В дневнике Чернышевского есть запись «почему те люди, которые пытаются бороться за народ, за его освобождение больше всего и страдают». Впоследствии, он все это испытает на своей судьбе. Я думаю, что к концу жизни он так и не найдет ответ на этот вопрос.
Впервые он задался этим вопросом в 1848 году. Он учится в санкт-Петербургском университете. Николай пишет домой письма, где восхищен учебой, той атмосферой которая сложилась вокруг него. Ему нравится учиться, лекции по философии, славянской древности увлекают его. Он много читает, засиживаясь в библиотеке. В основном это французская, немецкая литература, которая более либеральная чем российская на то время.
Знаменательно, что на этот период пришлась Французская революция 1848 года. Она привлекает внимание молодого студента, он читает об ней все, что только может найти в периодической российской печати, в иностранных издания. Вот в этот период закладывался фундамент свободомыслия Чернышевского. Уверен, что следя за французской революцией он представлял, что такая же революция может быть и в России.
В это период начинает вести дневник. В нем он отражает свои мысли, по поводу всего, что происходит с ним и вокруг него в мире. В это время он как раз и делает эту запись: «почему те люди, которые пытаются бороться за народ, за его освобождение больше всего и страдают».
Но пока до страданий самого Чернышевского еще далеко. Он еще только начал вступать на эту скользкую и узкую дорогу борьбы за народное счастье.
Здесь в Петербурге он впервые сталкивается с живой общественной жизнью, после глухого провинциального Саратова, в 18 лет это конечно было необыкновенное ощущение. Тем более он мог полностью погрузиться в эту жизнь. Ему не надо было думать о хлебе насущном и как прокормить себя. В отличии от студента Раскольникова, например.
Его окружают такие же свободолюбивые студенты, один из низ Хомяков дал Чернышевскому запрещенную в России книгу «Сущность христианства» Фейербаха. Она производит на Николая сильное впечатление. Материалистическая философия Фейербаха не сразу осмысливается и принимается полностью Чернышевским, он все таки же из семьи священников.
С детства родители мечтали, чтобы сын Николай , пошел по стопам свих предков и стал священником. Его даже записывают в духовное училище и дают ему домашнее образование. В 1842 году Николай заканчивает успешно духовное училище, и поступает в духовную семинарию. Там он написал свой первый научный трактат, но ушел оттуда так как учеба показалась ему скучной и ему хотелось стать ученым, так он и поступил в университет.
Вопросов после прочтения книги осталось много. У Чернышевского появляется вопрос, как сделать так, чтобы все были счастливы? Примерно так он формулирует эту мысль в своем дневнике.
Такой обширный вопрос толкает и дальше молодого Чернышевского на революционную стезю. Тот же Хомяков вовлек его в тайное молодежно-студенческое общество. Среди членов общества был известный потом писатель Достоевский. Понятно, что общество было раскрыто тайной полицией все кружковцы были арестованы. Чернышевскому повезло, его не арестовали, так как он только начал вливаться в эту организацию.
Что то серьезное готовили эти молодые революционеры, так как многих в том числе Достоевского приговорили к смертной казни, но потом заменили ее на ссылку в Сибирь.
Первый итог, ничего не сделано, а судьбы поломаны, едут в Сибирь в ссылку. Кто их мог понять в то время? Как многие и не поняли декабристов.
И правители не совсем понимают таких вот борцов и пытаются упрятать их за решетку, чтобы не смущали этот самый народ. А народ что? Народу и хочется свобод, но так чтобы они упали как манна. А есть те кого и так все устраивает. Зачем стадам дары свободы? Вопрошал в свое время поэт и не находил ответа.
Скажите кто-нибудь, что то о них помнит или знает? А народ? Народ как жил так и продолжал жить. При этом все эти борцы за народ получили еще и полное осуждение общества.
После такого стресса, Чернышевский немного отходит от революционной деятельности, вступает в литературный кружок и пишет дипломную работу на произведение Фонвизина о Бригадире.
Это подтверждает слова, что студенты политически активны первые два года, потом они полностью переключаются на учебу.
1391 1393 1398 ( 1513) Успешно заканчивает университет и получает диплом. Уезжает в Саратов, работает учителем. 1404 И только после женитьбы возвращается снова в столицу, где начинается его новый виток революционной борьбы.
1397 Николай много работает. Он является сотрудником некрасовского журнала 1539 современник, возглавляя отдел литературной критики. До этого это место занимал Белинский.
В году защищает диссертацию и выходит его первая книга «Эстетические отношения искусства в действительности». Эта книга взрывает литературное общество и приводит к расколу сотрудников журнала современник.
А суть книги, ее постулат, это то что «Прекрасное есть жизнь». Жизнь сама по себе прекрасна, а искусство, это химера, которая только подражает жизни. В это время художники как раз начинают рисовать с натуры с живого человека, реальные пейзажи, импрессионисты, потом передвижники т.е жизнь изображается с реальной картинки. Музыка преобразуется, образуется кружок могучая кучка. Все это как бы и подтверждало слова Чернышевского.
Но не все деятели от искусства это приняли. Тургенев Толстой Григорович были не согласны с мнением Чернышевского и высказались категорично, либо они, либо он. Некрасов, сказал им: Чернышевский дальновиднее вас всех и глубже понимает жизнь. Остался Чернышевский. Для Некрасова Чернышевский был представителем нового молодого поколения, которое и должно было двигать вперед творческий процесс.
Молодое поколение писателей так же поддержало Чернышевского. Скандал был огромный сколько сломано копий, сколько оскорблений было нанесено великими литераторами друг другу. А сейчас это не стоит и ломаного гроша, никто из обывателей даже не читал этот произведение. Ну только если историки да литературоведы.
Хороший пример, как кажущиеся своими размерами вопросы современности из-за которых ломаются судьбы и ссорятся люди, через некоторое время оказываются пустыми, никому не нужными и пылятся в архивах истории. Наверно надо проще относиться к жизни именно в плане мнений и отстаивания постулатов.
Глядя с позиции нашего времени надо справедливо заметить, Толстого , знают, Тургенева то же и обоих читают до сих пор… 1493 1550 А вот кто читает Чернышевского, Добролюбова? Так кто же прав был и дальновиднее?
В 1856 году к журналу примыкает еще и Добролюбов. Чернышевский отдает ему отдел критики и сам начинает вести раздел политики. Из сугубо художественного журнала, Современник превращается в литературно-политический, что было ново для России. Круг читателей растет и вместе с ним и авторитет Чернышевского. Чернышевского начинают ставить в один ряд с Герценым. Как мы знаем Герцен в это время в Лондоне в изгнании, с него пошла мода уезжать в Лондон всем, кто находится в конфликте с действующими властями России.
Чернышевский резко критикует крестьянскую реформу, за ее половинчатый характер. А еще до нее он подверг критике либералов, предложив им встать либо на сторону крестьян, либо на сторону правительства выбрать наконец то на чьей они стороне.
Молодежь нравится и стиль, и мысли Чернышевского. Молодое поколение негласно выдвигает Чернышевского в свои лидеры. Его объявляют властителем дум молодежи. На этом фоне начинаются виток революционной борьбы молодежи. В Петербурге кругом прокламации, листовки, поджоги, ну все как обычно при обострении борьбы старого и нового.
Конечно режим реагирует на это оперативно и как обычно начинается борьба с печатными изданиями. Закрыт Современник на 8 месяцев. Закрывают даже университет.
И 7 июля 1862 Чернышевского арестовывают и сажают в петропавловскую крепость, где он проведет 2 года. Поводом послужило, упоминание его имени в переписке Огарева и 1542 якобы авторство прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» - где звучали призывы к революции.
Фактически к прокламации Чернышевский отношения не имел, но власть так боялась его влияния на молодежь, что шла на любые подлости, что бы только как можно быстрее и на дольше упрятать его за решетку. Был подкуплен некий Костомаров, который и оговорил Чернышевского. Собственно и эти методы применяются во всех диктаторских странах и не только. Ничего нового не придумано. Главное посадить человека.
В крепости был написан роман «Что делать», многие знают это название по школе, но боюсь даже сказать сколько человек из сотни вспомнит, о чем там идет речь. В 1863 в Современнике был опубликован этот роман. Молодежь читает его с восхищением и начинает подражать главным героям. Каракозов совершает покушение на Александра второго именно под влиянием этого романа. Власти напуганы и опять, ими найден самый простой способ, это запретить! Запретить, изъять, объявить его вредным для народа. Что ж и сейчас все антинародные власти так и поступают. Книги запрещают, изымают, людей объявляют врагами народа, садят в тюрьму, лишают гражданства, высылают из страны. А вот с интернетом пока в полном объеме справиться не могут, но думаю научаться.
В мае 1864 года на Мыкинской площади в Санкт Петербурге состоялась гражданская казнь Чернышевского. Приговор: лишить титулярного советника Чернышевского всех прав состояния сослать на каторжные работы на 14 лет. С последующим поселением в Сибири на всегда.
Но и в глухой Сибири вольная мысль Чернышевского не замерзает. Он создает роман «Пролог», вот уж точно уверен его никто не читал из наших современников. И как это принято в России, рукопись романа была тайно вывезена за границу. Нашелся смелый человек Герман Александрович Лопатин который и осуществил это предприятие.
Народники, революционеры, продвинутая молодежь не могли мириться с тем, что лучшие сыны отечества сидят по острогам и дважды предпринимали попытку освободить Чернышевского. В 1870 тот же самый Лопатин и Ипполитом Никитич Мышкин в 1875 году. Но закончились неудачно.
Александр второй так боялся Чернышевского, что говорил в своем окружении, что все беды в России от Чернышевского и что его надо изолировать еще дальше, и Чернышевского отправляют в Якутский острог. И сейчас порой такое встречается, когда власть всю вину в своих ошибках сваливает на одного человека.
Здесь Чернышевский пробудет целых 12 лет своей жизни. Задуматься, 12 лет за что? За одну подложную прокламацию. Николая второго расстреляли и причислили к лику святых. Чернышевский с его идеями, о том, как сделать так, чтобы все были счастливы и его страданиями достоин большего. Это лишь подчеркивает его удивление к тезису «почему те люди, которые пытаются бороться за народ, за его освобождение больше всего и страдают». Так я понимаю этот вопрос открыт и до настоящего времени.
Неудивительно, что на Александра второго совершают покушение народники, это и месть за ссылку Чернышевского. В манифесте требования одним из пунктов было освобождение Чернышевского. Вот так, только силой террора заставили царей выпустить Чернышевского из ссылки. Иного пути с диктаторами не бывает. Ни какие демонстрации, забастовки с диктаторами не работают. И Чернышевский переезжает в Астрахань. За три месяца до смерти ему разрешают переехать в Саратов.
Карлу Марксу приписывают слова, что русский надо выучить только для того чтобы читать Чернышевского. Потом советовали учить, потому что на нем разговаривал Ленин. И должен быть третий вариант, но пока его не произносят вслух.
Вот так окончилась борьба Чернышевского за общее счастье всех людей. Мало кто это помнит и ценит. Большинство только иногда в шутку вставляет слова «Что делать» намекая на роман великого борца.
Спасибо, что были с нами, всего вам доброго. Если понравилось, подпишитесь на наш канал.