Я обещал быть беспощадным в перевоспитании нерадивых блогеров и слово намерен держать. И, раз уж блогеру «Поближе к Петербургу» так свезло, что я начал именно с нее процесс чистки Рунета от фейков, и мне эта сочинительница не кажется совсем безнадежной, то уделим немного времени еще одной ее странице:
Цитаты из этой статьи блогера (орфография сохранена):
«В день города хочется воздать должное тому, чье имя долгое время было незаслуженно забыто, хотя именно он был главным «дирижером архитектуры», и во многом благодаря его инженерным и организаторским талантам мы теперь восторгаемся обликом Петербурга.»
«Привести в гармонию друг с другом памятники, соборы и площади большого города - дело архиважное и справится с этим мог только специалист с очень масштабным мышлением!»
Без малого 3 месяца эта страница, посвященная Августину Бетанкуру, висела в Рунете с заголовком «О главном «дирижере архитектуры» Петербурга», и почему-то такой заголовок никого не возмутил, пока 19.08.2021 я об него не споткнулся глазом.
Очевидно, что наивные и доверчивые читатели, не сильно знакомые с историей строительства Петербурга, делали из этого заголовка и текста статьи под ним вывод, что Петербург именно Бетанкуру обязан всей своей красотой. Даже не задумываясь, как и автор сего перла, что этим оскорбляется память градостроителей Петербурга, трудившихся над обликом Петербурга в течение более века, до Бетанкура. Один этот «затейливый» заголовок обкрадывал заслуги знаменитых архитекторов.
Да, Бетанкур внес свою, преимущественно инженерную, лепту на сравнительно малом временном отрезке истории города. Не умаляем его талант и наследие в этом.
Однако, своей уникальностью единого архитектурного ансамбля Петербург главным образом обязан тем, кто определял его градостроительный план, а именно: Доме́нико Андре́а Трези́ни, сформировавшему вид Петропавловской крепости и Васильевского острова; Жану-Батисту Александру Леблону, главному архитектору Санкт-Петербурга в 1716-1719 годах, автору Генерального плана города 1717 года и «образцовых» домов; Петру Михайловичу Еропкину, ставшему в 1737 году главным архитектором «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» и разработавшему генплан города, в котором закреплялось значение Адмиралтейской стороны как общегородского центра, а также проекты планировки и застройки его центральных районов. Благодаря его генплану центр города окончательно закрепился на левом берегу Невы, система улиц образовала знаменитое трёхлучие. Мастерство Еропкина заключалось в его поразительном умении достигать единства красоты и рациональности, вписывать в уже существовавшие здания, улицы, изгибы рек обновлённый Петербург.
Еще один важный и определяющий вид Питера вклад внес Алексе́й Васи́льевич Ква́сов (не путать с его старшим братом Андреем Квасовым, тоже архитектором), с 1763 года - руководитель архитектурной части «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», под его руководством в 1769 году был составлен генеральный план Петербурга, который предусматривал сплошные фасадные линии улиц без разрывов между домами -застройку “единою фасадою”, а в 1765-1766 годах разработаны подробные планы левобережной части от Адмиралтейства до Фонтанки, спланировано создание площадей между Невой и Мойкой, дворцов и дворцово-парковых ансамблей, определены их конфигурации.
Совершенно очевидно, что главные градостроительные черты облика Петербурга были определены до Бетанкура, так что буйные дифирамбы ему, именно, как градостроителю Петербурга, нелепы, как и заголовок статьи.
Бетанкур Августин Августинович, он же Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур-и-Молина, был очень талантливым инженером и, в основном, решал в Петербурге конкретные инженерные задачи, а именно: сооружение мостов, водопровода, канализации, инженерных конструкций отдельных сооружений, в том числе механизмов установки колонн Исаакиевского собора и Александрийского столпа, чем, конечно, оказал влияние на вид памятников города. Однако, он не приводил «в гармонию друг с другом памятники, соборы и площади большого города» Петербурга, как утверждает блогер. Это заслуга не Бетанкура!
Название комитета, председателем которого всего 3 года был Бетанкур в 1816-1819 гг., дано блогером неточно, правильное название – «Комитет строений и гидравлических работ» ("Комитет для приведения в лучшее устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге"). В комитет также входили лучшие специалисты того времени в инженерной области и области архитектуры: Карл Росси, Василий Стасов, Пьер Доминик Базен, Вильгельм фон Треттер, также внесшие свой большой вклад в облик Петербурга.
Особо хочу обратить внимание на один интересный момент - из этих 3 трех лет на посту председателя этой Комиссии Бетанкур значительное время посвятил проекту и строительству комплекса Нижегородской ярмарки, а позже лично разработал проект реконструкции нижней части Нижнего Новгорода и, совместно с В.И.Гессе, – Генеральный план будущего развития Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года. Вот на облик этого города на Волге Бетанкур, несомненно, оказал огромное влияние.
Так что, если уж восторженно говорить о заслугах Бетанкура именно в градостроительстве, то … Нижнего Новгорода, а не Петербурга!
Как это называлось на Руси ? «Слышал звон, да не знает, где он»? Не так ли случается, когда, не владея большими знаниями по теме, пытаются объемный и сложный материал запихать в формат комикса для детей?
А еще в статье есть одна, на первый взгляд несущественная, но очень характерная деталь – это фото телефона, якобы из обстановки кабинета Бетанкура во «Дворце Института Путей сообщения» . Полюбуйтесь.
Этот телефон настолько «режет глаз», что и до меня читатели с иронией указывали на него автору статьи. Мало того, что телефон изобрел Александр Грэхем Белл в 1876 году, через 52 года после смерти Бетанкура, а в Петербурге первые телефонные линии появились в 1879, так еще примечателен сам вид телефона. Если бы это был один из первых петербургских телефонов, это еще можно было бы списать на желание музейщиков обогатить экспозицию, типа «жизнь кабинета в 19 веке». Первые телефоны были своеобразны - огромные, весом более 8 кг, с микрофоном на нижней панели, к которому говорящий был вынужден сгибаться в три погибели. Телефон состоял из индуктора и звонка Гилелянда, микрофона Блэка, собственно телефона производства Белла и батареи элементов Лекланже. Никакого диска на корпусе не было, телефонистки трудились на станции. Одни из первых телефонов можно посмотреть в Петербурге в Центральном музее связи имени А.С. Попова, Почтамтский переулок, дом 4.
А вот то, что на фото, - современная дешевая китайская поделка «а ля ретро». К ней только не хватает каминных часов из лавочек для туристов с кипрского или турецкого курорта. Тот музейщик, что решил "обогатить" экспозицию сей китайской фальшивкой, просто безмозглый профан. Это нонсенс, глупый анекдот. Но, вот блогеру этот «экспонат» так запал в душу, что она ни в какую не желает с ним расстаться, даже после всех разъяснений и просьбы убрать из статьи это нелепое фото. Это очень показательный момент, вы не считаете?
Разве после такой статьи у читателей не будет винегрет в головах и извращенные представления об эпохе? Выводы делайте сами, Сограждане Рунета.
В пылу наших с блогером дебатов под этой ее статьей она выдала свой взгляд на Рунет: «Мой канал, и я устанавливаю тут правила». То бишь, можно вываливать любой свой мусор на головы прохожих? А вам не кажется, что это хамская позиция?
Уважаемые блогеры! Пишите о том, в чем вы хорошо разбираетесь! А если уж вы взялись писать статьи на тему истории, будьте ответственны за информацию, которую вы преподносите читателям. Не перевирайте исторические факты! Не нужно малевать лубок – позатейливей и покраше, лепить «романтические» домыслы, собирать и раздувать слухи и конспирологические теории, родившиеся в головах доморощенных экскурсоводов для вящего развлечения туристов. Изучайте артефакты, исторические документы, карты, мемуары – там можно найти Факты, которые гораздо интереснее ваших фантазий. Не вешайте «лапшу» на уши излишне доверчивым читателям! Вам не понравится, когда я ее вскрою и вытащу на всеобщее оборзение.
P.S. Снова предвижу обиду «хозяйки канала» и неоднозначную реакцию ее подписчиков, вроде: «как можно так с дамой, да еще во второй раз…». Отвечаю наперед:
1. В Рунете она не какая-то дама, а блогер-фейкомет периодический. Именно эта ее ипостась требует перевоспитания, и, увидев новый фейк, я снова натравлю на него свою «мышку», пока блогер сама не озаботится заняться прополкой своего сада-огорода от «развесистой клюквы». Там еще много чего «чудесатого»…
2. Это не просто нерадивый блогер. Это нерадивый блогер с гордыней. одной из восьми греховных страстей, от которой на Руси издавна лечили розгами. Конструктивную критику она напрочь не приемлет и игнорирует, свои фейки продолжает скармливать доверчивой публике даже после их разоблачения. Не считает ли она свою «клюкву» гениальной? Или это принцип «пипл схавает»? Разве не нужно от такого Рунет спасать?
3. Я уже давно просил блогера быть внимательнее и предупреждал, что на сцене Рунета нужно быть готовым и к аплодисментам, и к освистанию, посему не обессудьте.
4. Кстати, этимологический вопрос: «Хозяйка канала» - это не «каналья»?
Всем Удачи, и только положительных эмоций в Рунете! Берегите его!
P.P.S. Авторша рассмотренного выше опуса, после ознакомления с данным постом, этот свой опус с фейками удалила. Это похвально. Однако другие свои опусы, не менее фейковые, оставила .... посему, по некоторому размышлению, я тоже решил этот пост не удалять - как напоминание фейкометам....
#фейк #история петербурга #градостроители #бетанкур #трезини