Найти тему
История и винтаж

Театр Эркель в Будапеште: коктейль из модерна, ар-деко и советского ДК

Фасад Театр Эркель (площадь Папы Иоанна Павла II, Будапешт. Фото автора.
Фасад Театр Эркель (площадь Папы Иоанна Павла II, Будапешт. Фото автора.

Здание Будапештского оперного театра нынче на ремонте. Труппа выступает в весьма колоритном Театре Эркель, успевшем за сто с лишним лет своего существования побывать и «народной оперой», и драмтеатром, и варьете, и кино…

Изначально возведенный в стиле «модерн» с элементами неоклассики, Театр Эркель дважды перестраивался (первый раз — всего через 6 лет после открытия, второй — в 1960-е годы).

На выходе получилась очень колоритная смесь «народного дома» эпохи модерна, здания в стиле "ар-деко" тридцатых и большого советского Дома культуры в ранне-сталинском духе.

Современный фасад здание обрело при последней серьезной перестройке в 1960 году.

Изначально оно выглядело вот так.

Театр Эркель в 1911 году. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons
Театр Эркель в 1911 году. Источник: Public domain, via Wikimedia Commons

Всего за 9 месяцев его спроектировали и построили архитекторы Дежо Якаб, Марсель Комор и Гежа Маркуш. Все трое — известные в тогдашней Австро-Венгрии зодчие и деятели венского сецессиона.

Дежо Якаб (Dezső Jakab) автор синагоги, мэрии и общественных бань в Суботице (Сербия), дворца царя Болгарии Фердинанда, многочисленных зданий банков, больниц и вилл в Будапеште.

Марсель Комор (Marcell Komor) — постоянный напарник и соавтор Дежо Якаба — также строил синагоги, общественные здания и виллы по всей Австро-Венгрии. Их совместное архитектурное бюро просуществовало с 1897 по 1923 год и этот период считается в творчестве двух архитекторов самым успешным. Марсель Комор тяготел к модернизму, но был сторонником некоего симбиоза национального венгерского стиля, традиционных форм и современных технологий. Основал издание «Листок предпринимателей», из которого позднее вырос известный журнал «Пространство и форма» (1928-1948), ставший под редакцией Вирджила Бирбауэра (Борбиро) одной из трибун модернизма в венгерской архитектуре. Жертва нацизма — Марсель Комор погиб в Австрии, в 1944 году, в возрасте 76 лет.

Третий соавтор — Гежа Маркуш (Géza Márkus) прожил короткую жизнь (1871-1912), но успел заслужить репутацию одного из мастеров венгерского модерна и зачинателя строительства в Венгрии современных театральных зданий.

Театр, открывший свои двери в декабре 1911 года, изначально задумывался в популярном тогда и у нас формате «народного дома» — для продвижения оперы и прочего театрального искусства в рабочие массы. Его так и назвали «Народная опера» (по-венгерски Népopera). Спонсировал предприятие городской совет Будапешта.

«Народную оперу» оснастили самым современным по тем временам оборудованием. Интерьеры в театре для народных масс с самого начала были простые и скупые на декор. Исключение составлял огромный мурал венгерского художника-постимпрессиониста Берталана Пора.

Театр Эркель, верхнее фойе, мурал. Фото автора.
Театр Эркель, верхнее фойе, мурал. Фото автора.

В первый сезон здесь давали классические оперы («Риголетто», «Травиату») и оперетты. В огромном (самом большом на тот момент в Восточной Европе) зале гастролировали дягилевская труппа Ballets Russes и Венская театральная антреприза Франца Легара. Завершился первый сезон тогда почти полной постановкой опер Вагнера.

Затем началась чехарда. Театр неоднократно переименовывался и переформатировался. В 1917-м стал Городским театром, затем — «Домом венгерской культуры», а один год в 1932-33 побыл даже «Варьете Лабриола».

Театр Эркель. Предбанник и зона касс. Фото автора.
Театр Эркель. Предбанник и зона касс. Фото автора.

По сути — всю эпоху между двумя мировыми войнами это был большой концертный зал без постоянной труппы: здесь выступали знаменитые симфонические оркестры под управлением Артура Тосканини и Вильгельма Фуртвенглера, гастролировали Токийский театр и труппа Луиджи Пиранделло.

После войны здание на пару лет стало кинотеатром с варьете, а с 1948 года в его стены вернулись оперные представления и классическая музыка.

Театр Эркель. Нижнее фойе. Фото автора.
Театр Эркель. Нижнее фойе. Фото автора.

Знаменитый немецкий, израильский и венгерский архитектор Оскар Кауфман в 1949 году еще раз перестроил зал, сократив число кресел и улучшив акустику.

В 1951 году здание отдали Венгерской государственной Опере. В 1953 году переименовали (в последний раз) в Театр Эркель (в честь Ференца Эркеля — венгерского композитора, дирижера и пианиста).

Еще через десять лет последние крупные изменения в здание внес известный венгерский архитектор и теоретик архитектуры и дизайна Иван Кочиш (Iván Kotsis), в результате театр стал считаться одним из лучших в мире по акустике.

Театр Эркель. Зрительный зал. Фото автора.
Театр Эркель. Зрительный зал. Фото автора.

В качестве второй сцены Будапештской оперы Театр Эркель принимал у себя и оперные, и балетные постановки, и оперетту. В 1980-1981 году во время предыдущей реконструкции своей основной сцены Будапештская Опера давала все свои представления здесь.

С концом социалистической Венгрии начались постоянные разговоры о том, что Театр Эркель нужно перепрофилировать или закрыть. Его едва не снесли. В итоге, с 30 июня 2007 года представления там давать перестали, театр оставили в качестве репетиционной площадки и склада. Однако в 2013 году, подновив помещения за сценой и фойе — открыли вновь — в виде театра «доступной» оперы и концертного зала.

Ну а с началом нынешней реконструкции Будапештской Оперы — многострадальный Театр Эркель снова принимает у себя большинство ее постановок.

Театр Эркель. Сцена. Фото автора.
Театр Эркель. Сцена. Фото автора.

У театра два просторных фойе: из нижнего — проход в зал, из верхнего — на балконы. И там, и там предусмотрены буфеты со стоячими столиками, но из-за пандемии зрителей сейчас не так много, и буфет в верхнем фойе — закрыт.

Многочисленные реконструкции наложили свой отпечаток на декор: фойе решены в духе ар-деко и неоклассики, в зале сохранились элементы модерна, а суровые деревянные панели балконов напоминают советскую клубную архитектуру 60-х.

Акустика тут, кстати, действительно, если не «одна из лучших в мире», то совсем неплохая.

Театр Эркель. Оркестровая яма. Фото автора.
Театр Эркель. Оркестровая яма. Фото автора.