Найти тему
Интересное

Таинственные загадки и Загадочные тайны

1. Загадки матрицы из прошлого 

 

Прошлое... Как оно загадочно, как манит своими тайнами... Ученые во всех уголках света бьются над загадками, которые оставили нам предки. Они хотят узнать о том, как жили люди столетия назад, что было для них важно, из чего складывался быт, какие культурные традиции влияли на обыденную повседневность. 

 

Многое уже удалось выяснить благодаря исследованию старых летописей, фольклора и археологических артефактов. Но не стоит льстить себе мыслью, будто мы знаем и понимаем все. По факту, информация фрагментарна и часто недостоверна. А то, что со школы преподносится как истина, стоит копнуть чуть глубже, оказывается лишь еще одной гипотезой, выстроенной кем-то, отличавшимся лучшими навыками убеждения, нежели его коллеги. 

 

Так как машины времени или какого-то ее аналога в природе не существует, остается довольствоваться тем, что мы имеем. Важно понимать, что каждая новая находка, сделанная в любой точке Земли, это еще один шаг на пути к будущим знаниям и возможной переоценке добытых ранее сведений. 

 

А потому неравнодушный человек, который понимает значение истории для настоящего и будущего, не может пройти мимо события, случившегося в Швейцарском городе Кур, расположенном в кантоне Гризон. Эта область страны, по мнению ученых, был заселена всегда, начиная с бронзового века. В Средневековье, а точнее в IX - XI веках здесь находился развитый ремесленный центр. 

 

Во второй половине восьмидесятых годов прошлого столетия в этих краях проводились раскопки и было найдено немало доказательств данным утверждениям. В 2020 году на месте бывшей тюрьмы Сеннхоф были возобновлены поисковые работы. Они увенчались успехом и сегодня археологи могут продемонстрировать ряд артефактов, часть из которых можно причислить к категории редких. 

 

При раскопках были найдены кусочки старинных инструментов, фрагменты костей животных (преимущественно лошадей), цветную проволоку, шлак, осколки стекла. Считается, что речь идет об отходах ремесленного производства. Но самой интересной и необычной для этих мест реликвией стала форма, которую использовали предки современников для изготовления ювелирных изделий и религиозных символов. 

 

Пластина дошла до наших дней фрагментарно. Когда-то она имела размеры 9 на 8,3 сантиметра. Ее толщина равнялась трем сантиметрам. Внимательно осмотрев находку, археологи обнаружили на одной ее стороне две матрицы христианской иконографии. С их помощью можно было сделать распятие и круг с крестом посередине. Согласно заключению специалистов, такие символы становились подвесками, украшали пряжки ремней и медальоны. 

 

Помимо прочего, на артефакте имеется матрица для изготовления колец и круглых сережек. Оборотная сторона также имеет шаблон для круга с крестом в центре, могла быть использована для производства фигурки орла и кольца для брошек. 

 

Исходя их данных, опубликованных учеными, необычная находка, аналоги который до настоящего времени видели в Винтертуре, Базеле и Берне, имеет возраст порядка тысячи лет. Матрица была в ходу в период с девятого по одиннадцатый век нашей эры. Точнее сказать сейчас не представляется возможным. 

 

Является ли новый артефакт из города Кур прорывом в науке? Что с его помощью удастся выяснить профессионалам, когда окончательно будут завершены все исследования? Ответы на эти вопросы пока неизвестны. Но нужно понимать, что каждый след прошлого, сохранившийся до наших дней, бесценен. 

 

А значит, нет археологических находок, на которые можно не обращать внимания и не изучать, решив, что нечто подобное уже было видано. Только так, внимательно и скрупулезно исследуя прошлое, когда-нибудь получится воссоздать более или менее достоверную картину жизни предков, надеясь, что погрешностей в ней окажется минимальное количество и уж точно не так много, как сейчас. 

 

2. Захоронения вампиров - кто в них? 

 

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов. Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа. 

 

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия). Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. 

 

Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы). 

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения — от неумелости могильщиков до показательных казней преступников. 

 

Живые и мертвые 

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей. 

 

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет. Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения. 

 

В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым. 

 

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» — в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом — так как боялись, что те вернутся вредить миру живых. 

 

Невыносимая легкость интерпретаций 

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) — и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход. 

 

В 1960-е — 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими». 

 

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений — правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен. 

 

Меры предосторожности, ошибки и преступления 

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни. 

 

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе — у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах. Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь. Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину. 

 

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого. Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглазапокойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз. 

 

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству. В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы. Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах. Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа — насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье). 

 

Наконец, могилы с камнями — в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат. Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации). 

 

Страхи и мифы 

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду — поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами. Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле. 

 

3. Загадка каменной стены на Алтае, построенной 3 тысячи лет назад 

 

В 2017 году в газетах Англии писали о интересной находке. Она была настолько загадочная, что люди заинтересовались ей. Открытие произошло в Сибири археологом Андреем Бородовским. Он уверен, что объект полностью находится под землей. Если его полностью раскопать, то перед человеком будет стоять огромная и крепкая стена. Ее основа состоит из каменных блоков внушительных размеров. Кто его построил и с какой целью никто не знает. Единственное, что удалось узнать – в стене имеется узкий проход. Через него может пройти только один человек. Существует мнение, что проход разделял алтайский народ с людьми других культур. 

 

На данный момент тяжело найти место, где должна проходить стена. Во время ремонта дороги ее часть была разрушена. Ее никто не сможет увидеть, даже если это будут снимки со спутника. 

 

Геодезисты могут отсканировать местность и найти часть стены. Это тяжелая работа, так как стена была построена из натуральных материалов – огромных камней. Местные жители полагают, что ее возвели в Средние века. Ученый долго работал над этой темой. Он пришел к выводу, что стену раньше построили. Просто об этом никто не догадывается. Ученый предположил, что в Средние века бесполезно было сооружать подобные стены. Они не могли защитить людей от врагов. Значит, в них не было особой надобности. Загадка так и не решена. Для этого следует еще раз изучить стену и раскопать ее.

-2
-3
-4
-5
-6