Той осенью отцу сделали операцию. Врач был очень доволен результатом. Искренне радовался, говорил, что нам, возможно, удалось «перехитрить» недуг. Увы, радость молодого доктора была преждевременной. Не прошло и 3 месяцев, как отцу снова стало плохо. Решили продолжать лечение в областном центре, а уж если там не получится — везти отца в Москву.
Очень хорошо помню тот ясный морозный день. Чисто, бело вокруг. До Нового года считаные дни. Все готовятся: кто продукты домой тащит, кто ёлку. Нам же было не до приближающегося праздника. Мы собирались в дорогу. Все члены семьи пришли проводить отца: дядя Толя и дядя Витя (братья папы) с супругами, брат с женой и ребёнком, я со своей дочерью. Из всей семьи не присутствовал только мой муж. Отец спросил, почему он не пришёл. Я ответила, что мужу не удалось отпроситься с работы. Отец кивнул понимающе, но мне показалось: он догадался, что причина отсутствия зятя не в этом...
В последнее время наши отношения с мужем испортились. В конце концов он открыто заявил мне, что я для него пустое место. Именно так и выразился. Я восприняла эти слова на удивление спокойно. Мне, признаюсь, надоела его бесконечная ложь: то ему якобы зарплату задерживают, а потом я узнаю, что он просто прокутил деньги, то срочная командировка внезапно случается, которая проходит в загородном доме отдыха в компании нескольких молодых сотрудниц. Я всерьёз думала о разводе, но тянула время: хотела чтобы отец поправился. Не желала огорчать папу.
Операция прошла успешно. Врачи в областном центре тоже надеялись, что отцу удастся выкарабкаться. Ну а если не выкарабкаться, то прожить еще хотя бы 5-7 лет. Увы, надежды оказались тщетными — через 2 недели после операции папы не стало. Это было как гром среди ясного неба. Никто не ожидал его столь скорой кончины. Однако всё произошло моментально — сердце не выдержало.
В ночь, когда папа умер, я увидела его во сне. Он сидел в своей комнате у окна. На нём была та же рубашка, в которой он отправился в больницу в областной центр. И папа задал тот же самый вопрос, что и тогда: почему не пришёл мой муж? Я начала плести ахинею про то, что супруга не отпустили с работы, но отец мягко улыбнулся и сказал: «Не надо, доченька. Я же знаю, что ты просто не хочешь огорчать меня. Не надо... Ты не огорчишь меня разводом. Ты огорчишь меня, если и дальше будешь унижаться. Не так я тебя воспитывал. Не смей больше терпеть. Это тебе мой родительский наказ, который ты обязана исполнить, потому что я сегодня умру...»
Говорил папа уверенно, даже напористо, но очень спокойно. Потому мне не было страшно. Было горько. С этим чувством я и проснулась, с ним же ждала звонка из больницы. Долго ждать не пришлось...
Мужу я запретила приходить на похороны. А на 40-й день со смерти папы мы развелись. Я выполнила родительский наказ. И ни одна сила в мире больше не заставит меня терпеть унижения.
P.S. Терпеть унижения нельзя. Нет таких обстоятельств, ради которых их можно было бы терпеть. Ведь терпение в данном случае — это поругание собственной души. Будьте мудрыми и счастливыми.