Найти тему
Николай Волков

Почему я против ЕГЭ

Мне задали вопрос в соцсетях: "Николай Волков , не могли бы вы рассказать, что именно в современном ЕГЭ вызывает у вас протест?

Совмещение школьных и вузовских экзаменов? Обязательность сдачи ЕГЭ для всех школьников?

Возможность подавать документы сразу в несколько вузов (со всеми вытекающими из этого проблемами)?

Или то, что экзамены проводят не те люди, которые учили детей, и не те, кто будет учить студентов?

Или вы считаете, что основная проблема в тестовой форме заданий ЕГЭ и в натаскивании на решение стандартизированных заданий?"

Я обязательно напишу в ответ на эти вопросы подробную статью. Пока решил дать относительно краткий ответ.

📚Выпускные экзамены в школах и вступительные экзамены в ВУЗы должны решать разные задачи. ВУЗ должен набирать будущих специалистов. И твёрдо знать, что если в Мед.институт в 2020м приняли 520 студентов, то в 2025 выпустятся около 500 врачей. Это можно и нужно планировать.

Школа не готовит специалистов. Школа готовит людей для жизни, а не для работы. Для работы - высшее или специальное образование. Школа должна просто выучить людей на все случаи жизни. А всему не научишь. Но можно дать культуру.

Обучая третьеклассников или семиклассников мы не всегда можем знать, в каком мире им жить. Зачем им формулы тригонометрии во взрослой жизни? Зачем им имена героев из "Войны и Мира"? На самом деле, всё это нужно, но не для того, чтобы знать и помнить именно это. Школа должна погружать человека в пласт культуры. Именно причастность человека к культуре позволит ему, когда надо, за 5 минут найти в Интернете тригонометрическую формулу и понять и применить её. Или понять, какую литературу он захочет потом читать сам.

Нынешний ЕГЭ объединяет эти два разных экзамена в абсурдной форме - в форме теста. Уже это кардинально снижает эффект от него, как от вступительного экзамена и полностью убивает школу. Ибо со старших классов школьников начинают натаскивать на ЕГЭ, заучивая частности в ущерб общему пласту культуры.

В СССР на экзамен шли с цветами для учителей. А на ЕГЭ абитуриента несколько раз обыскивают и с собаками обнюхают! Это родная школа? Советская школа была родной своим выпускникам... А сейчас... Если государство проводит экзамен в режиме контртеррористической акции - это не только больное полицейское государство, это и искалеченная школа.

Если хотите, чтобы не списывали, давайте сделаем устный экзамен. В каждом хорошем ВУЗе. Я, как преподаватель, за 30-60 минут запросто "разоблачу" любого абитуриента и поставлю оценку по уровню знаний. Не важно, списал он, не списал, смотрит он в телефон, не смотрит. Можно спросить то, что он не найдёт нигде. Но это - живой экзамен в Мире, где страна доверяет учителю, а не в "королевстве кривых зеркал", где учитель по жизни во всем виноват перед государством, где Государство не доверяет никому и всюду "борется с человеческим фактором", фактически борясь со своим народом, вместо того, чтобы развернуть "человеческий фактор" из минуса обратно в плюс.

Вопрос. Почему они ТАК боятся, что школьник пронесёт на экзамен телефон и что-то спишет?

Ответ. Потому, что формат экзамена именно такой, который максимально располагает к списыванию. Из трёх возможных форматов: устный экзамен, письменный экзамен, письменный текст, первый - полностью неуязвим перед списыванием, а как раз последний - максимально уязвим! Они самим форматом ЕГЭ зачем-то усилили эту проблему списывания на экзаменах, а теперь её решают, как умеют - полицейскими мерами. Не желая замечать, что чем больше в школе охраны, ЧОПа, Росгвардии и т.д., чем меньше туда пускают родителей, тем больше школа отчуждается от ученика и тем меньше она может учить.

Наконец, именно то, что спрашивают на ЕГЭ - это и не нужно знать. Ученик, успешно сдавший ЕГЭ, помнит какую-то формулу про косинус альфа, но большинство её не сможет применить. Потому, что мало кто из них понимает, что такое альфа и что такое косинус. Как раз в жизни у человека будет возможность "подсмотреть" всё то, что у него спрашивают на ЕГЭ, если нужно! Но воспользоваться этим, смогут только те, кто поймёт, что именно и где искать, т.е. люди, кто вынес из школы культуру и букет знаний, пусть и не полный. Тест меряет знания количественно, поштучно, но именно культурный пласт школы он игнорирует. А если Государственный экзамен это игнорирует, то этот культурный пласт давно уже из школ вымывается. Но вне контекста культуры отдельные знания бессмысленны.

📌Подытоживая скажу, что совместив в ЕГЭ и выпускной и вступительный экзамены, сделали его супер-центральным элементом всей системы образования. Теперь школа "работает на ЕГЭ", и всё меньше и меньше учит. Потому, что учить-то задачи нет. ВУЗам тяжело произвести хороший набор через ЕГЭ, но главный ущерб ВУЗы получают побочный - падение уровня школ, поставляющих им выпускников. И тут ЕГЭ - одна из причин.

И, конечно, трудно понять, откуда взялись дикие люди, кто позволил себя убедить, что без ЕГЭ "невозможно поступить человеку из деревни". Как раз в советское время поступали в ВУЗы люди из деревни, без ЕГЭ. И в 1990-е поступали. И даже сейчас хорошие вузы могут проводить и выездные мероприятия по набору студентов в регионах (чтобы снизить для бедных семей расходы на поездку в Москву).

Но, вообще-то, Правительство должно обеспечить уровень жизни, чтобы любой человек, если захочет поступить, мог себе позволить сесть и поехать в Москву! А не постулировать, что у нас страна бедная, поэтому ехать никуда не надо и важнейшую систему - систему образования корёжить под это.

Я понимаю, что после 15 лет использования ЕГЭ слишком многие привыкли и свыклись. Но ведь предупреждали ещё тогда. И КПРФ была против. И Союз Ректоров России был против. Всё поясняли. У сторонников ЕГЭ не было ни одного не опровергнутого аргумента. Протащили силой, всех, кто был против, "переломали" и заставили. А теперь многим неудобно признать, что ЕГЭ - одна из главных (но не единственная!) причин деградации школы.

Но этот тот случай, когда вредную реформу лучше отменить через 15 лет, чем добивать школу и дальше. Более того, отменять нужно срочно, пока живы поколения преподавателей и учителей, кто знает, как проводить устные экзамены. Чтобы этот важнейший элемент культуры не был утерян.

Для меня являются очевидными мерами отвязка выпускного экзамена от вступительных и уход и того и другого от тестовой формы. Пора также признать, что наше нынешнее государство в лице бюрократии разбирается в том, как надо проводить экзамены, намного хуже образовательного сообщества. Новый формат экзаменов в переходном этапе при отмене ЕГЭ и после можно и нужно обсуждать. Но уход от объединения двух разных экзаменов и отказ от тестовой формы - это обязательно! Сам я за поэтапный процесс.

Сегодня лишь два ВУЗа имеют право по одному из предметов не принимать результаты ЕГЭ и проводить вступительные экзамены: МГУ и СПБГУ. Но у нас есть ещё 20 ВУЗов, которые смогут провести набор сами лучше, чем по ЕГЭ. Т.е. список вузов, проводящих экзамены, нужно постепенно расширять. При расширении этого списка, всё больше школ и репетиторов будет работать не "на ЕГЭ", а "на МГУ" (такие есть и сейчас, надо и статус других хороших ВУЗов повышать). Это начнёт подтягивать вверх уровень школьного образования. Параллельно закрывать коррумпированные ВУЗы, где фактически легализована выдача дипломов за деньги. И таким образом поэтапно провести и возврат к системе живых экзаменов и "пересмотр" числа ВУЗов.