В конце девяностых - в нулевых годах активно выходили в продажу части книжного цикла Джоан Роулинг про волшебника Гарри Поттера. История была названа сказкой и позиционировалась как детская литература. Но почему-то очень быстро стало ясно, чтоб взрослые читатели любят мальчика-который-выжил едва ли не больше своих отпрысков. Конечно, боясь прослыть инфантильными, большинство фанатов за двадцать, тридцать, сорок или пятьдесят лет предпочитали скрывать свое увлечение, будто делают что-то постыдное. Помнится, в метро нередко можно было встретить дядьку с седыми висками, прятавшего под газетой, которую разворачивал демонстративно на половину прохода, маленькую книжицу с яркими картинками в надежде перенестись в заветный Хогвартс, откуда ему письмо так и не пришло.
И вот прошли годы после релиза последней части истории о Гарри. Вырасти успели даже самые юные почитатели этой сказки, имевшие возможность знакомиться с ней последовательно по мере выхода. И как-то стало очевидно, что за волшебным фасадом скрываются проблемы совсем не детские. Конечно, те самые дядьки с седыми висками догадывались об этом и двадцать лет назад. Но их дочки и сыночки осознали лишь сейчас, когда решили перечитать творение Джоан Роулинг.
Почему же книг о Гарри Поттере - это не детская литература, вернее, не только детская? Вот пять главных причин.
1. Серьезный внутренний конфликт главного героя, который разрастается от книги к книге. Гарри все время меняется. Он не просто растет. Он пересматривает свои взгляды на мир вокруг него и других людей, перестает видеть лишь черно-белую гамму и осознает, что Добро и Зло - понятия условные. Тот же Дамблдор, представший перед ним на первом году обучения в облике милого Санта-Клауса, использовал темную магию и наворотил таких дел, что Малфою - одному из главных антагонистов - и в кошмаре не приснится. Кстати, о Драко... А злодей ли он вообще? Спорный вопрос, чтобы поставить который придется пройти все вехи взросления вместе с Гарри.
2. Остро-социальные проблемы ребром. Главная из них - классовая структура общества. Наверное, это не так сильно актуально в России, как в Англии. Есть маги - элита. Есть маглы, находящиеся в самом низу иерархической лестницы. И полукровки, или грязнокровки, презираемые со всех сторон. Но правомочно ли делить людей на хороших и плохих, взяв за основу какую-то отдельную черты (в данном случае, умение творить волшебство)? Нельзя ли провести параллель между магами и аристократией, которая все еще есть в Британии? Или тут правильнее говорить о расовом неравенстве? По крайней мере, эта тема точно всплывает в конфликте чародеев и иных существ, таких как великаны, кентавры, домовые эльфы, гоблины и прочие.
3. Морально-этические вопросы из мира взрослых. Что значит быть храбрым? Джоан Роулинг отвечает на это на примере профессора Снегга. Какова природа любви? А ее суть? В чем ее сила? Тут ответов множество, и они имеют разные акценты. Обязательно ли женщина-домохозяйка глупа и ни на что не способна? Пример Молли Уизли, сумевшей одолеть сильнейшую колдунью, говорит сам за себя. Может ли хороший парень стать плохим? Что является движущей силы трансформации? Вспомните Гарри, который сперва был в ужасе от непростительных заклятий, потом по необходимости применил "Империо" (подчиняющее заклятие), а затем добровольно выкрикнул "Круцио" (заклятие боли) лишь потому, что кто-то плюнул в сторону его любимой учительницы...
4. Темы 18+, преподнесенные в завуалированной форме, но присутствующие в тексте. Догадайтесь сами, какие запрещенные в Англии "эксперименты с козлами" проводил Аберфорт Дамблдор. Кстати, а какие отношения были у Альбуса и Грин-де-Вальда? То-то же!
5. Слишком много смертей. Да, Добро в "Гарри Поттере" победило. Но какой ценой? В последние годы любят обсуждать кровожадность Джорджа Мартина, а о кровожадности Джоан Роулинг почему-то не сказано ни слова. Между тем она прикончила едва ли не больше героев, чем создатель "Игры престолов". В списке потерь кого только нет, начиная от всего состава первого "Ордена Феникса", продолжая половиной второго и заканчивая целым рядом школьников (тут и Фред Уизли, и Колин Криви, и Лаванда Браун, и многие другие). А ведь есть еще и покалеченные, и те, кому на всю жизнь достался крепенький посттравматический синдром... И это как-то совсем не по-детски. В нормальной сказке для малышей все должно было завершиться сладко. Как там пелось: «дракон умирает, убитый копьём, царевна идёт под...»?
Вот и получается, что дети, доведись им читать "Гарри Поттера", увидят волшебство и будут учиться правильно произносить "вингардиум левиоса". Ну а у взрослых свой интерес. И экшн, которого тоже хватает на страницах, тут не главное, как и магия со всеми ее плюсами и минусами.
А вы, уважаемые читатели, поклонники "поттерианы"? И за что именно вам нравится эта сага? Пишите комментарии!
Спасибо, что читаете блог, подписываетесь, ставите лайки и делаете репосты.
Желаю читателям счастья и здоровья!
Читайте также:
А вдруг это не жизнь, а симуляция? Идея, реализованная на экране Шоном Леви