Мы привыкли представлять себе дуэль, как некое полностью регламентированное действо, в рамках которого два джентльмена разрешают возникшее между ними противоречие с помощью того или иного оружия, а два (или более) других джентльмена внимательно наблюдают, чтобы спорщики не вышли за пределы заранее оговоренных правил, и тут же прекращают схватку, если, по их мнению, эти правила были нарушены.
Конечно, так было далеко не всегда: подписчики канала "Историческое оружиеведение" читали материалы о том, как проходили дуэли (если то, что происходило на самом деле, можно назвать "дуэлью) в XVI веке, однако к концу XVIII века, по крайней мере, если следовать источникам, все это осталось уже в прошлом (ссылка на этот материал будет в конце). Впрочем, изучение свидетельств тех, кто принимал участие в этих самых дуэлях конца XVIII века, позволяет говорить о том, что, хотя правила дуэлирования и присутствовали, но следовали им далеко не всегда.
Любопытный пример настоящей дуэли приведен в сборнике "Фехтовальщики Британской империи", составленном Д. Кинсли.
В 1772 году на "поле чести" сошлись Ричард Бринсли Шеридан, молодой драматург, и Томас Мэтьюз, бывший капитан 54-го пехотного полка. Причина дуэли была стара как мир: оба ухаживали за одной дамой и решили выяснить, кто более ее достоин (даму, естественно, никто не спрашивал).
Дуэлянты выбрали для поединка рапиры (к этому времени рапиры превратились уже в сугубо учебное фехтовальное оружие, однако клинки сохраняли не только необходимую длину, но и необходимую жесткость) и, естественно, пригласили секундантов.
Впрочем, собственно дуэль двух джентльменов (так как она обычно представляется) продолжалась недолго. Как рассказал позже один из секундантов,
"Мистер Шеридан быстро обнажил свое оружие и с оттенком превосходства предложил сделать тоже самое мистеру Мэтьюз. Тот извлек рапиру из ножен. Мистер Шеридан пошел вперед, однако мистер Мэтьюз тоже быстро двинулся на мистера Шеридана. Последний начал отступать, но потом внезапно бросился на мистера Мэтьюса, пытаясь схватить оружие мистера Мэтьюза. Мистер Мэтьюз, однако, освободил оружие из захвата и выполнил укол. Но клинок сломался. Почему - от столкновения с телом мистера Шеридана или от того, что последний сильно парировал - я сказать не могу".
Однако, дуэль не была прекращена ни дуэлянтами, ни секундантами и немедленно переросла в то, что обычно называется дракой. Как рассказывал все тот же секундант,
"Мистер Мэтьюз, я думаю, обнаружив, что его оружие сломано, схватил руку с рапирой мистера Шеридана, но споткнулся, упал и увлек за собой мистера Шеридана. Мистер Мэтьюз был сверху, с рукоятью рапиры и обломком клинка длиной 15 - 17 см. Этим обломком он нанес мистеру Шеридану одну или две незначительные раны на шее, так как колоть этим клинком было нельзя - он был широкий и тупой (предположу все-таки, что дуэлянты могли сражаться не рапирами, а колишемардами - именно у них сильная часть клинка и широкая, и тупая - ИО). Также он бил мистера Шеридана по лицу кулаком с зажатой в нем рукоятью".
Здесь следует добавить, что в ходе этого столкновения сломался и клинок Шеридана, так что оба дуэлянта оказались вооружены обломками.
Пока дуэлянты "дуэлировали" уже в партере, секунданты, как настоящие английские джентльмены решили посоветоваться, что делать:
"Я отвернулся от них и спросил капитана Помье (секундант Шеридана - ИО), не поднять ли нам их; но я не могу сказать, услышал он меня или нет, так как было слишком шумно. Он не ответил, и я вновь повернулся к сражающимся, которые находились в том же положении".
Однако статус-кво сохранялся недолго: Мэтьюз продолжал бить своего противника, но, очевидно, недостаточно сильно, потому что тот сумел подобрать обломок своего клинка и нанес им удар Мэтьюзу в живот. Впрочем, ранение было незначительным, однако показало отставному капитану, что можно привнести в "дуэль" новый элемент. Он тоже подхватил обломок клинка и воспользовался им куда как более эффективно, нанеся своему противнику несколько уколов.
Только после этого оба секунданта решили вмешаться в процесс и обратились к раненому Шеридану с предложением окончить бой, извинившись перед Мэтьюзом. Тот отказался, но секунданты все равно растащили их.
Дуэль была закончена.
После боя оказалось, что молодой драматург (Шеридан) получил "три или четыре" серьезные раны, а отставной капитан - несколько незначительных порезов. Армейский опыт, так сказать, победил творческую молодость. Впрочем, оба дуэлянта выжили.
И все было бы ничего, если бы не встал вопрос о том, почему сломалась рапира Шеридана - тот утверждал, что она сломалась при уколе в грудь Мэтьюза. И некоторые предположили, что армейский капитан имел под одеждой некую дополнительную защиту (опытные дуэлянты любили "поддевать" небольшие кольчужки под верхнюю одежду). Но доказательств этому не нашли, а капитан, естественно, все отрицал.
Видимо, джентльмену поверили на слово.
#дуэль #оружие
О дуэлях XVI века можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!