Вы спросили — «Хочу учиться» отвечает
Такой или похожий комментарий регулярно пишут к статьям о семейном образовании. Мама с противоположной ситуацией расскажет о своих и чужих примерах устройства семейного обучения.
Сомнение 1. По всем предметам ребёнку придётся нанимать репетитора. Как же учиться без педагогов?
На самом деле учиться без репетиторов вполне возможно. Ребёнок изучает материал в учебнике, а объяснения учителя смотрит на обучающих платформах. Мы используем «Интернет урок» и лекции на Ютубе.
Например, в физике Ришельевского лицея показывают, как на практике могут пригодиться знания по физике. И это не нудные формулы, а необходимые в жизни знания.
Репетитор у нас только по английскому языку, но думаю, что не ошибусь, если предположу, что 90% учащихся школ посещают дополнительные занятия по иностранным языкам.
В старых советских учебниках темы изложены очень доступно, есть объяснение, примеры и практические задания. Мы их используем. Купить советские учебники можно на книжных рынках. Некоторые приходится заказывать, поэтому я покупаю наперёд, если вижу в наличии. Даже обучаясь по современным учебникам, ребёнок получает знания не хуже школьных.
Если тема непонятна, есть возможность посмотреть ещё раз. Выбрать другого преподавателя, который объяснит более доступно.
Сомнение 2. Ребёнок не будет учиться. Не заставишь делать уроки, если на следующий день не в школу
Есть такая вероятность. Поэтому при переходе на семейное образование нужно постараться не потерять темп обучения. Написать расписание занятий, лучше ещё и темы расписать по дням, чтобы, садясь заниматься, ученик точно знал, что нужно делать.
Составить график сдачи аттестаций по предметам. Тогда будет наглядно видно, что работы много, её нужно выполнить, и ребёнок не будет расхолаживаться.
У меня как у логопеда есть ученик, который посещает школу, и у него 12 репетиторов. При этом он ещё ходит на каратэ и рисование. Следит за расписанием сам, никто из преподавателей с мамой не связывается, только пишут, что отзанимались, и она оплачивает урок.
На мой взгляд, это перебор, у ребёнка совсем нет свободного времени. Но тем не менее он собран и всё успевает. Главное — отработать график и без веских причин от него не отступать.
Сомнение 3. Нужно не работать, чтобы заставлять заниматься. Ребёнок будет учиться, только пока я над ним сижу
Тут лучше сразу к этому не прибегать. Написали с ребёнком темы и задания, которые он должен выполнить. На любой срок: на день, неделю, месяц… как удобно. И требуете выполнения.
Ведь если ученик не успевает в школе, последует наказание, отнимете телефон, не разрешите играть в компьютерные игры… пока не исправит оценки. Здесь так же: не выполнил задание, считай двойка, лишаешься любимой игры, пока не выполнишь, или ещё чего-то.
Сомнение 4. А как же социализация?
Семейное обучение — это не тюрьма и не изолятор. Ребёнок продолжит общаться со школьными друзьями, останутся друзья во дворе. Гораздо лучше школьного общение на секциях и кружках. Там дети собираются по интересам и увлечениям.
В классе — навязанное общение на 9, а то и 11 лет. Далеко не со всеми хочется контактировать. А выбора нет, вы одноклассники.
На СО ребёнок имеет возможность выбирать себе круг общения и, главное, — возможность не контактировать с неприятными и агрессивно к нему настроенными людьми.
Сомнение 5. Дети после СО не смогут обучаться в высших учебных заведениях
А на СО дети учатся самостоятельно получать необходимые знания. Контролировать своё время. Так что проблем с обучением у таких детей не будет.
Есть, конечно, исключения, кто реально ничего не делает, но такие есть и в школе, форма обучения здесь ни при чём.
Данная статья не является агитацией переходить на семейное обучение. Поэтому разочарую тех, кто уже собрался писать, что «мы учимся в школе, у нас всё хорошо и идите куда подальше со своими Сошниками». Это замечательно, что у ваших детей всё хорошо. И тогда реально нет надобности в переводе.
Статья для тех, кто по разным причинам задумывается об уходе из школы. Если вашего ребёнка:
1) гнобят одноклассники, он часто после школы расстроен и выдумывает причины не пойти на занятия;
2) учитель не находит с ним общий язык;
3) плохая успеваемость и направляют на комиссию ПМПК;
4) заболевание, которое заметно для окружающих и ребенка дразнят…
Не бойтесь дать ребёнку выбор, пусть попробует поучиться самостоятельно. Если не понравится, всегда можно вернуться обратно в школу. Издалека может, и одноклассники покажутся не такими плохими, и проблемы надуманными. А если наоборот, то вы тем более сделали правильный выбор.
Если вы тоже задумываетесь о том, что в школе не всё так удачно, присоединяйтесь к беседам об этом на нашем канале о семейном образовании
Автор: Татьяна Попова, логопед-дефектолог в детском саду, двое детей, оба на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Другие статьи автора:
6 способов подростку расслабиться и жить спокойно, не отлынивая от своих обязанностей
Травля в школах уже входит в разряд обычного явления
Похожие статьи:
Семейное обучение хуже школьного: 8 фактов, которые стоит проверить