Найти тему
История. Факты+мысли

Смертельно опасный побег истребителя МИГ-21 с аэродрома НАТО. 1967 год.

За все время существования Советского Союза, военно-промышленный комплекс поглощал большую часть бюджета страны, поэтому неудивительно, что отечественные оружейники добились внушительных показателей.
Очередной успех отметили во второй половине 50-х, создав уникальный по тем временам самолет МИГ-21 ПФМ.

Этим сверхзвуковым истребителем третьего поколения по праву гордились в ОКБ Микояна и Гуревича, точно зная, что достойных соперников их боевой машине в мире не существует.
После всесторонних испытаний, самолет начали поставлять в войска, соблюдая при этом повышенные меры предосторожности, так как малейшая утечка могла поставить крест на многолетнем труде конструкторов и ученых.
Особенно тщательно подбирали летный состав для перегонки истребителей на дальние рубежи социалистического лагеря, поэтому после комплексной проверки, эту миссию поручили звену капитана Зиновьева, несущего службу в ГДР.

Капитан Зиновьев – второй справа
Капитан Зиновьев – второй справа

Летчики прибыли на авиационный завод в подмосковных Луховицах, досконально ознакомились с характеристиками машины и заранее согласовали маршрут со всеми наземными службами по пути следования на базу Темплин.
До определенного момента вся операция проходила в штатном режиме – четверка МИГов долетела до Минска, где пилотов ждал полноценный отдых, чтобы утром следующего дня преодолеть последний отрезок пути.

Однако в последний момент, уже будучи в небе Германии, летчики получили приказ прибыть на аэродром близ немецкого городка Котбус. Такое неожиданное распоряжение стало причиной того, что старший группы, сам того не подозревая, сбился с курса, оказавшись над Западным Берлином.

Увидев внизу взлетно-посадочную полосу, капитан Зиновьев попросил разрешения на посадку, но ответа не получил.
После вторичного запроса, офицер списал молчание на технические неполадки и стал заходить на посадку, приказав своим ведомым принимать решение самостоятельно.
Летчики, в тумане потеряв друг друга из вида, тем не менее, разобрались в ситуации и очень скоро добрались до конечного пункта назначения.

Между тем, как только МИГ Зиновьева выпустил тормозной парашют и остановился, стало ясно, что он совершил преступную ошибку – вокруг стояла техника с эмблемами НАТО на бортах.
Капитан мгновенно понял, что причиной радиомолчания была вовсе не поломка. Диспетчеры, не веря своей удаче, надеялись, что русский самолет, за которым охотились все спецслужбы мира, проявит беспечность и сам попадет к ним в руки.
Так и произошло.

Тем временем, в штабе 16-й гвардейской авиадивизии, входившей в состав ГСВГ, царила настоящая паника.
С одной стороны, радары четко показывали, что МИГ-21 исчез из поля зрения над аэродромом Тегеле, находившемся во французской зоне.
С другой - командование дивизии было абсолютно уверено в отличнике боевой и политической подготовки капитане Зиновьеве, который три года назад, рискуя жизнью, сбил воздушного разведчика Douglas RB-66.

Тем не менее факт оставался фактом и не доложить об этом было нельзя, а каждая упущенная минута давала почву для обвинения в сговоре с предателем родины, передавшим потенциальному противнику секретный образец военной техники.

Сам капитан Зиновьев, глядя из кабины на пожарные машины, перегородившие взлетную полосу с обеих сторон, не думал о терзаниях начальства, зато живо представил себе, какое несмываемое пятно позора ляжет на всех его близких.
Судорожно пытаясь найти выход, он вдруг вспомнил, что МИГ-21 единственный самолет в мире, способный совершить взлет с коротким разбегом даже на грунтовом покрытии.
Правда, лично он, на практике никогда такого не делал, тем более на новом, не обкатанном самолете, но другого пути он сам себе уже не оставил.

Кроме того, Зиновьев понимал, что не имеет права погибнуть, потому что в случае смерти, его все равно будут считать предателем.
От таких мыслей волнение мгновенно прошло, уступив место только холодной решимости.
Капитан спокойно развернулся, направил самолет прямо на пожарную машину, перегородившую полосу, и включил форсаж.
Увидев такой маневр, натовские военнослужащие в ужасе разбежались, ожидая неминуемого столкновения и мощного взрыва, но шасси самолета счастливо разминулись с крышей автомобиля на расстоянии полутора метров.

На базе уже приготовились к торжественному построению, в связи с захватом самолета противника.
На базе уже приготовились к торжественному построению, в связи с захватом самолета противника.

Через минуту, когда МИГ-21 исчез за горизонтом, французский капрал с облегчением перевел дух, поднялся с земли, отряхнул форму и сказал своему приятелю:
- Зачем этот ненормальный вообще прилетал на наш аэродром? Неужели он просто хотел похвастаться своим самолетом? Кстати, как он смог набрать высоту на таком отрезке?
- Не в курсе, – хмуро ответил его товарищ, дрожащими руками вытряхивая сигарету из пачки, – но сейчас я точно знаю, что мы не напрасно вышли из НАТО год назад. В случае чего, пусть англосаксы сами воюют с этими сумасшедшими русскими.


ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Американский пилот, бомбивший Берлин шоколадками.

Непостроенные памятники Алсиба

Конец 30-х. Поездка из Грузии в Магадан и обратно