Найти тему
GQ – мужской журнал

«Красота и Уродство» – альбом, в котором вы точно найдете что-то свое

Разбираем новый релиз Oxxxymiron, который, кажется, пытается угодить всем. И у него это получается.

Мирон Федоров на протяжении своей карьеры прожил жизни сразу нескольких лирических героев: рефлексирующий писатель, суровый баттл-рэпер, злой иммигрант и легенда жанра. Порой в творческих личностях Мирона можно запутаться, но в этом его прелесть: за счет такого подхода есть возможность собрать максимально широкую аудиторию. И поэтому каждый слушатель, скорее всего, хотел услышать на долгожданном третьем альбоме «своего» Оксимирона.

Скажем сразу: у Мирона получилось дать каждому слушателю то, ради чего он включил этот релиз. Под обложкой, нарисованной Борисом Гребенщиковым, скрывается аж двадцать два новых трека. И что удивительно, их содержание максимально разнообразно.

-2

В последние годы Oxxxymiron стал востребован у оппозиционно настроенной аудитории за счет регулярных выходов на митинги? Он это прекрасно понимает. Начало альбома – реверанс в сторону гражданских активистов с композицией про иностранных агентов и похожими на лозунги строчками вроде «Россия сидит» и «Каждый год как тридцать седьмой». Сперва даже кажется, что в ключе размышлений о судьбе страны пройдет вся пластинка. Но ближе к шестому треку становится понятно, что одной лишь актуальной повесткой «Красота и Уродство» не ограничивается. В этот момент можно осознать, что мы слушаем настоящую энциклопедию творчества Мирона.

И, конечно, в такой «энциклопедии» не могло обойтись без треков Оксимирона про Оксимирона. Cамокопания артиста уже давно стали его визитной карточкой и, казалось, достигли апогея на вышедшем недавно «Смутном времени». Это в чистом виде был релиз про самого себя – дань эго, которую в представлении артиста нужно было заплатить, чтобы наконец-то выпустить полноценный альбом. Но на «Красоте и Уродстве» также присутствуют треки, в которых Мирон снова копается внутри своей головы, а также композиции, в которых он осмысляет свое значение для жанра. Без этого, кажется, обойтись просто не могло, но ведь именно благодаря подобной тематике, Федоров запомнился большому количеству слушателей.

И раз уж мы заговорили про значение Оксимирона для русского рэпа, нужно отметить, что это еще один из важнейших тематических блоков альбома. Мирон тут выступает в роли ветерана жанра: он критикует новую школу за автотюн, требует от новых артистов большей музыкальности и упоминает Моргенштерна (куда же без него в 2021-м?). Мирон отмечает, что до сих пор не прослушал голосовые сообщения, которые Алишер ему периодически отправляет. В подобных строчках с упоминаниями коллег по цеху проявляется тот самый Мирон баттл-рэпер, и ярче всего он заметен на треке «Грязь» – пожалуй, лучшем на альбоме с точки зрения творческой агрессии. Вместе с ATL и «Иглой» Oxxxymiron выдает мощнейший дисс на современную рэп-сцену, называет лейблы банками и высмеивает стиль молодых артистов.

-3

Мирон так много говорит о музыкальности, справедливым будет упомянуть о том, что сам он никогда ей не славился. И, видимо, чтобы минимизировать упреки, Oxxxymiron здесь регулярно экспериментирует со звуком: его флоу стал гораздо более разнообразным, а припевы больше не походят друг на друга (как это было, например, на «Горгороде»). Где-то он пытается петь сам, а где-то добавляет женский вокал, немного разбавляющий монотонность звучания. В текстах появилось и больше лирики, которую ранее можно было услышать только на «Вечном жиде». Но если там она носила какой-то экспериментальный характер, то здесь становится полноценной частью релиза. Это и оформленная в восточной тематике баллада о звездном небе «Пантеллерия», и представление о любви как о вьетнамской войне в «Партизанском радио». А «Непрожитая жизнь» – и вовсе сборник печальных судеб людей, которые боятся решиться на перемены.

Разбавляют альбом и совместные композиции с артистами из абсолютно разных жанров: помимо вышеупомянутых ATL и «Иглы» здесь можно услышать мелодичный припев от «Аигел» и несколько строчек от «Дельфина».

Альбом получился максимально разнообразным, и в этом как его главный плюс, так и главный минус. «Все это намешано во мне», – повторяет Мирон в одноименном треке, и эта фраза звучит рефреном ко всему релизу. Здесь каждый найдет свое, и каждому будет этого мало. Пожалуй, по-настоящему полюбить альбом смогут только фанаты артиста, которые бесконечное количество раз заслушали все его предыдущие треки. Ничего кардинально нового в жанр «Красота и Уродство» на первый взгляд не приносит. Но это искренний и многогранный альбом. Не революция в жанре, не концептуальная антиутопия и не репрезентация эго, а просто сборник песен обо всем, что накопилось в голове за последние шесть лет. Пожалуй, такой альбом должен быть у каждого артиста.

Критиковать «Красоту и Уродство» не получается, ведь слушатели артиста получили все то, чего ждали. И, возможно, даже немного больше. Но для тех, кому Oxxxymiron никогда не нравился, ситуация вряд ли изменится: даже несмотря на некоторые эксперименты, он остается тем же артистом, и этот релиз вряд ли поможет ему привлечь новую аудиторию. Однако если вы когда-либо испытывали симпатию к творчеству Мирона Федорова, послушать альбом определенно стоит, но делать это «залпом» мы не рекомендуем – слишком уж большой здесь объем. Попробуйте включить его в несколько заходов. И тогда точно найдете что-то свое.

Автор: Патрик-Филипп Ясиньски