Мы почти каждый день сталкиваемся с супермаркетами и торговыми центрами. Покупаем там продукты, одежду, необходимые вещи и мало задумываемся о том, что это места не просто торговли, а выгодной торговли!
Не зря первые супермаркеты и моллы (в переводе с новояза – те же торговые центры) появились в США, оплоте коммерции и капитализма, и владельцы этих весьма прибыльных формаций быстро смекнули, что бесконтрольно бродящие #покупатели приносят не столько прибыли, сколько возможно.
Как же быть в данном случае?
Все просто, на помощь приходят психологические уловки, придуманные маркетологами, которые, конечно, всем давно известны («кто-то где-то об этом когда-то вроде бы говорил»), но по-прежнему, как ни странно, работающие.
Секреты эти, тем не менее, не выходят из узких кругов отрасли и говорить о них прямо – не принято, тем более рассказывать на каждом углу, почему, например, заходя в #супермаркет, вас обычно встречают цветы или свежие фрукты.
А приоткрыть немного завесу, касающуюся нашего поведения в супермаркетах, было бы довольно интересно.
Вот лишь небольшой список:
1. На входе в супермаркет покупателя обычно встречает отдел со свежей зеленью и овощами
На что расчет? На ассоциации. Свежие овощи и фрукты, пышущие кусты салата, аккуратные яблочки – все это должно оставить приятный образ и отпечататься мыслью, что все продукты в магазине такие же свежие. А если магазин большой, то на входе могут с той же целью расположиться свежие цветы, дабы поднять настроение с самого начала.
2. Ящики для хранения
Казалось бы, ячейки для хранения ваших сумок – это простой и незамысловатый способ уберечь продукты в магазине от хищения. Но основной мотив камер хранения – это не защита продуктов от краж, которых на самом деле не очень много в обычное время, а освободить клиента от тяжелой сумки, дабы ничто не отвлекало его от неспешной прогулки между рядами.
3. К слову о спокойном шопинге. Дребезжащие тележки – это норма
Вы замечали, что тележки в супермаркетах постоянно дребезжат, если их быстро катить по плиточному полу? И никто эту проблему не решает, хотя она вполне устранима – всего-то пара пластиковых накладок в нужных местах. Но тележки стандартно издают неприятные звуки, чтобы вы не спешили по магазину, а вдумчиво и аккуратно прошлись по рядам.
Кстати, тележки постепенно вытесняют корзинки из супермаркетов, потому что пустая большая тележка побуждает заполнить ее, как будто вы еще что-то забыли в нее положить, пройти еще раз мимо товаров. Поэтому корзинки или вообще собственные руки – наверное лучший способ купить в супермаркете только то, что нужно.
4. Окна в магазине либо закрыты стеллажами или отсутствуют
Это справедливо не только к супермаркетам, но и для торговых центров в целом. Чтобы человек не отвлекался на время, не увидел, например, что на улице уже стемнело, а продолжал спокойно делать покупки. Это же касается и часов, обычно в этих заведениях, к слову, как и в казино, их стараются не размещать.
5. Прикасса – это целая стратегическая зона магазина
Мало того, что почти всегда шоколадные батончики и прочие не самые важные товары занимают эту область, так еще и площадь касс порой очень узкая и буквально отсекает путь к отступлению.
Шоколадки и жвачки – это тоже товар (а стало быть, прибыль) и лучше всего он продается у касс, когда покупатель уже выполнил «программу максимум», и эти позиции могут быть как небольшим собственным поощрением, так и просто импульсивной покупкой, пока ожидаешь своей очереди.
К слову об очереди – это тоже прием, когда люди сзади напирают, а у кассы негде положить ненужный товар – больше шансов, что даже если передумал что-то покупать, то все равно возьмешь.
6. Камеры – это не только слежка за кражами
В современном супермаркете видеокамеры наблюдения представляют собой мощный инструмент маркетологов, аналитиков продаж и менеджеров, тщательно изучающих поведение клиентов. Кто где прошел, что и как пощупал, какие товары рассматривал, как в целом передвигался по магазину? Все эти данные собираются, и на их основе магазин проводит организационные работы, дабы покупатель «остался доволен» супермаркетом на еще несколько более приятную для магазина сумму.
7. Расположение товаров. Смело и решительно смотрим вниз…
Это известная, в общем-то, уловка, когда на уровне глаз выкладываются самые выгодные для продажи товары. То, что подешевле – кладется вниз, туда, куда обычно покупатель не часто заглядывает и не замечает аналог подоступнее. По-другому выглядит ситуация с детскими товарами, сладостями, игрушками – самые выгодные будут на уровне глаз чад покупателей, дабы необходимое «для счастья» шоколадное яйцо непременно оказалось выпрошено у спешащей мамы.
Да, дорогие товары обычно лежат с «очень дорогими», чтобы на их контрасте легче было решиться и взять «просто дорогой».
8. Музыка не просто так
Расслабляющие, не очень ритмичные мелодии должны успокаивать покупателя, делать его прогулку по торговому центру или супермаркету приятной, задерживать его непосредственно у товаров, отвлекать от насущных проблем и мыслей. Неспешная и долгая прогулка клиента по рядам товаров – это, практически, мечта любого магазина.
9. Ценник 99 – старо как мир, но…
Но все еще работает. Конечно, мало кто применяет формулу 99,99 в таком виде, как она стала популярна у нас в 2000-х, но 99,90 вполне попадается. А это значит, что актуальность этого приема не утратила силы. Нам вообще преимущественно удобнее замечать целые числа, причем считая их слева-направо, поэтому 990 – это 900, а не 1000.
Помимо эффекта «всего 99», ценники часто играют с другими нашими чувствами. Акции или специальные цены почти всегда содержат в себе красный цвет. Или сами цифры, или рамочка будут в теплых оранжевых, алых тонах. Все потому, что красный подсознательно привлекает наше внимание – важный для нашей генной памяти «цвет». Красный – любимый оттенок для «специальных предложений». Так что, увидев прайс в яркой оправе, на всякий случай стоит насторожиться и прочитать, что же там написано.
10. Скидки
А написано может быть, то, только сегодня вы сможете потратить меньше, чем обычно. Старая цена зачеркнута, а новая рядом являет собой оную со скидкой. Ну тут все просто - сам факт снижения цены, хотя бы на несколько рублей, уже будет стимулом для покупки. В совсем запущенных случаях для воздействия достаточно просто зачеркнутой цифры. Иногда эти скидки настоящие, а порой – лишь специальная #уловка.
Ну, и, на последок, не совсем #хитрость супермаркетов, а наверное уже производителей, и тоже в копилку скидок и ценников «пониже». Это фасовка не по 1000 гр., а по 900, не по 1 литру, а по 900 мл. Все, лишь бы цена была пониже, потому что покупатели не любят высокие цены, но привычные продукты покупать хотят. Отсюда же и появляющиеся ценники на товарах за 100 гр. Меньше цена – легче принять решение и купить.
Конечно, это далеко не всё, что подстерегает неосмотрительного покупателя в супермаркете.
Ну а нам остается внимательно вчитываться в то, что написано на упаковках и на бирочках с ценой, а в походах иметь заготовленный заранее список продуктов.
Если вам понравилась статья, то можете поддержать ее лайком!
Оставьте комментарий, действуют ли на вас эти уловки или, может быть вы их вовсе не замечаете и остаетесь верными принципу «записал, купил по списку и быстренько на выход»?
Подписывайтесь, впереди будет еще много интересных статей!
Что еще почитать:
- Странные вещи в нашем обиходе. Часть 1