Продолжая писать книгу о своих земляках "Никто не забыт. Вернулись с Победой", хочу рассказать об одном из героев Великой Отечественной войны, которого я выявил, но очень долго искал, неожиданно обнаружив его на кладбище города Кызыла.
По предварительным данным, он приехал в Туву после 1973 года и проживал в посёлке Сукпак Кызылского района, работая скотником в совхозе "Сук-Пак". За период войны был награждён пятью боевыми орденами.
Николай Филимонович Кольцов родился 30 декабря 1922 года в деревне Вишняково-Катеюл, находящейся сегодня на территории Юрьевского сельсовета Боготольского района. Призван на фронт 15 сентября 1941 года Боготольским РВК.
Непосредственное участие в боевых действиях Н. Ф. Кольцов принял только с 4 июля 1942 года: первоначально он служил во 2-й воздушно-десантной бригаде. Надо полагать, что в такие подразделения привлекались наиболее крепкие лица и прежде всего сибиряки.
Затем он в звании сержанта служил связистом в 759-м стрелковом полку 163-й стрелковой дивизии. Далее в звании старшего сержанта - связистом роты связи 959-го стрелкового полка 309-й Пирятинской Краснознамённой стрелковой дивизии 40-й армии 1-го Украинского фронта.
Но большую часть войны Николай Филимонович провёл в рядах роты управления 56-й гвардейской Васильковско-Шепетовской Краснознамённой танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии 1-го Украинского фронта в звании гвардии старшего сержанта.
Демобилизован был из рядов Вооружённых сил в ноябре 1946 года.
Как наш земляк воевал в годы Великой Отечественной - об этом сами за себя говорят его боевые награды. Первая - медаль "За отвагу", которой он был награждён 15 мая 1943 года:
"В бою за село Скоморохи Житомирской области Украинской ССР гвардии сержант Кольцов под сильным автоматным и артиллерийско-миномётным огнём противника бесстрашно вёл телефонную линию связи и сумел обеспечить бесперебойную связь между наблюдательным пунктом заместителя командира 56-й гвардейской танковой бригады и командиром полка бригады".
19 августа 1943 года в период боёв на Курской дуге Н. Ф. Кольцов был награждён орденом Красной Звезды. 7 июля 1943 года в районе населённого пункта Дмитриевка Ракитянского района Курской области под сильным огнём противника он своевременно обеспечил связью наши подразделения, чем способствовал выполнению ими поставленной задачи.
А 9 июля 1943 года Николай Филимонович, прокладывая линию телефонной связи, в условиях тяжёлой оперативной обстановки, не заметив, углубился на территорию, занятую противником. Немцы попытались его схватить и взять в плен. Но Кольцов, сохранив аппарат связи, отстреливаясь, убил двух фашистов и сумел вырваться из вражеского окружения.
Следующий боевой подвиг он совершил при освобождении Украины: во время боёв в Винницкой области сумел исправить под огнём противника до 35 повреждений линии связи, дав возможность командованию бригады бесперебойно управлять своими подразделениями. За это он был награждён 22 февраля 1944 года вторым орденом Красной Звезды.
9 октября 1944 года Н. Ф. Кольцов получил третий орден Красной Звезды. В период с 22 августа 1944 года, работая на линии связи, под огнём противника он был легко ранен осколками в лицо, но, несмотря на это, продолжал устранять повреждения на линии, исправив до шестидесяти повреждений.
...Когда читаешь о войне, о том, как умирали наши связисты - будучи раненными, они зажимали в зубах концы проводов, чтобы, несмотря ни на что, обеспечить командование связью, то понимаешь, насколько опасен и труден был их труд. Устойчивая связь с подразделениями, как правило, и обеспечивала успех в общей операции всех подразделений.
А что такое связь? Это реальная возможность координировать взаимодействие со всеми приданными частями, возможность крушить врага единым кулаком. Поэтому устойчивая связь между всеми подразделениями, как правило, и обеспечивала успех общей операции.
Такие люди, как Н. Ф. Кольцов, рискуя своей жизнью, обеспечивали это, давая командованию реальную возможность получить устойчивую связь с подразделениями, обеспечивая им общий успех.
Только представьте себя на месте этого парня, которому всего 22 года: по нему ведёт огонь артиллерия противника (по статистике 70 процентов потерь на войне наши войска несли именно от артиллерийского огня). А рисковал 60 раз быть убитым, то есть ровно столько раз, сколько устранял повреждения и порывы связи только во время одного боя, обеспечив всей бригаде выполнение поставленной боевой задачи...
56-я гвардейская Васильковско-Шепетовская Краснознамённая танковая бригада 7-го гвардейского танкового корпуса, в роте управления которой служил старшим телеграфистом Н. Ф. Кольцов, действуя в составе 1-го Украинского фронта, вступила на территорию Германии.
Здесь 18 марта 1945 года Николай Филимонович получил орден Славы III степени. Из представления к награждению:
"Гвардии старший сержант Кольцов в боях за населённые пункты Зайфесдорф и Миттель, а также за Лаубен проявил себя смелым и храбрым воином. Несмотря на огонь противника, он, рискуя жизнью, вёл линию связи. Благодаря его самоотверженной работе командование бригады имело возможность управлять всеми своими частями по телефону. При этом, участвуя в прямой схватке в с. Миттель, тов. Кольцов лично убил 8 немцев".
Далее 56-я гвардейская Васильковско-Шепетовская Краснознамённая танковая бригада действовала в составе 3-й танковой армии 1-го Украинского фронта. И воюющий в её рядах Н. Ф. Кольцов получил за свои подвиги орден Славы II степени, которым его наградили 15 мая 1945 года. Из представления к награждению:
"Во время форсирования реки Нейсе он под сильным артиллерийско-миномётным огнём противника обеспечил бесперебойную связь от штаба бригады до штаба второго танкового батальона. При этом из снайперской винтовки уничтожил до пяти немцев, исправив при этом до 15 повреждений линии связи".
Всё это говорит о том, что Н. Ф. Кольцов имел крепкий сибирский характер и выполнял поставленную задачу, несмотря ни на что, самоотверженно, ежечасно рискуя своей жизнью...
В честь сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне, 6 апреля 1985 года, в отделе военного комиссариата Кызылского района Н. Ф. Кольцов был награждён орденом Отечественной войны II степени, то есть шестым орденом в своей жизни.
Николай Филимонович умер 30 декабря 1990 года. Похоронен на городском кладбище года Кызыла.
Мне не удалось разыскать его родственников, поэтому рассказать о его послевоенной судьбе пока не представляется возможным: многие русские выехали из Тувы в 1990 году. Но я смею надеяться, что после этой публикации они всё-таки найдутся, возможно - и в Юрьевском сельсовете Боготольского района, откуда он родом. И тогда представится возможность рассказать об этом более подробно.
Надо отметить то, что в ходе работы по поиску героев Великой Отечественной войны постоянно сталкиваешься с одной из главных проблем - установлением их послевоенной биографии. А она порой оказывается совсем не простой: в боевых условиях человек один, а в мирной жизни - совсем другой. Но это не умоляет его боевых заслуг, ведь он сделал в период войны всё возможное, чтобы отстоять свободу и независимость нашей Родины.
Тогда, после окончания войны, совершенно не говорили о том, что её ветераны нуждаются в психологической реабилитации, нередко - в помощи: их психика порой была сильно подорвана тем, что они видели и испытали на фронте. А она, психика, накладывала стереотип своего поведения и поступков на героев войны и в мирной жизни в соразмерности с тем, как они поступали тогда, в боевых условиях. Фронтовики порой решали возникшие перед ними, в общем-то бытовые, проблемы радикально, "по законам военного времени".
Они вернулись живыми, но война, даже по прошествии многих лет, продолжала стучаться в их ума и сердца. Кроме того, многие из них получили тяжёлые ранения и контузии, что тоже сказывалось на их здоровье и душевном самочувствии.
Я не говорю уж о тех из них, кто прошёл немецкий плен: их вообще долго не признавали ветеранами войны, де-факто под всяческими предлогами поражая в гражданских правах (пока не вышел фильм "Судьба человека" по рассказу М. Шолохова). Им психологически было тяжелее всего, а нахождение в плену подорвало здоровье, и они рано, преждевременно уходили из жизни.
Они чувствовали себя людьми второго сорта, "виноватыми без вины". О том, что в период войны они находились в плену, многие молчали, не говоря об этом даже своим близким, замыкаясь в себе, почти не отвечая на вопросы о том, как и что было с ними во время войны.
Поэтому, когда просматриваешь учётные карточки ветеранов Великой Отечественной из военкоматов, нередко видишь в них отметки о судимости или о возвращении из мест лишения свободы за совершение каких-либо уголовных преступлений. Чаще всего - это хулиганские действия и убийства, в меньшей степени - кражи, мошенничество, растрата и присвоение государственного имущества. Это факты, от которых не уйдёшь, они действительно имели место...
Кроме того, личная жизнь многих ветеранов войны тоже была далеко не безоблачной: нередко они впадали в пьянство, занимались рукоприкладством, и жёны от них уходили.
А страдали от этого, в первую очередь, их дети, прежде всего - психологически. На фоне огромного количества вдов и ребятишек, потерявших отцов в годы войны, им было трудно осознавать, что их отец, оставшийся живым,- герой. Он вернулся назад, но он не с ними: причём либо совершил что-то противозаконное и находится в местах лишения свободы, либо ушёл из семьи и живёт с другой женщиной, а не с их мамой и не с ними - своими детьми...
Даже американцы, строившие планы войны с Советским Союзом, не решились напасть на СССР: они принимали во внимание и тот факт, что в этой стране живёт поколение, которое в ходе войны с фашистской Германией и милитаристской Японией стало "профессиональной армией запаса". Этих учить военному делу не надо - это готовые солдаты, прошедшие четыре года войны, в любой момент они готовы вновь взяться за оружие и дать отпор любому внешнему противнику.
Кроме того, это были советские люди: бытовые проблемы и меркантильные интересы их волновали в меньшей степени, чем жизнь их родных и близких, судьба детей и внуков. Они были готовы к самопожертвованию. И американцы понимали, что в случае нападения эти люди снова вольются в боевой строй и не остановятся, будут воевать, пока не дойдут до Вашингтона и Калифорнии...
Словом, описывать послевоенную жизнь ветеранов войны далеко не просто. Порой просто не хочется об этом рассказывать, чтобы не умалять их воинскую доблесть и заслуги, которые они проявили в годы Великой Отечественной.
В конце концов, для нас сейчас важнее то, какой личный подвиг и героизм человек проявил, пройдя через пекло самой страшной войны в истории человечества...
Александр САМОЙКИН.
Город Боготол Красноярского края.