Найти тему

Медиапроект «Про100: интересные факты о Челябинской драме». Павел Гарянов – артист синтетического жанра

В истории Челябинского драматического театра есть имена, которые связаны с театром неразрывно. Эти люди стояли у истоков театра, составляли его ядро, являлись его движущей силой. Именно таким человеком был Павел Гарянов – актер, режиссер, общественный деятель, заслуженный артист РСФСР. О становлении театра, о его основателях, актерах, режиссерах и знаменитых спектаклях можно узнать из книги «Челябинский академический театр драмы: избранные очерки истории и современности»: Т-1, Т-2 (Челябинск 2001).

Родился Павел Голубев (Гарянов, псевд.) в Чернигове, в 1886 г. Семья была бедной. Чтобы зарабатывать на жизнь, юноша окончил ремесленную школу. Но тяга к прекрасному возобладала и он поступил в Киевскую музыкально-театральную школу Н. В. Лысенко. С 1908 г. работал в передвижных театрах. В автобиографии Гарянов писал: «...началась моя актерская жизнь, полная нужд, скитаний и голода. В годы своей юности я исколесил всю дореволюционную Россию вдоль и поперек, переиграл сотни ролей».

Гарянов несколько лет работал в Харькове и Киеве, стал зрелым актером. Впоследствии играл в театрах крупных провинциальных городов: Симбирска, Самары, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара. Основные роли того периода: Фердинанд, Карл Моор, Хлестаков, Чацкий, герцог Рейхштадский («Орленок» Ростана), Освальд («Привидения») и многие другие. Начал режиссерскую деятельность, написал несколько пьес для театра, работал педагогом в драматических школах и студиях. После революции 1917 г. создавал театры и руководил ими, готовил инструкторов театрального искусства, работал над новыми ролями. Боролся с формализмом и натурализмом в театральном искусстве, отстаивал принципы реализма. В годы Гражданской войны основал ДАРТ (Дом артиста) для выступлений в красноармейских частях.

Павел и Нина Гаряновы
Павел и Нина Гаряновы

В конце 1920-х гг. супружеская чета актеров Н. А. и П. А. Гаряновых была приглашена на Урал. Поработав в Златоусте, Перми, Тобольске, Нижнем Тагиле, они остановили свой выбор на Челябинске, где в 1933 г. Гарянов был принят в труппу Гортеатра (так тогда назывался единственный в городе театр, сейчас – Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова).

Павел Гарянов - один из тех, кому обязан своим становлением Челябинский драматический театр. В нем Гарянов сразу занял ведущее положение, создал много ярких полноценных сценических образов, свидетельствующих о высокой культуре и мастерстве актера, лучшие из которых – Репетилов, Мурзавецкий, доктор Дорн, Прибытков, Лоренцо, Горностаев, Стессель. Особенно памятными в истории театра являются две роли Гарянова: профессор Полежаев в «Беспокойной старости» С. Рахманова (1937) и Кутузов в «Фельдмаршале Кутузове» В. Соловьева (1940). Последнюю – актер считал лучшей и любимой. «Роль, в которой я старался показать и простоту русского человека, и глубокое величие народного вождя-спасителя Родины. Этой ролью я болел. Ей я отдал все свое сердце и кровь», – писал Гарянов. Об этом периоде жизни Челябинской драмы можно прочесть в книге Владимира Борисова «Аплодисменты, или о тех, кого любили» (Челябинск, 1994).

Именно в Челябинске актер проявил себя, как артист синтетического жанра. Не было видов театральной деятельности, которые не были бы ему подвластны.

Павел Гарянов со зрителями Челябинского театра кукол
Павел Гарянов со зрителями Челябинского театра кукол

В 1930 г. Павел Абрамович вместе с женой Ниной Адамовной Гаряновой, по ее инициативе, основал в Челябинске областной детский кукольный театр (Челябинский театр кукол), долгие годы был его директором, драматургом и главным режиссером. Бессменным художественным руководителем театра (до 1949 г.) была Н. А. Гарянова, актриса-кукловод, скульптор кукол, театральный педагог.

Гаряновы, носители высокой театральной культуры, в полной мере привнесли ее в детский театр, не снижая своих требований с первых шагов развития. Первыми «актерами» стали куклы старых русских мастеров. Их терпеливо, настойчиво собирали супруги во время поездок в самые разные уголки страны.

Челябинский театр кукол Нины и Павла Гаряновых был доброжелательно принят всероссийской театральной общественностью. Выступив в 1937 г. со спектаклями «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» в Московском доме актера, челябинцы получили звание лауреатов и одобрительные отзывы известных деятелей кукольного театра. Среди них были создатели первого в Москве театра кукол («Театр петрушек и китайских теней») Н. Я. и И. С. Ефимовы и руководитель государственного Центрального театра кукол С. В. Образцов.

Много занимался П. А. Гарянов общественной деятельностью: выступал в воинских частях, рабочих клубах, избирался депутатом, председателем ВТО (1940–1949). К своей профессии Гарянов относился очень серьезно, основательно и вместе с тем страстно и трепетно. Природное дарование, высокий профессионализм и мастерство, большая внутренняя культура, активная гражданская позиция – все это грани большой творческой личности Павла Гарянова.

В 1957 г., получив поддержку режиссера Ю. Завадского и писателя А. Фадеева, он в Челябинском книжном издательстве выпустил книгу своих театральных записок «Актеры» (Челябинск, 1957), которую высоко оценили известные деятели литературы и театра (Л. Никулин, Вл. Лидин, Б. Рябинин, А. Шмаков, Н. Медведев и др.).

Пьеса «Мститель», соавтором которой, наряду с Татьяной Никитиной, был Павел Гарянов, написана сразу после Великой Отечественной войны, затем утеряна и найдена незадолго до 70-й годовщины Великой Победы. Тогда и появилась идея – создать аудиоспектакль. Тем более что, на радио «Южный Урал» в то время выходил цикл литературно-драматических программ «Написано войной». Символично, что текст пьесы в семейном архиве нашла племянница П. А. Гарянова - Мария Васильевна Лукина. Она же сделала современную редакцию пьесы и пригласила для ее студийной записи актеров Челябинской драмы: заслуженных артистов России Н. Г. Ларионова, Ф. И. Охотникову и Е. Н. Дубовицкую. В своем устном предисловии к радиопостановке пьесы «Мститель» Лукина отметила: «Написана она не только в память о заключенных фашистских концлагерей, но и как предостережение, что фашизм может поднять голову, что сейчас, к большому сожалению, и происходит».

-4

Как составитель и издатель, Мария Лукина подарила Челябинской областной универсальной библиотеке новую книгу Павла Гарянова «"Жужу" и другие рассказы о животных» (Челябинск, 2015). Иллюстрациями к ней послужили редкие фотографии, некоторым более ста лет, и графика известного челябинского художника и скульптора Елены Щетинкиной.

Портрет Павла Гарянова
Портрет Павла Гарянова

Творческое наследие четы Нины и Павла Гаряновых выражено в неизвестных доселе артефактах (документах, фотографиях, книгах, рукописях, афишах, личных вещах), свидетельствах «давно минувших дней», весомой части истории культуры театрального Челябинска и области, бесценных раритетах семьи Гаряновых. Эти предметы хранятся в частном музее Нины и Павла Гаряновых (Челябинск), созданном М. В. Лукиной пять лет назад.

Подробная библиографическая информация о Челябинском драматическом театре содержится в указателе «Челябинский государственный театр им. С. М. Цвиллинга» (Челябинск, 1988), полный текст которого находится в Уральской электронной библиотеке.

Материал на основе авторских текстов Т. И. Никитиной, Т. В. Палагиной и М. В. Лукиной подготовила Лариса Соколова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц