В истории Челябинского драматического театра есть имена, которые связаны с театром неразрывно. Эти люди стояли у истоков театра, составляли его ядро, являлись его движущей силой. Именно таким человеком был Павел Гарянов – актер, режиссер, общественный деятель, заслуженный артист РСФСР. О становлении театра, о его основателях, актерах, режиссерах и знаменитых спектаклях можно узнать из книги «Челябинский академический театр драмы: избранные очерки истории и современности»: Т-1, Т-2 (Челябинск 2001).
Родился Павел Голубев (Гарянов, псевд.) в Чернигове, в 1886 г. Семья была бедной. Чтобы зарабатывать на жизнь, юноша окончил ремесленную школу. Но тяга к прекрасному возобладала и он поступил в Киевскую музыкально-театральную школу Н. В. Лысенко. С 1908 г. работал в передвижных театрах. В автобиографии Гарянов писал: «...началась моя актерская жизнь, полная нужд, скитаний и голода. В годы своей юности я исколесил всю дореволюционную Россию вдоль и поперек, переиграл сотни ролей».
Гарянов несколько лет работал в Харькове и Киеве, стал зрелым актером. Впоследствии играл в театрах крупных провинциальных городов: Симбирска, Самары, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Краснодара. Основные роли того периода: Фердинанд, Карл Моор, Хлестаков, Чацкий, герцог Рейхштадский («Орленок» Ростана), Освальд («Привидения») и многие другие. Начал режиссерскую деятельность, написал несколько пьес для театра, работал педагогом в драматических школах и студиях. После революции 1917 г. создавал театры и руководил ими, готовил инструкторов театрального искусства, работал над новыми ролями. Боролся с формализмом и натурализмом в театральном искусстве, отстаивал принципы реализма. В годы Гражданской войны основал ДАРТ (Дом артиста) для выступлений в красноармейских частях.
В конце 1920-х гг. супружеская чета актеров Н. А. и П. А. Гаряновых была приглашена на Урал. Поработав в Златоусте, Перми, Тобольске, Нижнем Тагиле, они остановили свой выбор на Челябинске, где в 1933 г. Гарянов был принят в труппу Гортеатра (так тогда назывался единственный в городе театр, сейчас – Челябинский государственный академический театр драмы имени Наума Орлова).
Павел Гарянов - один из тех, кому обязан своим становлением Челябинский драматический театр. В нем Гарянов сразу занял ведущее положение, создал много ярких полноценных сценических образов, свидетельствующих о высокой культуре и мастерстве актера, лучшие из которых – Репетилов, Мурзавецкий, доктор Дорн, Прибытков, Лоренцо, Горностаев, Стессель. Особенно памятными в истории театра являются две роли Гарянова: профессор Полежаев в «Беспокойной старости» С. Рахманова (1937) и Кутузов в «Фельдмаршале Кутузове» В. Соловьева (1940). Последнюю – актер считал лучшей и любимой. «Роль, в которой я старался показать и простоту русского человека, и глубокое величие народного вождя-спасителя Родины. Этой ролью я болел. Ей я отдал все свое сердце и кровь», – писал Гарянов. Об этом периоде жизни Челябинской драмы можно прочесть в книге Владимира Борисова «Аплодисменты, или о тех, кого любили» (Челябинск, 1994).
Именно в Челябинске актер проявил себя, как артист синтетического жанра. Не было видов театральной деятельности, которые не были бы ему подвластны.
В 1930 г. Павел Абрамович вместе с женой Ниной Адамовной Гаряновой, по ее инициативе, основал в Челябинске областной детский кукольный театр (Челябинский театр кукол), долгие годы был его директором, драматургом и главным режиссером. Бессменным художественным руководителем театра (до 1949 г.) была Н. А. Гарянова, актриса-кукловод, скульптор кукол, театральный педагог.
Гаряновы, носители высокой театральной культуры, в полной мере привнесли ее в детский театр, не снижая своих требований с первых шагов развития. Первыми «актерами» стали куклы старых русских мастеров. Их терпеливо, настойчиво собирали супруги во время поездок в самые разные уголки страны.
Челябинский театр кукол Нины и Павла Гаряновых был доброжелательно принят всероссийской театральной общественностью. Выступив в 1937 г. со спектаклями «Веселый портняжка» и «Концерт марионеток» в Московском доме актера, челябинцы получили звание лауреатов и одобрительные отзывы известных деятелей кукольного театра. Среди них были создатели первого в Москве театра кукол («Театр петрушек и китайских теней») Н. Я. и И. С. Ефимовы и руководитель государственного Центрального театра кукол С. В. Образцов.
Много занимался П. А. Гарянов общественной деятельностью: выступал в воинских частях, рабочих клубах, избирался депутатом, председателем ВТО (1940–1949). К своей профессии Гарянов относился очень серьезно, основательно и вместе с тем страстно и трепетно. Природное дарование, высокий профессионализм и мастерство, большая внутренняя культура, активная гражданская позиция – все это грани большой творческой личности Павла Гарянова.
В 1957 г., получив поддержку режиссера Ю. Завадского и писателя А. Фадеева, он в Челябинском книжном издательстве выпустил книгу своих театральных записок «Актеры» (Челябинск, 1957), которую высоко оценили известные деятели литературы и театра (Л. Никулин, Вл. Лидин, Б. Рябинин, А. Шмаков, Н. Медведев и др.).
Пьеса «Мститель», соавтором которой, наряду с Татьяной Никитиной, был Павел Гарянов, написана сразу после Великой Отечественной войны, затем утеряна и найдена незадолго до 70-й годовщины Великой Победы. Тогда и появилась идея – создать аудиоспектакль. Тем более что, на радио «Южный Урал» в то время выходил цикл литературно-драматических программ «Написано войной». Символично, что текст пьесы в семейном архиве нашла племянница П. А. Гарянова - Мария Васильевна Лукина. Она же сделала современную редакцию пьесы и пригласила для ее студийной записи актеров Челябинской драмы: заслуженных артистов России Н. Г. Ларионова, Ф. И. Охотникову и Е. Н. Дубовицкую. В своем устном предисловии к радиопостановке пьесы «Мститель» Лукина отметила: «Написана она не только в память о заключенных фашистских концлагерей, но и как предостережение, что фашизм может поднять голову, что сейчас, к большому сожалению, и происходит».
Как составитель и издатель, Мария Лукина подарила Челябинской областной универсальной библиотеке новую книгу Павла Гарянова «"Жужу" и другие рассказы о животных» (Челябинск, 2015). Иллюстрациями к ней послужили редкие фотографии, некоторым более ста лет, и графика известного челябинского художника и скульптора Елены Щетинкиной.
Творческое наследие четы Нины и Павла Гаряновых выражено в неизвестных доселе артефактах (документах, фотографиях, книгах, рукописях, афишах, личных вещах), свидетельствах «давно минувших дней», весомой части истории культуры театрального Челябинска и области, бесценных раритетах семьи Гаряновых. Эти предметы хранятся в частном музее Нины и Павла Гаряновых (Челябинск), созданном М. В. Лукиной пять лет назад.
Подробная библиографическая информация о Челябинском драматическом театре содержится в указателе «Челябинский государственный театр им. С. М. Цвиллинга» (Челябинск, 1988), полный текст которого находится в Уральской электронной библиотеке.
Материал на основе авторских текстов Т. И. Никитиной, Т. В. Палагиной и М. В. Лукиной подготовила Лариса Соколова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству