Великая война народов находит себе отклик в произведениях современного словесного народного творчества. Такими произведениями являются новые солдатские песни про войну с Германией, народные песни-частушки про эту войну и стихотворения солдат, изображающие жизнь солдата, как во время пребывания на позиции, так и во время нахождения в тылу.
Из всех указанных видов словесных народных произведений в наибольшем ходу среди народа песни-частушки про войну. В этих частушках изображаются главным образом переживания лиц, затронутых войной.
Как явствует из содержания многих частушек, авторами большинства частушек про войну являются девицы, которых война разлучила с милыми их сердцу, разлучила, быть может, на самом пороге семейного счастья.
Разлучившись с милым, девица изливает свое горе в этих несложных песенках-частушках. Познакомимся с тем, что говорит о войне и своих переживаниях девица, милый которой взят на службу.
„Любить легко, да расставаться тяжело", говорит народная пословица. Тяжела девушке разлука с милым, которого берут в солдаты. Тяжесть разлуки усугубляется сознанием, что, быть может, эта разлука является разлукой навсегда, что он, её милый, может быть, не вернется уж с этих страшных „позиций“.
Девушка, отправляя милого в солдаты, принуждена бывает скрывать свои чувства, свою печаль разлуки от зорких глаз посторонних. На прощальной „вечерке" она прячет свою печаль под напускной веселостью.
На головушку надела
Бело-розовую шаль,
Я в народе веселилась,
Будто милова не жаль.
Но расставаясь с милым наедине, девушка бессильна владеть собой.
Мы с Федюшей распрощались
В поле на дороженьке,
Опустились белы ручки,
Подкосились ноженьки.
Девушка хотела бы даже ехать с ним на войну, если бы это было можно.
— „Мили(е)нькой, куда? куда?“
— „Милочка, в солдаты я“
— „Милёночок, возьми с собой",
— „Куды я. милочка, с тобой?"
Оставшись одна, девица вспоминает этот тяжелый день отъезда милого на войну.
На крылечко выходила
Посмотрела в долину,
Вот по этой по дорожке
Он уехал на войну.
Иногда она думает о том, что он, её милый, делает там, на службе.
Посмотрела бы теперь,
Што мой милой делает:
Шинельку серую надел,
По казарме бегает.
Девушка поддерживает свои отношения с ним при помощи писем. Переписка эта облегчает тяжесть разлуки.
Износила черну юбку —
Деревенское шитье,
Кажной день хожу на почту,
Жду от милова письмо.
Но вот милый, пройдя курс обучения, уехал на позицию. Девушка мысленно находится около него, болит сердцем за него и переживает с ним все ужасы войны.
Што снежку много напало
На „солдацкую кровать“,
Мой - от миленькой уехал
Со германцом воевать.
У германскова царя
Снаряды розрываютца,
Все миленочки в окопах
Смерти дожидаютца.
Девушка мысленно просит жестокого врага пощадить её милого.
Моева милова
Утонили на войну,
Не стреляйте вы, германцы,
В грудь милому моему.
Милый бьется за родину, целый ряд частушек говорит или о ранении молодца, или о смерти его в бою все с тем же „воистым" германцем.
Полюбила несчестливо,
Угонили на войну,
Прострелили праву рученьку
Милому моему.
Мой миленочек-от ранен
В Германии во правой бок,
У ково поднялись рученьки,
Тово накажот Бог.
Износила я колоши
Пятой номер „Проводник",
Я про милова узнала,
Он в Германие убит.
Как вчерася вечерочком
„Тилиграму" принесли,
Будто милова в Германие
Убитова нашли.
Печаль девушки велика. Со смертью милого жизнь потеряла цену для неё, она с горя сама готова лечь в могилу.
Приготовьте гроб тесовой
И могилу для меня,
Если милова убили,
Схороните и меня.
Если милый и жив на войне, девушке тяжело без него. Девицам приходится в тоске ожидать возвращения милого с войны, они ждут милых, чтобы выйти за них замуж и зажить счастливой семейной жизнью. Девушки в частушках высказывают опасение, что им придется „сидеть в девках".
Подадим мы тилиграму
Волостному старшине:
За ково мы взамуж выйдем,
Все робята на войне?
Всех угнали, всех угнали
На войну в Карпаты,
Вот вам, девки, женихи:
Старики горбаты.
(вариант: ранены солдаты)
Девушки готовы на крайние жертвы, чтобы только возвратить милых домой.
Последню юбку продадим,
Царю прошенье подадим;
Пусть Германию прибьют,
Милёночки домой придут.
Поэтому девица сердится на „управление воинского начальника", в котором её милого зачислили в солдаты и желает ему — правлению провалиться.
Хорошо в Осе правленье,
Только крыша зелена;
Помолитесь, девки, Богу,
Провалилась бы она.
Но девица, жалея милого, в тоже время хорошо понимает, что защищать родину необходимо и советует молодцам не уклоняться от службы.
Вы германския войны
Робята опасайтеся,
От седьмова же набору
Вы не отрекайтеся.
Иногда частушка указывает место служения милого и успех его на службе.
Скукорекал петушок
За рекой в ограде,
Мой-от миленькой далеко,
Служит в Петрограде.
От милова - письмецо,
„Обрадела" весточке,
Вернется с орденом Егорья
На красной на ленточке.
Девушке неинтересно видеть те места, где воюет её милый, ей хочется слышать голосок милого.
Не карпатцкие бы горы,
Не ракитов бы кусток,
Слышен был бы со позиции
Милова голосок.
Кроме девиц дают свои отзыв о войне, военной службе и переживаниях солдат молодцы — авторы частушек.
Война беспокоит молодца, ему придется идти на позицию. Придется идти на войну и товарищам его.
Двадцать пятова июня
Стал германец воевать,
Разлюбезной мой товарищ,
Нам итти — не миновать.
Страшно молодцу умереть на войне, этим только и пугает его военная служба.
Помолися, мама, Богу
На высокой на горе.
Штобы не взели в солдаты,
Не убили на войне.
Но вот молодца взяли на службу.
Што ты, мама, рано встала,
Рано лампочку зажгла;
Двадцать два года кормила,
Во солдаты отдала.
Молодец пойдет воевать, а домашние его в это время будут дома робить - „страдовать“.
Скоро скоро станут жать,
А нас погонят воевать,
Во горы Карпатцкие,
В окопы во Германские.
Молодец уже воюет, ему не хочется умирать, жизнь влечет его.
Неохота мне, мальчишке,
Под Варшавой умереть,
Дай миленочка, платочка
Горьки слезы утереть.
Частушки иногда касаются отдельных моментов войны. Вот Русь забирает в плен племенной скот в имениях Вильгельма при наступлении в Восточной Пруссии.
У Вильгельма во именьи
Скота какая страсть,
Забралися москали,
Всю скотину увели.
Вот русские отразили немца под Варшавой.
Как германцы наступали,
Строили палатки.
От Варшавы убежали,
Показавши пятки.
С немцем воевать трудно, трудно брать егo укрепления.
Распроклятой царь германской,
Сделал крепость-то сильну,
Мой-от миленькой розламывал,
Положил жизнь свою.
Русь знает широкие планы германцев, желающих захватить все в свои загребистые лапы, но она не верит в осуществление этих планов.
Кайзер хитер, кайзер хитер,
Переехать хотел в Питер,
А оттуда — на Париж,
Не доедешь — угоришь.
Русь надеется, научившись воевать от „германа", в конце-концов одолеть его.
Ты германец, ты германец,
Научи нас воевать,
Возьми Ригу и Варшаву,
Мы не будем унывать.
Народ виновником беспримерно страшной войны считает германского царя с его народом. В частушках на голову германского царя извергается град проклятий, главным образом со стороны девиц, милые которых страдают на войне.
Распроклятой царь германской,
До чево ты нас довел?
У жен — мужей, у нас — миленков
Во свою землю увел.
Распроклятой царь германской,
Тебе будет воевать,
Отпусти наших миленочков
Нераненых назад.
Распроклятой царь германской,
Он не хочет мира дать,
Лет семнадцати мальчишек
Всех угонят воевать
Рассмотрев приведённые выше частушки, можно видеть, что частушки про войну точно отмечают переживания лиц из народа, захваченных войной, отражают в себе отношение народа к войне и, наконец, верно передают отдельные события войны, являясь таким образом своего рода неписанной летописью народной и поэтому вполне заслуживают закрепления на страницах печати и внимательного исследования.
Валентин Николаевич Серебренников.
Издано отдельным оттиском в Перми в 1918 году.