Добросовестные заказчики присылают ТЗ, энергосберегающие — примеры работ для вдохновения, заказчики, с которыми будут проблемы — просто тему для статьи.
Это было в 2020 году. Я писала статьи, бралась за любые темы: машины, экономика, спорт, питание и животные.
Мне пришел запрос: «Отредактировать текст». Заказчик прислал карточку товара, попросил исправить недочеты. Я убрала грамматические, лексические ошибки, сделала предложения удобными для чтения и отправила работу.
(Примерный диалог)
— Так здесь же написано то же самое!
— Вы просили отредактировать текст.
— Ну и?
...
После пары минут переписки, я поняла, что заказчик взял карточку товара с чужого сайта и хотел, чтобы я ее переделала. Подняла уникальность, отжала воду и сделала похожей, но не такой же.
Проблема была в терминах: редактура и рерайт.
Составьте бриф
Бриф — небольшой опрос для вашего заказчика. Я подготовила примерные универсальные вопросы:
1. Вас интересует:
- Рерайт — создание уникального текста на основе готового (который вам понравился), с изменением стиля, но со 100% уникальностью
- Копирайтинг — создание уникального текста без опоры на образец
- Редактура — исправление ошибок в тексте (грамматических, пунктуационных, стилистических и так далее)
2. Сроки выполнения заказа: ____________________________
3. Для кого этот текст: женщины/мужчины, работающие/на пенсии/в декрете, 18-25 лет/25-40 лет/40-60лет
4. Какой результат вы ожидаете после прочтения: увеличение продаж/ повышение известности компании/ переход на вебсайт/ повышение посещаемости страницы
Это минимум вопросов. Без них вас ждут бесконечные правки. Кстати, о них.
Заказчик постоянно вносит правки
Раньше, откликаясь на заказы, я писала так:
Добрый день! Меня зовут Юлия, я работаю копирайтером и редактором. Писала тексты о ...
Тему вашего заказа буду раскрывать через ...
Оплата за 1000 ЗБП 100 рублей. Если, после прочтения итогового текста, у вас появятся пожелания: дополнить или скорректировать информацию, все правки вносятся бесплатно.
Буду рада с вами посотрудничать.
С уважением, Юлия!
Ошибка видна сразу «все правки вносятся бесплатно». Фраза привлекала самых дотошных заказчиков. Они присылали 1 001 правку, при чем ночью и срочно.
Выход: писать, так «Первые три правки вносятся бесплатно».
Правки и полное изменение текста
Утрированный пример ситуации, в которую я попала.
— Юлия, текст хороший, но мы решили добавить... (время 01:10)
— Знаете, мы еще раз его перечитали, внесите еще вот это ... (время 3:15)
— Мы увидели похожий текст у конкурентов, нужно полностью изменить концепцию ...
— Текст нужен срочно, пока тема еще свежая, утром он должен выйти, ... (время 3:45), ждем готовый материал к 8:00!
Повезло, что я жаворонок и рано встаю. Здесь проблемы две:
- Неуважение к рабочему времени копирайтера. Заказ я получила вечером часов в 20, сдать текст должна была в 17-18. В итоге, его потребовали в 8.
- Правки не равно полностью переделать текст. Правки — небольшие изменения текста, а не создание его с нуля из-за изменившейся концепции.
Выход один — выстраивать личные границы. Раньше мне казалось, что так я потеряю заказчиков. Но за то время, что я переписывала несколько раз один текст из-за постоянного изменения концепции (и иногда заказчик возвращал первый вариант), я бы успела выполнить еще несколько заказов.