяца и снимали 2 недели. Нельзя так же не отметить, что для данного фильма создавались реальные модели/скульптуры монстров, а так же практически все сцены отсняты с реальными актёрами в костюмах (или сильно загримированные), не компьютерная графика. Это было скорее редко и по-своему ценно уже тогда, но сегодня ценность подобного возросла многократно – сходу видно, что это не пластмассовый графон, монстры выглядят натурально мясисто, ощущается тяжесть шагов актёров в неудобных костюмах (а не как частенько с графой, ну и идёт и идёт).

-8
-9
Это скульптура, если что, не костюм.
Это скульптура, если что, не костюм.
25 лет отработал в спецназе, спустя 2 месяца после окончания службы взялся за подготовку актёров к этому фильму, а так же консультировал во время съёмок.
25 лет отработал в спецназе, спустя 2 месяца после окончания службы взялся за подготовку актёров к этому фильму, а так же консультировал во время съёмок.

На последок, перед переходом непосредственно к самому фильму, ещё стоит отметить, что актёры проходили ускоренную реальную военную подготовку, с полноценным огнестрелом и с настоящим военным инструктором. Может это не самая важная деталь, но маловажным это назвать тоже никак нельзя. Всё, что написано в абзацах выше можно сократить до одного единственного слово – качество. Даже титры после фильма и то выполнены не как обычно, а минималистичная экшен сцена от первого лица.

-12

И так, в 2026 году было обнаружено подземное помещение с телепортом на Марс, в мёртвый город некой марсианской цивилизации. Примерно через 10 лет люди построили на Марсе исследовательскую базу, спустя ещё 10 лет происходят события фильма. Обычно на Марсе всё тихо и спокойно, но в один день в изолированном отсеке марсианской базы происходит нечто непонятное, однозначно похожее на нападение на персонал, но в упор непонятно кого. На Марс посылается отряд морпехов из восьми солдат. Миссия: найти шестерых ученых которые подверглись нападению, найти и уничтожить угрозу, а так же достать научные данные UAC (Union Aerospace Corporation). В ленте раскрыто достаточно много персонажей, но тройка определённо выделяется: Сардж, Рипер и Сэм.

Сардж, он же совсем небезызвестный Скала, главнокомандующий отрядом.
Сардж, он же совсем небезызвестный Скала, главнокомандующий отрядом.
Рипер, второй по званию в отряде.
Рипер, второй по званию в отряде.
Сэм, родная сестра Рипера, ученый археолог, а так же что-то типа врача. 10 лет назад Сэм и Рипер жили на Марсе вместе с родителями, но те погибли во время непонятного несчастного случая, после чего Рипер покинул Марс и стал военным, в то время как Сэм решила пойти по родительским стопам.
Сэм, родная сестра Рипера, ученый археолог, а так же что-то типа врача. 10 лет назад Сэм и Рипер жили на Марсе вместе с родителями, но те погибли во время непонятного несчастного случая, после чего Рипер покинул Марс и стал военным, в то время как Сэм решила пойти по родительским стопам.
-16

Что происходит дальше, думаю и так примерно понятно, это 100% Дум. Единственное, что слегка выбивается это то, что идею Ада полностью оставили за бортом и вместо этого развязка пошла по стопам биоинженерии, но как по мне это как минимум не хуже, если не лучше. К тому же, если в Doom 3 намёки на связь между земными и марсианскими цивилизациями были достаточно прозрачными, то здесь эту идею развили и сделали более осмысленной. В остальном же, это достаточно точная экранизация сути Doom 3, даже не смотря на то, что персонажи и сюжетные линии абсолютно разные. К слову, я считаю, что это тоже к лучшему, сюжет Doom 3 на формат кино перенести было бы практически невозможно. А так, мы получили отличнейшее кино с монстрами, оружием, сеттингом, атмосферой и адреналиновостью Дума, но с новым всем остальным.

-17
-18

Честно говоря, я не знаю к чему тут можно придраться: раскрытие персонажей и игра актёров, экшен, музыка, да что угодно – всё на крайне высоком уровне. Лично для меня Doom входит в список наиболее любимых фильмов ужасов, а в теме военизированного космического хоррора найти что либо лучше этого в принципе практически невозможно. На мой взгляд, этому фильму надо стоять в одном ряду с такими общепринятыми шедеврами как Чужие, Хищник и т.д., но в место этого по чудовищной несправедливости (геймерам в принципе невозможно угодить, крайне проблемная аудитория для киноиндустрии) фильм обычно позиционируется как плохой, что полнейший бред. Ну что тут сказать, многие выдающиеся фильмы становятся коммерческими провалами, а иногда и вовсе остаются непонятыми большинством даже спустя много лет. А вот перезапуск 2019 года это полнейший провал и очередной бестолковый феминистический высер.

Ну и на последок: если кому интересно, в титрах играет песня индастриал рок группы Nine Inch Nails.

#кино #компьютерные игры #id software #хорроры #научная фантастика #космическая фантастика #боевик #фантастика #обзоры