Здание Будапештского оперного театра нынче на ремонте. Труппа выступает в весьма колоритном Театре Эркель, успевшем за сто с лишним лет своего существования побывать и «народной оперой», и драмтеатром, и варьете, и кино…
Изначально возведенный в стиле «модерн» с элементами неоклассики, Театр Эркель дважды перестраивался (первый раз — всего через 6 лет после открытия, второй — в 1960-е годы).
На выходе получилась очень колоритная смесь «народного дома» эпохи модерна, здания в стиле "ар-деко" тридцатых и большого советского Дома культуры в ранне-сталинском духе.
Современный фасад здание обрело при последней серьезной перестройке в 1960 году.
Изначально оно выглядело вот так.
Всего за 9 месяцев его спроектировали и построили архитекторы Дежо Якаб, Марсель Комор и Гежа Маркуш. Все трое — известные в тогдашней Австро-Венгрии зодчие и деятели венского сецессиона.
Дежо Якаб (Dezső Jakab) автор синагоги, мэрии и общественных бань в Суботице (Сербия), дворца царя Болгарии Фердинанда, многочисленных зданий банков, больниц и вилл в Будапеште.
Марсель Комор (Marcell Komor) — постоянный напарник и соавтор Дежо Якаба — также строил синагоги, общественные здания и виллы по всей Австро-Венгрии. Их совместное архитектурное бюро просуществовало с 1897 по 1923 год и этот период считается в творчестве двух архитекторов самым успешным. Марсель Комор тяготел к модернизму, но был сторонником некоего симбиоза национального венгерского стиля, традиционных форм и современных технологий. Основал издание «Листок предпринимателей», из которого позднее вырос известный журнал «Пространство и форма» (1928-1948), ставший под редакцией Вирджила Бирбауэра (Борбиро) одной из трибун модернизма в венгерской архитектуре. Жертва нацизма — Марсель Комор погиб в Австрии, в 1944 году, в возрасте 76 лет.
Третий соавтор — Гежа Маркуш (Géza Márkus) прожил короткую жизнь (1871-1912), но успел заслужить репутацию одного из мастеров венгерского модерна и зачинателя строительства в Венгрии современных театральных зданий.
Театр, открывший свои двери в декабре 1911 года, изначально задумывался в популярном тогда и у нас формате «народного дома» — для продвижения оперы и прочего театрального искусства в рабочие массы. Его так и назвали «Народная опера» (по-венгерски Népopera). Спонсировал предприятие городской совет Будапешта.
«Народную оперу» оснастили самым современным по тем временам оборудованием. Интерьеры в театре для народных масс с самого начала были простые и скупые на декор. Исключение составлял огромный мурал венгерского художника-постимпрессиониста Берталана Пора.
В первый сезон здесь давали классические оперы («Риголетто», «Травиату») и оперетты. В огромном (самом большом на тот момент в Восточной Европе) зале гастролировали дягилевская труппа Ballets Russes и Венская театральная антреприза Франца Легара. Завершился первый сезон тогда почти полной постановкой опер Вагнера.
Затем началась чехарда. Театр неоднократно переименовывался и переформатировался. В 1917-м стал Городским театром, затем — «Домом венгерской культуры», а один год в 1932-33 побыл даже «Варьете Лабриола».
По сути — всю эпоху между двумя мировыми войнами это был большой концертный зал без постоянной труппы: здесь выступали знаменитые симфонические оркестры под управлением Артура Тосканини и Вильгельма Фуртвенглера, гастролировали Токийский театр и труппа Луиджи Пиранделло.
После войны здание на пару лет стало кинотеатром с варьете, а с 1948 года в его стены вернулись оперные представления и классическая музыка.
Знаменитый немецкий, израильский и венгерский архитектор Оскар Кауфман в 1949 году еще раз перестроил зал, сократив число кресел и улучшив акустику.
В 1951 году здание отдали Венгерской государственной Опере. В 1953 году переименовали (в последний раз) в Театр Эркель (в честь Ференца Эркеля — венгерского композитора, дирижера и пианиста).
Еще через десять лет последние крупные изменения в здание внес известный венгерский архитектор и теоретик архитектуры и дизайна Иван Кочиш (Iván Kotsis), в результате театр стал считаться одним из лучших в мире по акустике.
В качестве второй сцены Будапештской оперы Театр Эркель принимал у себя и оперные, и балетные постановки, и оперетту. В 1980-1981 году во время предыдущей реконструкции своей основной сцены Будапештская Опера давала все свои представления здесь.
С концом социалистической Венгрии начались постоянные разговоры о том, что Театр Эркель нужно перепрофилировать или закрыть. Его едва не снесли. В итоге, с 30 июня 2007 года представления там давать перестали, театр оставили в качестве репетиционной площадки и склада. Однако в 2013 году, подновив помещения за сценой и фойе — открыли вновь — в виде театра «доступной» оперы и концертного зала.
Ну а с началом нынешней реконструкции Будапештской Оперы — многострадальный Театр Эркель снова принимает у себя большинство ее постановок.
У театра два просторных фойе: из нижнего — проход в зал, из верхнего — на балконы. И там, и там предусмотрены буфеты со стоячими столиками, но из-за пандемии зрителей сейчас не так много, и буфет в верхнем фойе — закрыт.
Многочисленные реконструкции наложили свой отпечаток на декор: фойе решены в духе ар-деко и неоклассики, в зале сохранились элементы модерна, а суровые деревянные панели балконов напоминают советскую клубную архитектуру 60-х.
Акустика тут, кстати, действительно, если не «одна из лучших в мире», то совсем неплохая.