Что такое Евхаристия
Это одно из самых важных Таинств Православной Церкви, совершаемого за Божественной литургией. Во время коего силою и наитием Святого Духа, призываемого по молитвам священников, хлеб и вино неизъяснимым образом прелагаются (претворяются) в Тело и кровь Христовы. После чего священнослужители и прочие верующие причащаются сих Святых Таин, по слову апостола Петра, становясь «причастниками Божественного естества» (2 Пет.1: 4).
Как в ней участвуют верующие
Согласно учению Церкви, в совершении Евхаристии участвуют не только священнослужители, но и все те простые верующие, которые молятся за ней. Участвуют они в богослужении своими молитвами и покаянием. Так, к примеру, и известный мытарь, молитвенно принесший в ветхозаветной церкви покаяние, ушел из нее оправданным (Лк.18: 10-14). Тем более, это же происходит и в новозаветной Церкви.
Из личного опыта
И, кстати говоря, служащие священнослужители обычно это чувствуют; чувствуют, как помогают им совершать божественную службу молитвы и покаяние верующих. Приведу на сей счет один пример из собственной пастырской практики.
За свои более чем 35 лет служения в сане священника, по милости Божией, мне, недостойному, пришлось совершить много литургий. Но вот загадка, которую мне долго не удавалось разгадать, - самые благодатные из них были совершены… в женской колонии (тюрьме)!
Особый парадокс был еще и в том, что тот тюремный храм представлял собой одну из комнат здания внутри тюрьмы. Эта небольшая комната была еще поделена так, что на алтарь приходилась приблизительно ее треть. Из-за чего в нем была невероятная теснота. Посему и престол этого храма был настолько маленьким, что даже разместить на нем антиминс и Евангелие было довольно затруднительно.
При этом приходящий церковный хор пел лишь до запричастного, а затем уходил на службу в свой храм; а иногда уходили и раньше. Приходилось допевать службу уже мне вместе с пономарём. А после запричастного еще надо было исповедать всех причастниц (обычно 30-40) человек, что занимало час или больше. И это, не говоря уже о том, что и попасть в эту тюрьму, проходя все ворота и проверки, было не так уж просто…
В общем, внешних, телесных неудобств было множество, а богослужения были самые благодатные! Как это объяснить?! И я тоже не сразу понял смысл сего парадокса.
А все дело было в том, что эти верующие уголовницы от всей души ощущали свой грех и приносили в нем покаяние! Ведь практически каждое уголовное преступление – это одновременно и какой-то очень тяжкий грех (к примеру, в этой колонии были и убийцы); грех, который искренне ощущали эти несчастные женщины и от всей души в нем и в других своих грехах молитвенно каялись.
Это-то их искренне покаяние и привлекало изобильную благодать Божию, которая и соделывала эти богослужения особо благодатными. А я, грешный протоиерей, собирал, как говорят святые отцы, «славу с чужой пшеницы». Духовно услаждаюсь той радостетворной благодатью, которую стяжало молитвенное покаяние моих пасомых.
Суммируя все вышесказанное, замечу, что это следует помнить всем священнослужителем; помнить, что не они одни совершают богослужение, но вместе с ними молятся, приносят покаяние и простые верующие. А последние также не должны это забывать, тогда и божественная служба не только совершится, но и будет особо благодатной. Чего, т.е. сих богослужебных даров Святого Духа, дай Бог вкусить всем нам!
Читайте также: Причащение – Святое Таинство Церкви: правила для взрослых
Протоиерей Георгий Городенцев