Дум (Doom) – голливудский фильм 2005 года, экранизация культовой одноимённой компьютерной игры. Фильм был коммерческим провалом, собрав кассу в 58.7 миллионов долларов при бюджете где-то в 60-70 миллионов. Не смотря на то, что многие закидали фильм помидорами, сам основатель компании Id и создатель игровой серии Дума – Джон Кармак, остался доволен фильмом. Помню, я приобрёл DVD когда фильм был ещё скорее новым (где-то через 1-2 года после выхода), остался более чем доволен.
Думаю, стоит сходу перейти сразу к главному камню раздора. Судя по доступным комментариям разработчиков игры, не смотря на то, что Doom стал самой успешной компьютерной игрой всех времён и народов, сама оригинальная задумка, как оно было в видении разработчиков, осталась многими недопонята, в первую очередь со стороны более молодых фанатов, кто впервые сел за игру спустя очень много лет после её выхода. Всё дело в том, что разработчики изначально хотели воплотить хоррор тематику, но в 1993 году это реализовать было весьма сложно из-за ограничений тогдашних технологий, поэтому по тем временам игра пускай и была страшной, но она не была прям вылитым хоррором, а более молодые игроки так вообще не уловили хоррорной идеи и свято уверены, что Дум это трэшеватый слэшерный тир для угара. И вот, в 2004 году выходит игра Doom 3 и раскалывает фанатов на два чуть ли не непримиримых лагеря. На этот раз это был конкретный хоррор и огромная масса фанатов которые думали, что Дум это тупой скоростной адреналиновый отстрел монстров возмутились – это же резкая смена направления и нифига не истинный Дум! Но прикол в именно в том, что Doom 3 как раз таки был истинным Думом, в нулевые технологии позволили по полной оторваться по хоррорной составляющей, чего ранее достигнуть было нельзя (но пытались как могли). И вот тут то как раз и появляется этот фильм. У всех недовольных были огромнейшие надежды на то, что фильм исправит то, что Doom 3 'испортил', но вышло ровно наоборот – фильм это экранизация третьего Дума, а не первых двух, фильм идейно и по атмосфере является прямым наследником Doom 3. Наверняка Кармак остался доволен фильмом в том числе и поэтому.
Это была главной 'проблемой фильма', но не единственной. Другой элемент который не понравился некоторым это то, что фильм немного изменил лор в сторону научной фантастики, у всех этих зомби и демонов появились логичное, рациональное объяснение. Казалось бы, людям дали лучше, но нет, людям лучше не надо, им нужна реплика оригинала. Этот пункт тесно связан с ещё одним – игровые фанаты как правило ненавидят когда есть хотя бы минимальные отличия от игры, а режиссёры никогда не снимают то же самое, что и в игре (при чем, частенько это вполне обосновано: в играх сюжет всё же не настолько важен как в кино, так как геймплей берёт на себя много внимания). В итоге, ни одна из причин за которые многие огрызались на данную ленту не относится напрямую к самому фильму и весьма притянуты за уши, подобно капризам "вредных" детей.
Будучи обладателем DVD, я пересмотрел все бонусные материалы, на этот раз они оказались весьма дельные. Там весьма много чего интересного – несколько видео про первых два классических Дума, про эволюцию в третью часть, обзор на третью часть, много материала на тему того как снимался фильм. Тут невозможно не отметить, что данная лента сделала то, что по идее является революционным моментом в истории игростроя: перенесли интенсивный экшен от первого лица в широкоформатный экран. В те годы все игры делались под формат 4:3, поэтому 5-минутная сцена от первого лица в 16:9 была буквально самым первым разом в истории когда нечно такое делалось. Оценили ли этого? Ну лично я то тогда оценил, но судя по отзывам, большинство людей не оценило и решило будто это нечто само собой разумеющееся (нет!). Чтобы было понятнее насколько это было для того времени серьёзно, эту 5-минутную сцену планировали 3 месяца и снимали 2 недели. Нельзя так же не отметить, что для данного фильма создавались реальные модели/скульптуры монстров, а так же практически все сцены отсняты с реальными актёрами в костюмах (или сильно загримированные), не компьютерная графика. Это было скорее редко и по-своему ценно уже тогда, но сегодня ценность подобного возросла многократно – сходу видно, что это не пластмассовый графон, монстры выглядят натурально мясисто, ощущается тяжесть шагов актёров в неудобных костюмах (а не как частенько с графой, ну и идёт и идёт).
На последок, перед переходом непосредственно к самому фильму, ещё стоит отметить, что актёры проходили ускоренную реальную военную подготовку, с полноценным огнестрелом и с настоящим военным инструктором. Может это не самая важная деталь, но маловажным это назвать тоже никак нельзя. Всё, что написано в абзацах выше можно сократить до одного единственного слово – качество. Даже титры после фильма и то выполнены не как обычно, а минималистичная экшен сцена от первого лица.
И так, в 2026 году было обнаружено подземное помещение с телепортом на Марс, в мёртвый город некой марсианской цивилизации. Примерно через 10 лет люди построили на Марсе исследовательскую базу, спустя ещё 10 лет происходят события фильма. Обычно на Марсе всё тихо и спокойно, но в один день в изолированном отсеке марсианской базы происходит нечто непонятное, однозначно похожее на нападение на персонал, но в упор непонятно кого. На Марс посылается отряд морпехов из восьми солдат. Миссия: найти шестерых ученых которые подверглись нападению, найти и уничтожить угрозу, а так же достать научные данные UAC (Union Aerospace Corporation). В ленте раскрыто достаточно много персонажей, но тройка определённо выделяется: Сардж, Рипер и Сэм.
Что происходит дальше, думаю и так примерно понятно, это 100% Дум. Единственное, что слегка выбивается это то, что идею Ада полностью оставили за бортом и вместо этого развязка пошла по стопам биоинженерии, но как по мне это как минимум не хуже, если не лучше. К тому же, если в Doom 3 намёки на связь между земными и марсианскими цивилизациями были достаточно прозрачными, то здесь эту идею развили и сделали более осмысленной. В остальном же, это достаточно точная экранизация сути Doom 3, даже не смотря на то, что персонажи и сюжетные линии абсолютно разные. К слову, я считаю, что это тоже к лучшему, сюжет Doom 3 на формат кино перенести было бы практически невозможно. А так, мы получили отличнейшее кино с монстрами, оружием, сеттингом, атмосферой и адреналиновостью Дума, но с новым всем остальным.
Честно говоря, я не знаю к чему тут можно придраться: раскрытие персонажей и игра актёров, экшен, музыка, да что угодно – всё на крайне высоком уровне. Лично для меня Doom входит в список наиболее любимых фильмов ужасов, а в теме военизированного космического хоррора найти что либо лучше этого в принципе практически невозможно. На мой взгляд, этому фильму надо стоять в одном ряду с такими общепринятыми шедеврами как Чужие, Хищник и т.д., но в место этого по чудовищной несправедливости (геймерам в принципе невозможно угодить, крайне проблемная аудитория для киноиндустрии) фильм обычно позиционируется как плохой, что полнейший бред. Ну что тут сказать, многие выдающиеся фильмы становятся коммерческими провалами, а иногда и вовсе остаются непонятыми большинством даже спустя много лет. А вот перезапуск 2019 года это полнейший провал и очередной бестолковый феминистический высер.
Ну и на последок: если кому интересно, в титрах играет песня индастриал рок группы Nine Inch Nails.
#кино #компьютерные игры #id software #хорроры #научная фантастика #космическая фантастика #боевик #фантастика #обзоры