Сегодня непревзойдённому интеллектуалу Вуди Аллену исполняется 86 лет! Всё знают его как необычайно талантливого режиссера, но возможно, не все знают, что он еще и талантливый писатель. Хотя об это конечно можно догадаться, ведь у него 3 премии «Оскар» за лучший сценарий. Так вот, сегодня я расскажу о трех книгах Вуди Аллена. Это сборники юмористических рассказов и пьес.
Вуди Аллен прочно ассоциируется у меня с Америкой начала и середины 20-го века, Нью-Йорком, Манхэттеном, джазом и его рассказы наполнены этой чудесной атмосферой. И чувствуется, что это писал сценарист и режиссер, когда читаешь, возникает ощущение, что смотришь спектакль или фильм. Даже точно себе представляешь выражение лица и интонацию, с какой герой произносит то или иную фразу.
Вуди Аллен обладает обширными, если быть точнее, то безграничными познаниями в литературе, музыке, искусстве, кинематографе, философии и т.д. И он очень ловко обыгрывает эти познания в свои рассказы и пьесы, следовательно, чем больше знаний у человека, читающего литературные произведения Вуди Аллена, тем больше он в них поймет и тем смешнее они ему покажутся.
На самом деле будет ли вам смешно, зависит только от того появится ли ровно в полдень на Таймс Сквер кролик во фраке вызывающего цвета, который будет держать шоколадный пудинг на изящной фарфоровой тарелочке и нервно озираться по сторонам и что-то шептать себе под нос. Но ему еще нужно успеть приготовить пудинг и добраться на автобусе из Нью-Джерси, а это не так просто.
О чем это я? О том, что нужно не раздумывая нырять в море интеллектуального юмора, сарказма, остроумия фантазии и абсурда Вуди Аллена!
Больше всего мне нравится, как тонко и едко он подкалывает писателей.
В сборнике «Сводя счёты» / «Getting Even» (1971) в рассказе «Вспоминаю двадцатые» он упоминает про Хэмингуэя, Фицджеральдов и Гертруду Стайн.
«В послеполуденные часы мы с Гертрудой Стайн отправлялись по местным лавкам на охоту за древностями, и, помню, я как-то спросил ее, думает ли она, что мне суждено стать писателем. В типичной для нее загадочной манере, которую все мы так обожали, она ответила: «Нет». Я истолковал это как «да» и на следующий день отплыл в Италию».
«Как делишки, Эрнест?» - спросил я. Хемингуэй с присущим только ему многословием ударился в рассуждения о приключениях и смерти, а когда я проснулся, оказалось, что он уже разбил лагерь и сидит у огромного костра, поджаривая для всех нас возбуждающую аппетит закуску из буйволовой кожи».
«У Скотта были серьезные проблемы с писательской дисциплиной, все мы хоть и обожали Зельду, но сходились на том, что она дурно влияет на его работу, - продуктивность Скотта упала с одного романа в год до несчастных набросков рецепта какого-нибудь блюда из морской капусты да нескольких запятых».
В рассказе «Чуточку громче, пожалуйста» Вуди Аллен элегантно вплетает Макбета в описании бессонной ночи.
«Поблагодарив их, я прямиком направился к постели, и там старания заснуть и забыть о моем чудовищном несовершенстве вылились в восемь часов ночного смятения, какого я не пожелал бы и Макбету».
А в сборнике «Без перьев» / «Without Feathers» (1975) в рассказе «Если бы импрессионисты были дантистами» великолепно пародирует письма Ван Гога к брату Тео.
«Дрогой Тео! Неужели жизнь никогда не обернется ко мне своей лучшей стороной? Я в полном отчаянии! Голова моя разрывается! Мадам Сол Швиммер возбуждает против меня судебный иск за то, что я сделал ей зубной протез так, как чувствовал, а так, чтобы он подходил к ее ротовой полости. Да, это верно! Не могу же я работать как заурядный ремесленник. Я вижу так: ее мост должен быть неровным, со своевольно вставленными зубами, напоминающими языки пламени!»
«Дорогой Тео! Я опять стеснен в средствах. Знаю, я для тебя обуза, но к кому мне еще обратиться? Нужны деньги на материалы. <…> Боже! Мне не на что купить даже новокаин. Сегодня надо было рвать зуб, и пришлось усыплять пациента, читая ему Драйзера. Помоги. Винсент».
Видимо чтение Драйзера настолько не увлекало Вуди Аллена, что он упоминает про усыпляющие свойства его творчества еще и в рассказе «Записки старого вора».
«Если я шел грабить дом, где была собака, то первым делом бросал ей «Педигри», смешанный со снотворным, и все дела. Бывало, веронал не сработает – ну, тогда пропускал через мясорубку в равных частях мясо и какой-нибудь роман Драйзера».
И в рассказе «Я обращаюсь к выпускникам» не забывает про Теккерея.
«Да и религия, увы, настроения уже не поднимает. Мигель де Унамуно где-то восторгается «неутомимостью разума», но ведь она не всякому по плечу. Особенно при чтении Теккерея».
Но больше всего мне понравились пьесы, это феноменально смешно. Вот несколько полюбившихся мне моментов.
«Нат. А почему ты просто в дверь не позвонил? Смерть. Я же тебе говорю, можно было б и позвонить, но как бы оно выглядело? А так все-таки – драматический эффект. Нечто внушительное. Ты «Фауста» читал?» / Пьеса «Смерть открывает карты»/
«Джина. А мне ночной город кажется таким холодным и темным, таким пустым. Точь-в-точь, наверное, как в космосе. Клайман. Я никогда не думал о космосе. Джина. Но ведь мы в космосе. Мы плаваем в пространстве на этом огромном круглом шаре… вы даже не можете определить, где верх. Клайман. И это, по-вашему, хорошо? Я люблю точно знать, где верх, где низ и где моя ванна». /Пьеса «Смерть»/
«Актер. При чем тут я? Я в этом позорище светиться не собираюсь. У меня есть кое-какая актерская репутация, свои поклонники. Мой зритель надеется, что я выберу достойный драматургический материал. Автор. Осмелюсь напомнить, что ты нищий, голодный, безработный паяц, которому я великодушно позволил учувствовать в моей пьесе, чтобы как-то помочь вернуться на сцену». / Пьеса «Бог»/
Рассказы Вуди Аллена наполнены самоиронией. Например, Вуди Аллен невысокого роста и в трех его пьесах есть моменты про рост. В пьесе «Смерть открывает карты» главный герой говорит смерти, который пришел за ним: «Я всегда думал, что ты… ну… ростом повыше». Потом в пьесе «Смерть» главный герой говорит маньяку-убийце: «А я как-то представлял вас высоким». Ну, и самый эпичный момент в пьесе «Бог». «Хор. Бедняга Фидипид. Жалкий раб. И подобно всем рабам, мечтает только об одном. Диабетий. Стать чуть повыше. Хор. Стать свободным».
Еще Вуди Аллена явно очень волновал вопрос о том, как сложно найти духовно богатую и интеллектуально развитую девушку.
«У меня чудесная жена. Но она и слышать не хочет о Паунде. Или об Элиоте. Я же совсем не знал ее с этой стороны до свадьбы. Понимаете, Кайзер, мне нужна женщина, которая возбуждает меня духовно».
«Через мгновение на том конце ответил нежнейший голосок, и, слово за слово, я рассказал все мои заветные мечты. «Говорят, ты могла бы устроить мне часок хорошей беседы», - закончил я. – Конечно, киса. Чего бы тебе хотелось? - Я бы потолковал о Мелвилле. – «Моби Дик» или что-нибудь покороче? – Есть разница? – В цене, только в цене. За символизм надбавка. – И во что это встанет? – Пятьдесят. За «Моби Дика», думаю, сотня. А как ты относишься к сравнительному анализу? Мелвилл и Готорн, а? Как раз за сотенку сговоримся. – Годится. – Я дал ей номер комнаты в «Плазе». – Хочешь блондинку или брюнетку, киса? – Хочу удивиться, - ответил я и повесил трубку».
А в сборнике «Побочные эффекты» / «Side Effects» (1980) Вуди Аллен рассуждает о том, что даже, если мужчине посчастливится найти девушку, в которой будут сочетаться такие несовместимые в природе качества, как ум и красота.
«Вставшая передо мной дилемма поистине ужасна, любезный читатель! Полагаю, впрочем, она сводит с ума многих моих современников. Невозможно обрести все, что хочешь, в единственном существе противоположного пола. Что же делать? По одну сторону – зияющая пропасть смирения. По другую – презренная низость измены».
Если даже эта девушка окажется самим совершенством или героиней романа, как мадам Бовари.
«Кугельмас схватил такси и помчался в центр. Сердце его пело. «Я влюблен, - думал, - у меня есть удивительная тайна». Мог ли он предположить, что в эти минуты в классах и аудиториях по всей стране ученики спрашивали своих преподавателей: «А кто этот персонаж на странице сто один? Лысый еврей целует мадам Бовари?»
Если каким-то чудом чувства этого обыкновенного мужчины к этой идеальной женщине окажутся взаимными.
«Нет, конечно, случались приятные приключения, попадалась иногда настоящая красавица, толковая и душевная, с хорошими рекомендациями и приятными манерами. Но по какому-то вековечному закону (не то из Ветхого Завета, не то из египетской Книги мертвых), ей не подходил я».
То эти отношения все равно неизбежно закончатся, причем довольно быстро, это или законы Вселенной или парадокс человеческой натуры или и то и другое.
Думаю, во многом такие мысли у Вуди Аллена возникли после расставания с актрисой Дайан Китон, благодаря которой появился фильм «Энни Холл». Кстати, этот фильм вырвал премию «Оскар» у фильма «Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда».
P.S. В сборнике «Без перьев» в одном из рассказов потрясающе точно описана нелепая до комичности ситуация (она была бы смешной, если бы не была такой грустной) с депутатом Государственной думы Валерием Рашкиным. Кстати, внешне он мне напоминает мистера Бёрнса из Симпсонов. Который открыто поделился правдой о том, как на охоте он увидел в бинокль силуэт какого-то животного, и хоть оно и стояло к нему своей невидимой стороной и находилось в норе под землей. Он расчехлил винтовку, зарядил и всмотрелся в прицел. В тепловизорном прицеле он увидел силуэт крупной рогатой мыши и выстелил. И думая, что стрелял в рогатую мышь, он застрелил лося. Он никогда бы не убил лося, если бы не этот чудовищный обман зрения, ведь в детстве он любил смотреть мультик про Бульвинкля. Но, тем не менее, все равно решил его разделать, обливаясь при этом слезами, конечно. Видимо рассуждая так, смерть этого лося была случайной, но пусть она не будет еще и напрасной. Мы все люди, как говорится.
Случайное ли это совпадение или адвокаты Рашкина читали Вуди Аллена и решили, что это неплохая идея? Правда, в книге это не сработало, но там вовремя появился инспектор Форд.
P.P.S. Совет от Вуди Аллена, как ненавязчиво произвести впечатление на девушку. «- Насколько я понимаю, спрос на яйца нынче упал, - отважился наконец заметить я с поддельным безразличием человека, который от основной работы время подхалтуривает слиянием корпораций».
Nat King Cole - I'm in the Mood for Love
Benny Goodman - Tea for two
Billie Holiday - As Time Goes By
Charlie Parker- Embraceable You
#вуди аллен #подборка книг #юмористические рассказы #смешные рассказы #литература #валерий рашкин #юмор