Найти в Дзене
Vlad 125mmvz

13-ти сильный двигатель Минск Лидер

В начале 1990-ых вместе с выпуском новой серии мотоциклов ММВЗ-3.113, оснащённых новыми 113-ми двигателями, завод по каким-то причинам вновь попытался выпускать двигатели повышенной мощности, с увеличенными окнами и необходимостью сильнее «крутить» двигатель чтобы достичь пика мощности. Подобные опыты завод уже проводил в первой половине 1980-ых с мотоциклами ММВЗ-3.112 и ММВЗ-3.112.1 мощность которых доходила до 12 л.с.. Позже завод признал, что наращивание мощности путём увеличения сечения окон в цилиндре и, как следствие, рост рабочих оборотов несостоятельной идеей для гражданского использования. После чего перешел к выпуску более «эластичных» т.н. дефорсированных до 10 л.с. двигателей. По развёртке цилиндра повторившие цилиндры с ММВЗ-3.111 (1973). Повторный возврат к 13 л.с. спустя несколько лет (выпуск 113-ой серии в начале 90-ых) выглядел странно. Наращивание мощности произошло по тому же сценарию что и десять лет назад, на примере 112-ой серии. Отличием являлось лишь то, что на
Оглавление

В начале 1990-ых вместе с выпуском новой серии мотоциклов ММВЗ-3.113, оснащённых новыми 113-ми двигателями, завод по каким-то причинам вновь попытался выпускать двигатели повышенной мощности, с увеличенными окнами и необходимостью сильнее «крутить» двигатель чтобы достичь пика мощности.

ММВЗ-3.113
ММВЗ-3.113

Подобные опыты завод уже проводил в первой половине 1980-ых с мотоциклами ММВЗ-3.112 и ММВЗ-3.112.1 мощность которых доходила до 12 л.с.. Позже завод признал, что наращивание мощности путём увеличения сечения окон в цилиндре и, как следствие, рост рабочих оборотов несостоятельной идеей для гражданского использования. После чего перешел к выпуску более «эластичных» т.н. дефорсированных до 10 л.с. двигателей. По развёртке цилиндра повторившие цилиндры с ММВЗ-3.111 (1973).

Журнал «За рулем», 1987
Журнал «За рулем», 1987

Повторный возврат к 13 л.с. спустя несколько лет (выпуск 113-ой серии в начале 90-ых) выглядел странно. Наращивание мощности произошло по тому же сценарию что и десять лет назад, на примере 112-ой серии. Отличием являлось лишь то, что на новом мотоцикле в выхлопной трубе был еще и полноценный резонатор.

К нам в руки попало заводское руководство к ММВЗ-3.113 / ММВЗ-3.113.1 согласно которому модель мотоцикла ММВЗ-3.113 оснащалась двигателем на 13 л.с.

Руководство по эксплуатации ММВЗ-3.113 и ММВЗ-3.113.1
Руководство по эксплуатации ММВЗ-3.113 и ММВЗ-3.113.1

Откуда мощность?

Окна цилиндра ММВЗ-3.113 практически повторяли увеличенные окна с моделей ММВЗ-3.112 и ММВЗ-3.112.1, соответственно, двигатель снова нужно было «крутить» сильнее для достижения пика мощности, при этом теряя крутящий момент на средних оборотах. Двигатель получался «верховым», но менее «эластичным».

Развёртки цилиндров ММВЗ-3.112.1 на 12 л.с. и ММВЗ-3.113 на 13 л.с.
Развёртки цилиндров ММВЗ-3.112.1 на 12 л.с. и ММВЗ-3.113 на 13 л.с.

После непродолжительного «жизненного цикла», в пару лет, на смену 13-ти сильному ММВЗ-3.113 придёт ММВЗ-3.113.1 который вновь станет дефорсирован до 10 л.с. И снова по аналогичному сценарию как в 1986-1987 году, путём уменьшения сечения окон в цилиндре.

Развёртки цилиндров ММВЗ-3.111 на 9.5л.с. и «дефорсированного» ММВЗ-3.112.11 на 10 л.с.
Развёртки цилиндров ММВЗ-3.111 на 9.5л.с. и «дефорсированного» ММВЗ-3.112.11 на 10 л.с.

С этого момента завод больше никогда не вернётся к производству 12-13 сильных цилиндров для гражданских моделей.

Подобная чехарда и метание завода лично у меня вызвало недоумение.

Характерные особенности

Цилиндр

Характерной особенностью 13-ти сильных цилиндров на новом двигателе было наличие «перемычек» на гильзе цилиндра. Больше ни на одном цилиндре 113-ой серии («Лидеры») я не встречал применения перемычек.

Цилиндр с ММВЗ-3.113 на 13 л.с.
Цилиндр с ММВЗ-3.113 на 13 л.с.

Образец 13-ти сильного цилиндра, что попадал мне на глаза, имел и другую характерную черту — «плоскую» головку и цилиндр. Гильза выполнена без бурта, заподлицо с рубашкой а на головке отсутствует проточка под гильзу.

«Плоские» головка и цилиндр ММВЗ-3.113
«Плоские» головка и цилиндр ММВЗ-3.113

«Плоские» головки и цилиндры применялись НЕ только на данном двигателе!

Крышки КПП

На 113-ом двигателе можно увидеть две различные крышки КПП.

Традиционная, доставшаяся от мотора-предшественника 3.1122

-8

И обновлённая крышка КПП с характерной выемкой, выполненная в пару к новому картеру под маховичное зажигание

Это уже третья крышка КПП серийных минских двигателей.

Отличие крышек коробок передач. Крышка КПП двигателя «нового образца» (3.1132) и ранних выпусков двигателя «Лидер» (слева) и поздняя крышка двигателя «Лидер» (справа)
Отличие крышек коробок передач. Крышка КПП двигателя «нового образца» (3.1132) и ранних выпусков двигателя «Лидер» (слева) и поздняя крышка двигателя «Лидер» (справа)

Заключение

Данный двигатель явился основоположником новой линейки 113-ых двигателей («Лидеры»).

Двигатель на ММВЗ-3.113
Двигатель на ММВЗ-3.113

Включив в себя ключевые новшества такие как увеличенное оребрение, новые головки и цилиндры, широко разнесённые шпильки и выхлоп по середине двигатель перенял от своего предшественника (двигателя 3.1122, «нового образца») обычный большой коленвал. По сути, это был один и тот же вал.

Разобранный двигатель ММВЗ-3.113
Разобранный двигатель ММВЗ-3.113

Коробка передач и моторная передачи на двигателе остались неизменны.

Во всём остальном двигатель нёс в себе все характерные черты новой линейки двигателей, о которых можно прочитать в статье: двигатель 3.113 (на этапе написания)

-12
-13
-14

Выражаю благодарность такому человеку как Алег Сасiм за предоставленные подробные фотографии обозреваемого двигателя.

Статья написана и оформлена специально для сообщества МОТОБУСЛИК

Автор статьи: Chris Fehn