Найти тему
Будни не фрилансера

Заказчик недоволен работой. Почему и что делать?

Оглавление

Добросовестные заказчики присылают ТЗ, энергосберегающие — примеры работ для вдохновения, заказчики, с которыми будут проблемы — просто тему для статьи.

Это было в 2020 году. Я писала статьи, бралась за любые темы: машины, экономика, спорт, питание и животные.

Мне пришел запрос: «Отредактировать текст». Заказчик прислал карточку товара, попросил исправить недочеты. Я убрала грамматические, лексические ошибки, сделала предложения удобными для чтения и отправила работу.

(Примерный диалог)

— Так здесь же написано то же самое!
— Вы просили отредактировать текст.
— Ну и?

...

После пары минут переписки, я поняла, что заказчик взял карточку товара с чужого сайта и хотел, чтобы я ее переделала. Подняла уникальность, отжала воду и сделала похожей, но не такой же.

Проблема была в терминах: редактура и рерайт.

Составьте бриф

Бриф — небольшой опрос для вашего заказчика. Я подготовила примерные универсальные вопросы:

1. Вас интересует:

  • Рерайт — создание уникального текста на основе готового (который вам понравился), с изменением стиля, но со 100% уникальностью
  • Копирайтинг — создание уникального текста без опоры на образец
  • Редактура — исправление ошибок в тексте (грамматических, пунктуационных, стилистических и так далее)

2. Сроки выполнения заказа: ____________________________

3. Для кого этот текст: женщины/мужчины, работающие/на пенсии/в декрете, 18-25 лет/25-40 лет/40-60лет

4. Какой результат вы ожидаете после прочтения: увеличение продаж/ повышение известности компании/ переход на вебсайт/ повышение посещаемости страницы

Это минимум вопросов. Без них вас ждут бесконечные правки. Кстати, о них.

Заказчик постоянно вносит правки

Раньше, откликаясь на заказы, я писала так:

Добрый день! Меня зовут Юлия, я работаю копирайтером и редактором. Писала тексты о ...
Тему вашего заказа буду раскрывать через ...
Оплата за 1000 ЗБП 100 рублей. Если, после прочтения итогового текста, у вас появятся пожелания: дополнить или скорректировать информацию, все правки вносятся бесплатно.
Буду рада с вами посотрудничать.
С уважением, Юлия!

Ошибка видна сразу «все правки вносятся бесплатно». Фраза привлекала самых дотошных заказчиков. Они присылали 1 001 правку, при чем ночью и срочно.

Выход: писать, так «Первые три правки вносятся бесплатно».

Правки и полное изменение текста

Утрированный пример ситуации, в которую я попала.

— Юлия, текст хороший, но мы решили добавить... (время 01:10)

— Знаете, мы еще раз его перечитали, внесите еще вот это ... (время 3:15)

— Мы увидели похожий текст у конкурентов, нужно полностью изменить концепцию ...

— Текст нужен срочно, пока тема еще свежая, утром он должен выйти, ... (время 3:45), ждем готовый материал к 8:00!

Повезло, что я жаворонок и рано встаю. Здесь проблемы две:

  1. Неуважение к рабочему времени копирайтера. Заказ я получила вечером часов в 20, сдать текст должна была в 17-18. В итоге, его потребовали в 8.
  2. Правки не равно полностью переделать текст. Правки — небольшие изменения текста, а не создание его с нуля из-за изменившейся концепции.

Выход один — выстраивать личные границы. Раньше мне казалось, что так я потеряю заказчиков. Но за то время, что я переписывала несколько раз один текст из-за постоянного изменения концепции (и иногда заказчик возвращал первый вариант), я бы успела выполнить еще несколько заказов.