История трагического краха дома Романовых и событий, ему предшествующих, — сильнейшая подложка для художественных сюжетов. Писатели перекладывают реальные события на тексты, художники запечатлевают в красках, а кинематографисты увековечивают в кино.
Современный кинематограф насчитывает десятки упоминаний последнего самодержца Всероссийской империи. Первый фильм о переломном периоде в истории России вышел ещё при жизни Николая Александровича (роль императора исполнил Альфред Хикман). Таким образом, американский 80-минутный фильм «Падение Романовых» стал первой художественной лентой, рассказывающей о революции в России.
С приходом советской власти революция стала одной из самых популярных героинь отечественного кинематографа, однако поскольку кино использовалось в качестве инструмента пропаганды, то Николай либо не появлялся в кадре вообще, либо был до безобразия карикатурен. Так, например, в эпизоде фильма «Арсенал» (1928) А.Евдаков изобразил императора полнейшим идиотом.
Все это продолжалось вплоть до смерти Сталина и развенчания его культа личности — именно тогда на экраны начали выходить фильмы, где Николай пусть все ещё и оставался в тени бравых революционеров, но уже не был столь плоским и шаблонным персонажем.
В западном кино ситуация складывалась, конечно, иначе: американские, немецкие и британские фильмы о гибели российской царской семьи хоть и не стремились обелить следствия политическое бессилия императора, все же сквозили сочувствием к участи Николая и его семьи. Особенно это отношение прослеживается в английский проектах. Британцы, которые и сейчас продолжают чтить монархические традиции и искренне любят королевскую семью, принимают расстрел Романовых с великой скорбью — в том числе и потому, что Александра Фёдоровна является внучкой Виктории — любимейшей из королев британских подданных.
Воочию увидеть бережное отношение к памяти жертв революционной расправы можно в совместном фильме Англии и США «Николай и Александра», рассказывающем историю последнего императора со дня рождения цесаревича Алексея до казни в подвале дома Ипатьева.
Майкл Джейстон в фильме «Николай и Александра», 1971
Несмотря на то, что фильм снят в разгар «холодной войны», он сохраняет нейтральную позицию и придерживается исторической хроники, не очерняя советскую власть. Однако ракурс повествования в эмоциональном плане перетягивает зрителя-обывателя на сторону царской семьи.
Кстати, именно поэтому этот проект оказал прямое влияние на перелом в советском кино относительно данной тематической ниши. Динамика начала этих перемен отмечена выходом картины «Агония» с Анатолием Ромашиным в роли императора Николай — буквально выстраданной Элемом Климовым у разрешающего комитета. Если бы не «Николай и Александра», то возможно сценарий «Агонии», трижды отверженный редактурой, так и замшел бы в дальнем ящике. Выход голливудского фильма подтолкнул советских идеологов к созданию своего «честного» экскурса в исторические события, и задумка Климова была взята за основу предстоящего фильма. В итоге, пройдя бесчисленные правки, фильм был все-таки снят, хотя и вышел на отечественные экраны, спустя 4 года после того, как его посмотрел и даже отметил престижными наградами запад.
Анатолий Ромашин в фильме «Агония», 1981
Обладающий весьма европейской наружностью Анатолий Ромашин частенько играл белогвардейцев и представителей интеллигенции (хотя роли красных командиров ему тоже выпадали). Так что неудивительно, что актёра пригласили на роль Николая II (причём дважды): он неплохо подходил под возраст и в целом под внешний облик самодержца, прекрасно смотрелся в кадре, вызывал симпатию как человек и семьянин. В общем, визуализировал живого человека, а не картонный прообраз из советских учебников.
За успехом Климова и сменной политического строя страны, последовала целая плеяда фильмов, соревнующихся друг с другом в смелости интерпретации и подачи. Одни проекты оказывались успешными, другие провальными, но интерес к теме не ослабевал и вряд ли скоро ослабнет. Все-таки великие и ужасные события первой четверть XX века имеют прямое влияние на менталитет и мировоззрение современного населения России: попытка разобраться в них и своём к ним отношении поможет лучше понять себя.
А пока предлагаю вам познакомиться с несколькими из визуализаций Николая Александровича Романова в мировом кино:
Египетский актёр Омар Шариф в фильме «Анастасия: Загадка Анны», 1986
Андрей Ростоцкий в фильме «Сны», 1993
Олег Янковский в фильме «Цареубийца», 1991
Британец Иэн Маккеллен в фильме «Распутин», 1996
Александр Галибин в фильме «Романовы. Венценосная семья», 2000
Владимир Машков в фильме «Распутин», 2011
Немец Ларс Айдингер в фильме «Матильда», 2017
Михаил Елисеев в телефильме «Троцкий», 2017
Кто, на ваш взгляд, попал в образ лучше остальных?
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!