Найти тему
Палата №6

Хватит это терпеть! Топ-5 причин, по которым мы живём с абьюзерами

Если ваш партнёр на протяжении долгих лет издевается над вами: унижая, оскорбляя, высмеивая, обвиняя или даже, не дай бог, побивая, –что это говорит о нём? То, что у него имеется психопатология, с которой не стоило в своё время связываться. А что это говорит о вас? Почему вы согласились на эту ужасную игру и терпеливо выносите все страдания? Даже если вам удалось сбежать от абьюзера, неплохо проанализировать причины попадания в его сети. Иначе следующий возлюбленный окажется точно таким же...

Я выбегаю на лестничную клетку, разбуженная громкими голосами, среди которых отчётливо выделяется женский истеричный визг. Пожилая соседка уже тут: высунувшись наполовину из-за тяжёлой железной двери, она беспрестанно и стремительно крестится, приговаривая: «Опять Алёна над Женькой нашим издевается».
Женя – сосед с нижнего этажа, интеллигентный, скромный парень, программист. Не так давно он женился на крупногабаритной и решительной даме, и с тех пор наш подъезд регулярно оглашают звуки неистовой ссоры. Где-то в квартире заливается ребёнок – их трёхмесячная дочка. Участковый вполголоса что-то бубнит, желая унять скандалистку, но та кричит на весь дом. «Я хочу подать заявление! Он насильно удерживает меня в доме! Он меня бил!». «Как же он вас бил? А почему у него тогда вон... вся рожа расцарапана?», – слышу, как задаётся вопросом служитель закона. Пауза. Алёна продолжает бесноваться: «А вы войдите в дом! Зайдите, зайдите, не стесняйтесь! Посмотрите на эту двушку! Скажите: можно в такой тесноте жить с двумя детьми? Так он ещё и старшего сына на выходные забирает! А в самом начале одну из комнат занимала его парализованная мать, и он считал, что мне должно быть нормально с ней!».
Участковый устало отказывается заходить. Мы с соседкой переглядываемся: обе знаем, чем всё закончится. Алёна, скорее всего, схватит сына от прошлого брака и уедет с ним к матери на несколько недель, плюя на то, что второклассник пропустит школу, а младшая девочка останется с отцом. Как и всегда, Женя будет смиренно толкать её коляску по двору, сам ковыряясь в планшете по работе. Будет ездить к жене, уговаривая вернуться, но она не откроет. Потом явится со своей мамой, якобы собирать вещи; обе они долго будут читать ему лекции, какой он негодяй, как не ценит свою золотую вторую половину, выставлять какие-то условия: куда нельзя ходить и с кем нельзя общаться; а после она с видом большого одолжения всё-таки останется... До следующего такого же скандала.
«Хорошо, Шура этого не видит», – вздыхает старушка-соседка. Шура – та самая полностью парализованная Женина мать, за которой он ухаживает больше десяти лет. После женитьбы на Алёне одним из условий примирения после подобного скандала стало её отселение. Женщине сняли однушку в соседнем подъезде.
«А что Шура?», – думаю. Она привыкла! Ведь первая Женькина жена была точно такая же...

Долгосрочные отношения с абьюзером – не случайность. Это склонность проигрывать именно такой – жертвенный – жизненный сценарий. Изниоткуда он не берётся. Как почти все комплексы, в основном, он родом из детства.

  • Токсичные отношения в семье

Когда ребёнок регулярно видит агрессивное поведение со стороны одного из родителей и спокойное принятие этой формы вторым, он усваивает это как норму межличностных отношений. Ему кажется, что иначе и быть не может: кто-то из партнёров всегда нарушает границы, а кто-то сдаёт их без боя.

  • Гиперопекающие родственники

Если в семье принято жёстко контролировать ребёнка: его круг общения, досуг, выбор профессии, форму одежды – вырастая, тот чувствует себя беспомощным в многообразном мире. И инстинктивно тянется к тем, кто может взять его под хорошо знакомую опеку. А у типичных абьюзеров «этого гуталину – просто завались».

  • Пережитое насилие

Если ребёнка бьют, скорее всего, вырастая, он не будет представлять других способов выражения агрессии. Увечья, нанесённые в споре, будут для него чем-то обыденным. То же самое и с оскорблениями.

  • Закомплексованность и чувство вины

Вследствие пережитых неудач или токсичного воспитания, человек вырастает до того неуверенным в себе, что все нападки абьюзера принимает за чистую монету. Он либо просто не осознаёт, что никто не заслуживает таких слов или действий в свой адрес, либо, понимая всю дикость, осознанно наказывает себя, дурака, этой связью за какие-то прегрешения. Или же терпит, поскольку кому ещё он, такой, нужен!

  • Предыдущие абьюзивные отношения

А бывает, что один абьюзер оказывается просто милее предыдущего, и его насилие становится попросту незаметным. Например, если предыдущий муж пил и в пьяном виде наносил побои, а новый – просто обзывается и делает это трезвым, такой партнёр на контрасте может показаться прямо золотым.

В случае Жени всё ясно: он воспитывался агрессивным отцом-алкоголиком, который регулярно поколачивал кроткую мать. Сын с раннего возраста вынужден был стать ей защитой, а юношей принял на себя обязанности по уходу за ней даже в физическом смысле. Такой вот спасатель от рождения. А вот как вас угораздило вляпаться в такую историю, вы понимаете?

#психология #абьюзивные отношения #треугольник карпмана #психология жертвы #истории из жизни