Найти тему
АвТОгус

10 автомобилей из фильма "Ва-банк". Или почему эта комедия стала культовой?

Снятый в 1981 году фильм Юлиуша Махульского "Ва банк" понравился зрителям не только на родине, в Польше, но и в #СССР. История о том, как профессиональный грабитель банков Хенрик Квито (Ян Махульский) в этом комедийном боевике наказывает своего зарвавшегося бывшего напарника, ставшего "грязным" и не чистым на руку банкиром Густава Крамера(Леонард Петрашак), не оставила равнодушным никого. Правда для поляков, где уже больше полутора лет действовало военное положение, а на улицах стояла армия, это был рассказ о том коротком периоде времени когда страна была свободной. Напомню по сценарию все происходит в 1934 году. А для жителей СССР это была возможность посмотреть на совершенно иной мир. Который был, в наших понятиях, скорее характерен для США, чем для соседней Польской народной республики(ПНР). И тем не менее режиссерский дебют, а Юлиуш Махульский был еще и автором сценария, получился на удивление удачным. На тот период ему было всего 27 лет. И молодое дарование не потеряло лица не только перед зрителями, но и перед своим знаменитым отцом Яном Махульским.

"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Сюжет прост. Бывший "медвежатник" Квинто отсидев положенные шесть лет выходит на свободу. Придя домой, к жене, он обнаруживает там другого мужчину, в последствии оказавшегося комиссаром полиции Кармелицким(Януш Михаловский). Идя в гостиницу он встречает двух мелких бандитов Мокса(Яцек Хмелик) и Нуту(Кшиштоф Кершновский) которые хотят предложить ему совместное дельце. Но Квинто говорит, что они обознались и он музыкант. Это известие вводит братьев в ступор и те вынуждены отвезти его обратно в город. Правда перед этим они все же оставляют ему адрес автомастерской в которой работают.

"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Так вот, "похищают" они Квинто на Opel 1,2 Liter. Автомобиль в свое время ставший бестселлером по продажам в Европе. Его четырехцидиндровый мотор с нижним расположением клапанов выдавал 22 лошадиные силы. Максимальная скорость в 80 километров в час была для того времени вполне приемлемой.

Автомобиль был очень легким, 950 килограммов, а все потому, что кузов был деревянным, его обшивали тонкими стальными листами. Рама тоже была облегченного типа. Кстати именно на этом автомобиле, в самые первые минуты фильма братья совершают ограбление ювелирного магазина.

Opel 1,2 Liter "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
Opel 1,2 Liter "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

И судя потому, что они работают в автомастерской машина им не принадлежит. На нем же они рассматривают пана Квинту только что покинувшего тюрьму. Интересная деталь, стартер приводился в действие ножной педалью, и это хорошо видно когда Квинто заметив слежку удирает на извозчике.

Квинто заселяется в гостиницу и неожиданно получает посылку-сверток. Раскрыв который он видит деньги. Там ровно 45 тысяч злотых. После визита Густава Крамера, который рассказывает Квинте, что фактически сдал того полиции, наш герой понимает, что новоявленный банкир таким образом откупается от него. И судя по всему Квинто взял бы эти деньги, а как еще объяснить тот факт, что он идет и покупает у своего старого знакомого по криминальному миру автомобиль. Это зеленый Polski Fiat 508. Нарисованная дизайнером Данте Джиакоза машина была представлена в 1932 году на автосалоне в Милане под именем Fiat Balilla. Почти сразу производство машины было налажено в Польше, Чехословакии(Walter Motors), Германии(NSU-Fiat) и Франции(SAFAF или позднее Simca-Fiat). Но большая часть машин была выпущена именно в Польше. Его четырехцилиндровый моторчик объемом 995 кубов выдавал 20 лошадиных сил. Благодаря малому весу 695 килограммов, автомобиль мог достичь скорости в 80 километров.

На нем Квинто едет к своему другу музыканту Тадеушу Рихлинскому(Тадеуш Проц). Но супруга последнего Марта(Эва Шикульская) сообщает ему, что того больше нет в живых. Он вложил все имеющиеся сбережения в банк на предъявителя, по дороге его ограбили, забрав квитанцию, а потом имитировали самоубийство. В голове Квинто возникает план, ведь он понимает, как ведет свои грязные дела Густав Крамер. И тогда он отправляется к братьям Моксу и Нуту. Те должны срочно реализовать только что купленный автомобиль, и найти его старого подельника, специалиста по охранным системам Дуньчика(Витольд Пыркош). В переводе его фамилия звучит как кличка Датчанин. В оригинале он его называет именно Дуньчиком, по фамилии.

"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Квинто возвращает деньги Крамеру, а тот понимая, что долг не оплачен, решает все сделать в своем стиле. И нанимает убийцу, что бы тот устранил проблему. Квинто посещает могилу друга и замечает за собой слежку. Когда же Хенрик выходит с кладбища мы видим зеленый автомобиль. Это Opel P4. Модель пришедшая на смену машине 1,2 Liter. Конструктивно они были схожими. Та же рама и деревянный кузов обшитый металлом. Но вот новинка получила новый силовой агрегат. Он имел увеличенный литраж и повышенную мощность. Теперь мотор с боковым расположением клапанов выдавал уже 23 силы. При весе 755 килограммов машина могла достичь порога в 85 км/ч. Братья Мокс и Нута забирают его на том же #Opel 1,2 Liter.

Opel P4. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
Opel P4. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Когда Датчанин открывает счет в банке Крамера, он делает это для того что бы рассмотреть какая охранная система стоит в хранилище, а затем выходит на улицу мы видим тот же зеленый Opel P4. Забавная деталь, учитывая, что действие происходит в 1934 году эта модель ну никак не могла появится на улице. Ее производство началось только через год, в 1935, и продолжалось вплоть до запуска в серию модели Kadett.

Opel P4. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
Opel P4. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Поскольку подельники решили следить за банкиром, мы впервые имеем возможность увидеть на чем же ездить Крамер. Это автомобили компании Essex Motor Company. Этот автомобильный бренд существовал в США с 1918 по 1922 годы. А потом перешел под крыло компании Hudson Motor Car Company. Так вот он не был дорогим, скорее массовым. Интересная деталь, на такой машине в 1923 году пилот Глен Шульц выиграл знаменитый подъем на холм на гору Пайс Пик. И именно эта фирма, а вовсе не корпорация Генри Форда первой выпустила доступный автомобиль с полностью закрытым кузовом. О прочности дверных петель рассказывала реклама, в которой взрослый мужчина просто висел на двери. У Крамера Essex Challenger 6 Series Brougham 1930 года. Шестицилиндровый мотор объемом 2,6 литра развивал мощность мощность в 60 лошадиных сил. В первый раз мы видим машину в которой банкир встречается с наемным убийцей, а после, уже около предполагаемого дома Крамера. Во всей красе же можно рассмотреть автомобиль на шоссе.

Крамер едет по своим делам и неожиданно видит девушку на красном родстере стоящую на обочине. Но перед тем, как Крамер принимает решение о том, что бы остановится и оказать ей помощь, мы видим машину которая появится в фильме, в отличие от других моделей только раз, и только в одном эпизоде. Это первый автомобиль компании Studabaker с именем Dictator, он заменил собой модификацию Standart Six в 1927 году. Почему именно диктатор? Так в компании решили подчеркнуть значимость марки и намекали другим производителям на то, что именно эта модификация диктует(!) или попросту задает тон на рынке. К 1937 году от такого, запятнавшего себя имени, решено было отказаться.

Studabaker Dictator. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
Studabaker Dictator. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

А на чем же ездит неожиданно встретившаяся Крамера девушка Наталия(Эльжбета Зайонцувна). То, что это красный родстер с белым капотом понятно, но по таким деталям нельзя определить марку машины. Хотя, судя по корме это BMW.

Все становится понятным когда мы видим этот же автомобиль на стоянке перед домом где якобы живет Наталья, и куда Крамер приезжает в гости. Это BMW 315/1 Sport Roadster. Ну с названием понятно, а почему тогда столь странный индекс? Дело все в том, что эту машину показали вместе с обычным седаном, который тоже имел индекс 315. Но, для версии Спорт мотор немного форсировали. Этот шестицилиндровый силовой агрегат объемом 1,5 литра выдавал не 34, а 40 лошадиных сил. На него установили три карбюратора Solex. Спидометр был размечен до 120 км/ч. А цена 5200 Рейхсмарок. Для сравнения тот же Opel P4 стоил всего 1650 Рейхсмарок.

BMW 315/1. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
BMW 315/1. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Кстати именно во дворе этого дома мы можем понять, что создатели фильма столкнулись с большими проблемами при съемках. Когда камера снимает из подворотни в отдалении видны высотки, которых тогда попросту не могло быть. А окна соседнего дома уж слишком современные. Они и понятно, действие, по сценарию, происходит в Варшаве. Но, поскольку город был почти полностью разрушен во время восстания гитлеровскими войсками, то было принято решение снимать в Лодзи. Но и там натура слегка подкачала.

Opel P4 . "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
Opel P4 . "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Пока Наталья отвлекала Крамера, друзья принялись за ограбление его банка. Но вот незадача, любовник супруги Квинто комиссар Кармелицкий задерживает Хенрика в качестве свидетеля. И вот вынужден отправится в полицейский участок. Откуда до банка его доставляют на автомобиле Opel P4, но теперь уже красного цвета.

Задумка Квинты удается. Он вскрывает сейф, забирает деньги и самое главное подставляет Густава Крамера. Поскольку на прерывателе обнаруживается отпечатки пальцев последнего. А в доме деньги из сейфа. Того задерживают. Но, перед этим он пытается доказать свое алиби. Для начала он едет к дому Натальи, но оказывается, что там живет портной. Когда они снова возвращаются в участок, то Крамер вспоминает о том, что из соседней квартиры выходил темнокожий в белом костюме с огромным догом. И вновь "облом", в квартире живет старушка с кошками. Так вот возят его полицейские на автомобиле BMW 3/20. Фактически это первая машина разработанная будущим баварским концерном. Модель 3/15 была на все сто процентов английской и производилась по лицензии Austin Motor Company. Базу у новинки увеличили, а мотор подвергли изменениям. Он стал верхнеклапанным, но при этом не вылезал за налоговую мощность, об этом говорит индекс 3/20. Подвеска была независимой на всех четырех колесах. Это была поперечная рессора. Кстати кузова строились в компании Daimler-Benz.

BMW 3/20. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
BMW 3/20. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Когда Густава Крамера привозят в суд, то мне кажется, что он выходит из автомобиля Mercedes-Benz, правда модель я определить затрудняюсь.

Режиссерский дебют состоялся. 27 летний Юлиуш Махульский доказал всем, что он не затерялся в тени своего знаменитого отца. Скромный бюджет студии Кадр был потрачен не зря. #Фильм получил множество наград и стал культовым во многих странах. Кстати власти так неумно допустившие его прокат сыграли на руку движению сопротивления. Поскольку для жителей страны #комедия стала своего рода знаменем в борьбе с режимом. Ведь в ней рассказывалось о том, что поляки умеют добиваться справедливости, не смотря ни на что.

Предположительно Mercedes. Essex Challenger 6 Series. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
Предположительно Mercedes. Essex Challenger 6 Series. "Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Кстати, вы наверное заметили, что автомобилей всего 10. Так вот все машины были предоставлены частными лицами. Поскольку у студии не было автопарка. Именно поэтому мы видим тот же BMW 3/20 еще в самом начале фильма, когда Квинта покупает Fiat. А потом просто на улицах, он как и другие создает активное движение в городе. И на нем же полиция возит Крамера.

На той же стоянке мы видим довольно редкий Mercedes-Benz 130H в кузове W23. Литера Н говорит о том, что перед нами машина с задним расположением двигателя. Если смотреть внимательно, то можно понять, что некоторые автомобили даже не ездят. Как вышеназванный Mercedes. Да и #BMW 315/1 тоже лишь стоит на обочине и во дворе. Может быть поэтому #Studabaker появляется лишь в эпизоде. Он мог просто сломаться и больше не принимать участие в съемках картины.

"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год
"Ва-банк" режиссер Юлиуш Махульский кинокомпания Кадр Польша 1982 год

Махульский снимет еще много хороших фильмов, но первая проба пера окажется наиболее удачной. Это и режиссерские находки, заметьте, Квинта никогда не улыбается. И тонкий искромётный юмор и отменная игра всех актеров и даже интерьеры и одежда героев.

Тем кто фирма не видел, очень советую это сделать. Он действительно замечательный.