Хорошо в деревне летом, если ты в гостях при этом, и не живешь в поселке этом.
В далекие семидесятые года прошлого века наша семья из трех человек жила в большом городе на среднем Урале. Мама, папа и я. Родители неустанно трудились на оборонном заводе, так сказать на благо родины и партии. Вокруг большие бетонные и каменные джунгли. Как только мне исполнилось пять лет, меня стали отправлять каждое лето из города к бабушке и дедушке в деревню под Ижевск на родину отца. Альтернатива пионерскому лагерю для малолетнего ребенка. Родители могли выдохнуть на несколько месяцев и отдохнуть от вечно требующего к себе внимания отпрыска, а бабушка с дедом порадоваться общению с внуком. Помимо этого парное молоко, свежие фрукты и овощи прямо из собственного огорода, приготовленные в деревенской печке пироги, мытье в бане, игры на свежем воздухе, походы в лес в компании деда за ягодами и грибами, ловля рыбы на пруду ранним утром - все для пользы ребенка.
Там же я научился любить животных. Петух, который периодически норовил клюнуть меня в пятую точку, дюжина куриц, кот Шурка, не обращающий на меня ни какого внимания, несколько гусей пугающих меня до ужаса своим шипением и куча цыплят в загоне – это все обитатели двора. Шурка никому на руки не давался. При попытке контакта с котом выпускал когти и мог укусить. Зато можно было играть с цыплятами. Брать на руки и тискать.
Двор бабушкиного дома был основным местом моего обитания в дневное время. За ворота без сопровождения взрослых выходить было можно, например, чтобы нарвать травы цыплятам. Или дойти до соседки через три дома ниже по улице за свежим молоком. На том дворе держали корову. Путь до молочницы осложнялся проходом мимо ворот бабушкиных соседей. Сквозь щель в их заборе, на меня злобно скалился и заливался лаем пес Полкан. Жизнь цепного пса скучна и однообразна – сиди и сторожи двор, а тут развлечение, незнакомый доселе ребенок, которого можно напугать и облаять. В страхе, на всякий случай я даже переходил на другую сторону улицы и шел за молоком по кривой траектории, либо пробегал мимо соседского дома как можно быстрее.
В начале лета, транзитный поезд Абакан - Москва вез из столицы Урала в деревню не только меня, но и чемодан с редкими деликатесами, которых в деревне «днем с огнем не сыскать». Копченая колбаса, консервы, к примеру, Рижские шпроты, рыбная икра и шоколадные конфеты разных сортов, несколько банок кофе. Отдельным пунктом в посылке шел армянский коньяк для дедушки. В данной истории нам пригодится только колбаса.
Большая и вероятно голодная.
Солнечный полдень летнего дня. Я, как всегда, предоставлен сам себе. Дедушка на работе в управлении колхоза, а бабушка пропала в дебрях огорода на заднем дворе. Выйдя из избы на улицу, огляделся по сторонам. И вдруг вижу, что в тени навеса, который закрывал поленницу у сарая, прямо у бревен лежит огромная кошка. Какая мохнатая и необычная киса, не то что наш Шурка, маленький и короткошерстный!
Почему-то тогда, в мою детскую голову пришла мысль, что большая кошка непременно лежит голодная. Надо ее чем-нибудь покормить. Вот только чем? Точно, колбасой. Она же такая вкусная! Метнувшись в избу, я извлек пол палки деликатеса из чрева холодильника. Так я и выпал на двор с колбасой в руках. Большая кошка смотрела на меня с интересом. «На, ешь!» - сказал я кошке и сунул колбасу ей под нос. Зверь привстал и обнюхал, что там ему подсунул человеческий детеныш. Видимо запах подкопченной колбасы понравился ей. Откусив, не маленький такой кусок, киса стала есть. Вот это пасть, одни клыки чего стоят. В этот момент открылась калитка со стороны улицы, и во двор зашел дедушка. У него было принято, обедать не в колхозной столовой, а приходить столоваться домой. Увидев, что происходит, дед обомлел. Затем очнувшись, совершил несколько гигантских скачков в мою сторону. Схватив меня в охапку, широкими прыжками устремился на крыльцо избы. Залетев в дом, он кинул меня на тахту, а сам ловким движением из-за шкафа достал старое, гладкоствольное охотничье ружье. Хоть мне и было всего шесть лет, я знал, для чего используют охотничье ружье. «Не убивай кису!» - заорал я и вцепился в дедову куртку. «Да уймись ты, пугану я ее только» - отмахнулся дед, стряхивая меня с себя. Я за ним. Выйдя на крыльцо, он поднял ствол ружья к небу и грянул выстрел. По двору звонко зазвучало громкое кудахтанье перепуганных куриц. Большая кошка, совершив грациозный прыжок с паленины на крышу сарая, скрылась за хозяйственными постройками двора. Посмотрев в след зверю, дед повернулся ко мне, и задумчиво произнес: «Ну, ты и устроил спектакль!» На шум прибежала бабушка. «Иван, вы тут чего?» - спросила она с беспокойством на лице. «Вон Женька рысь, колбасой кормил!» - ухмыляясь, сообщил ей дед. «Что ж ты рысь от кошки отличить не умеешь, - воскликнула бабуля и начала трясти меня за плечи как боксерскую грушу. – Она же тебя убить могла!». Открылась калитка двора. На пороге появился сосед - хозяин пса Полкана старик Япаров. «Не ори на ребенка Татьяна, - вступился он за меня – ну, кто ему там, в городе рысь покажет? Вот и подумал малец, что это кошка обычная». «Она у меня уже не одну курицу утащила! И куда Полкан только смотрит?» - задумчиво добавил сосед.
Неожиданная встреча.
Тянулись долгие летние дни. Рысь во дворе больше не появлялась. Однажды, как обычно вечером, пошел по поручению бабушки за молоком. На обратном пути проход мимо Полкана. И вот ужас, калитка во двор старика Япарова открыта, и пес сидит прямо на улице. А тут я, с трехлитровой банкой молока на пузе. Пес зарычал, оскалился. Встал в угрожающую боевую позу и медленно пошел на меня. Первым желанием было бросить банку и бежать от него куда подальше, но страх сковал ноги. Вдруг откуда-то сверху спрыгнула рысь и встала между мной и собакой. Та самая, я сразу ее узнал. Она выгнула спину, шерсть на кошке вздыбилась, и из приоткрытой пасти в сторону Полкана раздался грозный рык. Пес как будто уменьшился в размерах. Поджал хвост и дал деру к себе во двор. Теперь понятно, почему, когда рысь таскала куриц, Полкан бездействовал. Он жутко боялся большой кошки. Я медленно пошел к калитке бабушкиного двора.
Рысь смотрела мне в след. Дойдя до калитки, я помахал ей рукой. Одним прыжком она перемахнула через плетень палисадника вдоль улицы и скрылась навсегда. Больше я ее никогда не видел. Потом, по приезду в город я не раз рассказывал эту историю друзьям и родственникам. Но мне, никто не верил. Ну и пусть, главное, что я знал, что где-то там под Ижевском живет моя красивая, большая, милая киса!