В самые тяжелые годы Кавказской войны многие русские казаки попали в руки горцев (черкесов, чеченцев, дагестанцев) - от Терского и Кубанского казачьих войск. В основном в результате рейдов.
Обратите внимание, что казаки того времени часто платили горцам одной и той же монетой. А еще они могли поехать ловить горных девушек, например, через Терек или Кубань.
Сегодня мы узнаем, что ждало молодых казачек, попавших в руки горцев.
Как вообще попадали казачки в плен
Чаще всего, конечно, в результате авианалётов. Хотя поймать казака было очень сложной задачей - казачки с юных лет умели защищаться, обучались обращению с холодным и огнестрельным оружием.
Были и случаи, когда на сторону горцев уходили целые казачьи пары, например, если супруг что-то напортачил в родном селе. Например, весной 1834 года на Терке «к татарам прибежал казак Анфим с четырьмя детьми и женой». Тогда с казаком что-то могло случиться, и жена осталась одна с горцами ...
Имам Шамиль дал особые указания красивым молоденьким заключенным. Он потребовал немедленно сообщить наибов, и они подумали, что им делать с девушками. Потому что молодая пленница легко могла вызвать разлад даже между самыми преданными кунаками (друзьями) или даже братьями и сестрами ...
Судьбы пленниц
Судьба пленниц, конечно, могла сложиться совершенно по-разному. Все зависело от места и времени действий, других обстоятельств.
Но чаще всего казачки становились женами (или наложницами) узденей - свободных уважаемых горцев. Или - их домашними рабынями. А иногда и то и другое одновременно.
Многие казачки по месту жительства еще до похищения знали горные языки и кавказские обычаи. И в результате этим молодым женщинам оказалось немного легче перейти в новую трудную реальность. Иногда, обратившись в ислам и обзаведясь мужьями и детьми, эти женщины иногда отказывались возвращаться в свои родные деревни. Побег больше не рассматривался.
В Чечне и Дагестане некоторые пленницы, не желавшие менять свою веру, становились женами перешедших на сторону Шамиля казаков.
Обратите внимание, что имам Шамиль всегда строго приказал своим солдатам относиться к любому пленному христианину как можно более терпимо. Ярким примером этого является нападение на грузинское имение Цинандали летом 1854 года. Переброшенные оттуда грузинские аристократки содержались в доме Шамиля, так что ни один волос не упал с их головы. И вскоре дамы вернулись домой, обменявшись на сына Шамиля Джамалуддина.
Возвращение домой
Незамужнюю казачку могли попытаться выкупить родственники. Если казачка была замужем, то и ее муж мог поступить так же. А если денег не было, либо не хотелось платить, то лихой казак легко мог рискнуть, вернуть возлюбленную с помощью отряда верных товарищей.
Иногда казачки, выкупленные родственниками, возвращались домой с детьми - рожденными от горского мужа или царского солдата-дезертира. Таких детей можно было бы записать в казачество - так как в деревне нужны были солдаты и рабочие.
Такой зафиксированный случай произошел, например, на Тереке в 1859 году, когда казачка Евдокия Гулеева была выкуплена у горцев. С другой стороны, она была женой казачьего беглеца Василия Ревельева, родила ему дочь Прасковью и сына Николая. Оба ребенка числились казаками по отцовской фамилии - то есть Ревельевы ...
Такие вот суровые нравы царили на Северном Кавказе двухсотлетней давности!
#кавказ #кавказцы