Найти в Дзене
Cinemacountry

10 образов Николая II в кино

История трагического краха дома Романовых и событий, ему предшествующих, — сильнейшая подложка для художественных сюжетов. Писатели перекладывают реальные события на тексты, художники запечатлевают в красках, а кинематографисты увековечивают в кино. Современный кинематограф насчитывает десятки упоминаний последнего самодержца Всероссийской империи. Первый фильм о переломном периоде в истории России вышел ещё при жизни Николая Александровича (роль императора исполнил Альфред Хикман). Таким образом, американский 80-минутный фильм «Падение Романовых» стал первой художественной лентой, рассказывающей о революции в России. С приходом советской власти революция стала одной из самых популярных героинь отечественного кинематографа, однако поскольку кино использовалось в качестве инструмента пропаганды, то Николай либо не появлялся в кадре вообще, либо был до безобразия карикатурен. Так, например, в эпизоде фильма «Арсенал» (1928) А.Евдаков изобразил императора полнейшим идиотом. Все это продо
Оглавление

История трагического краха дома Романовых и событий, ему предшествующих, — сильнейшая подложка для художественных сюжетов. Писатели перекладывают реальные события на тексты, художники запечатлевают в красках, а кинематографисты увековечивают в кино.

Последний император Российской империи Николай II
Последний император Российской империи Николай II

Современный кинематограф насчитывает десятки упоминаний последнего самодержца Всероссийской империи. Первый фильм о переломном периоде в истории России вышел ещё при жизни Николая Александровича (роль императора исполнил Альфред Хикман). Таким образом, американский 80-минутный фильм «Падение Романовых» стал первой художественной лентой, рассказывающей о революции в России.

Кадр из фильма. Ныне считается утерянным.
Кадр из фильма. Ныне считается утерянным.

С приходом советской власти революция стала одной из самых популярных героинь отечественного кинематографа, однако поскольку кино использовалось в качестве инструмента пропаганды, то Николай либо не появлялся в кадре вообще, либо был до безобразия карикатурен. Так, например, в эпизоде фильма «Арсенал» (1928) А.Евдаков изобразил императора полнейшим идиотом.

Все это продолжалось вплоть до смерти Сталина и развенчания его культа личности — именно тогда на экраны начали выходить фильмы, где Николай пусть все ещё и оставался в тени бравых революционеров, но уже не был столь плоским и шаблонным персонажем.

В западном кино ситуация складывалась, конечно, иначе: американские, немецкие и британские фильмы о гибели российской царской семьи хоть и не стремились обелить следствия политическое бессилия императора, все же сквозили сочувствием к участи Николая и его семьи. Особенно это отношение прослеживается в английский проектах. Британцы, которые и сейчас продолжают чтить монархические традиции и искренне любят королевскую семью, принимают расстрел Романовых с великой скорбью — в том числе и потому, что Александра Фёдоровна является внучкой Виктории — любимейшей из королев британских подданных.

Воочию увидеть бережное отношение к памяти жертв революционной расправы можно в совместном фильме Англии и США «Николай и Александра», рассказывающем историю последнего императора со дня рождения цесаревича Алексея до казни в подвале дома Ипатьева.

Майкл Джейстон в фильме «Николай и Александра», 1971

-3

Несмотря на то, что фильм снят в разгар «холодной войны», он сохраняет нейтральную позицию и придерживается исторической хроники, не очерняя советскую власть. Однако ракурс повествования в эмоциональном плане перетягивает зрителя-обывателя на сторону царской семьи.

Кстати, именно поэтому этот проект оказал прямое влияние на перелом в советском кино относительно данной тематической ниши. Динамика начала этих перемен отмечена выходом картины «Агония» с Анатолием Ромашиным в роли императора Николай — буквально выстраданной Элемом Климовым у разрешающего комитета. Если бы не «Николай и Александра», то возможно сценарий «Агонии», трижды отверженный редактурой, так и замшел бы в дальнем ящике. Выход голливудского фильма подтолкнул советских идеологов к созданию своего «честного» экскурса в исторические события, и задумка Климова была взята за основу предстоящего фильма. В итоге, пройдя бесчисленные правки, фильм был все-таки снят, хотя и вышел на отечественные экраны, спустя 4 года после того, как его посмотрел и даже отметил престижными наградами запад.

Анатолий Ромашин в фильме «Агония», 1981

-4

Обладающий весьма европейской наружностью Анатолий Ромашин частенько играл белогвардейцев и представителей интеллигенции (хотя роли красных командиров ему тоже выпадали). Так что неудивительно, что актёра пригласили на роль Николая II (причём дважды): он неплохо подходил под возраст и в целом под внешний облик самодержца, прекрасно смотрелся в кадре, вызывал симпатию как человек и семьянин. В общем, визуализировал живого человека, а не картонный прообраз из советских учебников.

За успехом Климова и сменной политического строя страны, последовала целая плеяда фильмов, соревнующихся друг с другом в смелости интерпретации и подачи. Одни проекты оказывались успешными, другие провальными, но интерес к теме не ослабевал и вряд ли скоро ослабнет. Все-таки великие и ужасные события первой четверть XX века имеют прямое влияние на менталитет и мировоззрение современного населения России: попытка разобраться в них и своём к ним отношении поможет лучше понять себя.

А пока предлагаю вам познакомиться с несколькими из визуализаций Николая Александровича Романова в мировом кино:

Египетский актёр Омар Шариф в фильме «Анастасия: Загадка Анны», 1986

Пожалуй, один из самых спорных кастингов. Кстати, актёр играл русских персонажей несколько раз. Юрий Живаго, Фёдор Свердлов, Алексей Разумовский, Фёдор Ромодановский — во всех этих ролях можно увидеть Омара Шарифа.
Пожалуй, один из самых спорных кастингов. Кстати, актёр играл русских персонажей несколько раз. Юрий Живаго, Фёдор Свердлов, Алексей Разумовский, Фёдор Ромодановский — во всех этих ролях можно увидеть Омара Шарифа.

Андрей Ростоцкий в фильме «Сны», 1993

Ростоцкий исполнил роль Николая II сразу в четырёх фильмах: «Свой крест», «Мать», «Раскол», «Сны», «Жизнь и смерть Петра Столыпина».
Ростоцкий исполнил роль Николая II сразу в четырёх фильмах: «Свой крест», «Мать», «Раскол», «Сны», «Жизнь и смерть Петра Столыпина».

Олег Янковский в фильме «Цареубийца», 1991

Олег Иванович сыграл не совсем Николая Романова. Его персонаж — психиатр, ассоциирующий себя с последним императором. Сначала это всего лишь врачебный эксперимент, но позже… Довольно любопытный фильм, посмотрите, если вдруг не видели.
Олег Иванович сыграл не совсем Николая Романова. Его персонаж — психиатр, ассоциирующий себя с последним императором. Сначала это всего лишь врачебный эксперимент, но позже… Довольно любопытный фильм, посмотрите, если вдруг не видели.

Британец Иэн Маккеллен в фильме «Распутин», 1996

Кстати, роль Распутина исполнил Алан Рикман, получив за свою работу «Золотой глобус» и «Эмми».
Кстати, роль Распутина исполнил Алан Рикман, получив за свою работу «Золотой глобус» и «Эмми».

Александр Галибин в фильме «Романовы. Венценосная семья», 2000

Александр играл императора дважды. Впервые это случилось в 1987 году в телефильме «Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького.
Александр играл императора дважды. Впервые это случилось в 1987 году в телефильме «Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького.

Владимир Машков в фильме «Распутин», 2011

-10

Немец Ларс Айдингер в фильме «Матильда», 2017

Говорят, Учитель пригласил Айдингера на роль психиатра Фишеля, но когда на актёра наложили грим, то вся съёмочная группа обомлела от внешнего сходства Ларса и Николая. Где оно, простите? Хотя, если принять во внимание, что изначально императора должен был сыграть Данила Козловский, то Айдингер и его герой — просто близнецы.
Говорят, Учитель пригласил Айдингера на роль психиатра Фишеля, но когда на актёра наложили грим, то вся съёмочная группа обомлела от внешнего сходства Ларса и Николая. Где оно, простите? Хотя, если принять во внимание, что изначально императора должен был сыграть Данила Козловский, то Айдингер и его герой — просто близнецы.

Михаил Елисеев в телефильме «Троцкий», 2017

Не первая визуализация образа. Первый раз зрители увидели актёра в роли Николая Романова в телесериале Юрия Кузьмина «Столыпин… Невыученные уроки» по мотивам романа Эдуарда Володарского. Запуск проекта сопровождался несколькими скандалами: автор первоисточника обвинил режиссёра в вольной трактовке, а еврейская община — в антисемитизме.
Не первая визуализация образа. Первый раз зрители увидели актёра в роли Николая Романова в телесериале Юрия Кузьмина «Столыпин… Невыученные уроки» по мотивам романа Эдуарда Володарского. Запуск проекта сопровождался несколькими скандалами: автор первоисточника обвинил режиссёра в вольной трактовке, а еврейская община — в антисемитизме.

Кто, на ваш взгляд, попал в образ лучше остальных?

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!