Нравственность. Разговаривают о ней все: от членов правительства до бабушек на лавочках. Пока на этапе обсуждений. Но вывод очевиден — уровень морали в упадке.
Школа, которая занимается воспитанием нравственности уже давно, зачастую использует самые сомнительные инструменты. Например, художественную литературу.
Так и пишут в программах цели изучения предмета: «развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно — нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной художественной литературе».
Когда у человечества возникает запрос, он ищет инструмент, чтобы его удовлетворить.
Например, когда возникла потребность подъёма на высоту, изобрели лифт. Невозможно представить себе ситуацию, что бы кто-то что-то придумал, но для чего — неизвестно. А потом, спустя сотни лет, человечество решило бы применять это в качестве одеяла. Нет, одеяло породил холод.
Говоря о литературе, едва ли можно утверждать, что она была создана, чтобы учить людей нравственности
Художественное произведение рождается потому, что в душе автора поселилась сильная эмоция. Что-то шокировало его, привело в восторг, заставило испытать боль, всколыхнуло глубинное. И он считает своим долгом передать это обществу.
Л. Н. Толстой как-то написал в письме Леониду Андрееву:
«Думаю, что писать надо только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так навязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь её, не отстанет от тебя».
Вот ещё одна запись классика из дневника:
«Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать».
Так вот, большинство художественных литературных произведений были написаны от того, что автор не смог не писать
Иногда писатель пишет, потому что ему нужны деньги, и работает он писателем. Но давайте не думать об этом варианте, он какой-то не литературный.
Когда бы классик хотел нравоучить, «Анна Каренина» закончилась бы так:
«Анна знала, что семья — это главная ценность, и всякий раз избегала встреч с Вронским. Дама одумалась, и жили они с мужем долго и, со временем, счастливо. Стерпится — слюбится. Аминь».
Не нравоучений хотели от литературы, а развлечений
Невозможно представить себе читателя, который подошёл к книжной полке с мыслью: «Что-то я совсем безнравственным стал. Хватит это терпеть. Прочту-ка пару-тройку книг, авось образумлюсь».
Отнюдь, рука читателя тянется за художественной книгой чаще всего в нескольких случаях:
- когда хочется отвлечься,
- прожить эмоции, которых нет в реальной жизни,
- или чтобы понять что он не один с такой проблемой — переболеть её с героем.
Большинство женщин, которые читали «Анну Каренину», полюбили книгу, а позже оказались в несчастном браке, ассоциируют себя с главной героиней. Прочтение книги не делает мысль об измене отвратительной. Наоборот, дама живёт в надежде встретить своего Вронского. А встретив, не останавливается перед изменой из страха броситься под поезд.
Советский и российский литературовед, культуролог и семиотик Ю. М. Лотман сказал:
«Искусство создаёт жизнь».
Если взглянуть на литературу с этой точки зрения, можно убедиться, что до Бальзака не было никаких женщин бальзаковского возраста, а до Тургенева — тургеневских барышень. В таком случае, Анна Каренина не может воспитывать нравственность. В руках незрелого эмоционально человека она становится энциклопедией безнравственности.
Пытаться воспитывать мораль инструментом, предназначенным для развлечений — не последняя странность в школьных уроках литературы
Высшая мера экстравагантности во всей этой процессии, когда учитель задаёт ученику загадку: «Что имел в виду автор?»
Делает это с полной уверенностью, что знает ответ. Ведь, создавая произведение, автор непременно думал об этике, морали, нравственности, о том, как на уроке литературы Елена Михайловна будет учить этому прекрасных детишек.
Известны случаи, когда, условная Елена Михайловна знала, что автор имел в виду, лучше самого автора.
И, если писателя уже нет в живых, приходится полагаться на мнение литературоведов. Но такие ситуации возникают и с живыми и здравствующими авторами вошедших в школьную программу произведений.
Например, история Дарьи Донцовой, которая имела возможность и обратилась к первоисточнику, чтобы он разъяснил, что же всё-таки имел в виду, когда писал «Белеет парус одинокий». Он решил не просто рассказать, а написать сочинение за неё. Дарья переписала рукопись и сдала учительнице.
Такая же история произошла и с Виталием Сероклиновым, рассказ которого попал в школьную олимпиаду. Он тоже помог девочке с сочинением по теме его рассказа «Пряники».
Оба литератора получили низкий бал с пометкой «автор имел в виду не это»
Как тут не вспомнить булгаковского Воланда: «Он едва меня не свёл с ума, доказывая мне, что меня нету!»
Татьяна Черниговская, советский и российский учёный в области нейронауки и психолингвистики, считает, что книга — то, чем питается мозг. Начитанность делает человека более развитым, зрелым, развивает кругозор. Читать необходимо и полезно.
Если снять с литературы бремя нравоучителя и вспомнить, что это прекрасный вид искусства, возможно, и уроки литературы будут приносить больше пользы и станут интереснее. Ученики смогут открыто размышлять, а авторам будет позволено иметь в виду именно то, о чём они писали.
Если и вам интересно на выходных поразмышлять о литературе, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам
Автор: Римма Райхман, мама ребёнка на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи этого автора:
7 пророческих цитат из повести «Собачье сердце»
Читайте статьи других авторов:
Пушкин не умер на дуэли. Расследование...
10 малоизвестных фактов о романе «Мастер и Маргарита», которые удивят даже знатока