Найти тему
Мир открытыми глазами

Премьера театра на Таганке - спектакль "Урожай", который оказался весьма неоднозначным (отзыв)

Оглавление

Эта #премьера Театра на Таганке была для меня очень интригующей.

Во-первых, давно хотелось посмотреть работу уже нашумевшей в театральных кругах Марфы Горвиц, лауреата "Золотой Маски" и т.д., а тут такой случай

Во-вторых, хотелось увидеть ещё один вариант интерпретации #пьесы Павла Пряжко.

Спектакль по этой весьма непростой и неоднозначной пьесе я когда-то давно уже смотрела. И он мне понравился. Понравился настолько, что я потом даже саму пьесу нашла и прочитала. Да, некоторые моменты показались в спектакле утрированными, где-то даже переигранными. Но сам он был добрый и смешной. Местами очень смешной :)

И вот новая версия спектакля "Урожай" в Театре на Таганке.

автор фото Сергей Чалый
автор фото Сергей Чалый

Конечно, я пошла! Пошла в надежде снова посмеяться, ведь пьеса, хоть и написана нарочито простым и даже грубоватым разговорным языком, помнилась мне глубоко ироничной. Возможно, это и помешало мне проникнуться спектаклем в Театре на Таганке, не знаю...

Начиналось всё прекрасно! Минималистичные, но стильные декорации ещё до начала самого спектакля вселяли оптимизм и предвкушение прекрасного. Появление героев, таких симпатичных и не менее стильных, чем декорации (респект художникам!), тоже вызвало восторг, но...

Восторг резко сменился недоумением, когда я осознала, что герои почему-то двигаются и говорят как в компьютерной игре с дешевой графикой образца начала 2000-х.. Сначала я искренне надеялась, что это всего лишь заставка, что вот ещё пара минут и всё изменится, наладится, зацветёт буйным цветом! Ведь в пьесе смешно же! И смешно по-настоящему! Да, четверо выросших в городе молодых людей впервые оказываются в саду на сборе урожая яблок. Молодых людей, которые кроме гаджетов мало, что держали в руках. Причём каждый из них пытается не только приспособиться и даже выжить в непривычной среде, но и заявить о себе в этом небольшом коллективе, и не ударить в грязь лицом перед остальными. Но это было смешно!

ИРОНИЧНО

Здесь же режиссёр Марфа Горвиц явно пошла иным путём, этим спектаклем она продолжает знакомить своих зрителей с миром людей, главная отличительная черта которых – инфантильность.

Основа сюжета - двое парней и две девушки, которые кроме гаджетов мало, что держали в руках, впервые оказываются в саду на сборе урожая яблок.

Люба (Инна Сухорецкая) – самая сентиментальная и наивная, но склонная к истерикам

Ира (Надежда Флёрова) – прямолинейная и решительная, не желающая ни в чём уступать парням

Валерий (Роман Колотухин) – претендующий на роль лидера и немного самоуверенный

Егор (Сергей Цимбаленко) – мягкий и сговорчивый

И хотя в пьесе ребята собирают реальные яблоки в реальном саду, с первых же минут спектакля закрадывается подозрение, что здесь некое искусственно созданное пространство, имитация сада. Или, может, так выглядит сад будущего?

Во-первых, дерево только одно, и оно настолько огромно, что его раскидистая, ажурная крона величественно нависает сверху.

автор фото Сергей Чалый
автор фото Сергей Чалый

Согласитесь, не очень похоже на привычный нам сад. Но этот «сад будущего» по-своему красив, благодаря стараниям художника-постановщика спектакля Николая Симонова и художника по свету Ивана Виноградова.

Во-вторых, сама сцена очень необычна. Она под наклоном и с ямой-воронкой по центру, так что герои, двигаясь, фактически то поднимаются, то спускаются.

автор фото Сергей Чалый
автор фото Сергей Чалый

Свет, кстати, здесь играет далеко не последнюю роль. Приятное яркое дневное освещение в финале сменяется кроваво-красным, недвусмысленно намекая о неизбежности катастрофы, если ничего в нашей жизни и нашей молодёжи не изменится.

автор фото Сергей Чалый
автор фото Сергей Чалый

Всё происходящее в спектакле словно бы специально спланировано так, что герои непрерывно чему-то учатся. Учатся собирать яблоки, ремонтировать ящики, конфликтовать и мириться, решать проблемы и прощать другу другу слабости.

автор фото Сергей Чалый
автор фото Сергей Чалый

Но я ничего не мгла с собой поделать, как само пространство, так и действие в нём, оставались для меня выдуманными, искусственными, доведёнными до абсурда. Как и пластика героев. Красивая, точёная, явно долго репетируемая, но неживая... Я не узнала в героях никого, кто был бы похож на сегодняшнюю молодёжь хотя бы издали.

А в пьесе ведь узнавала!

Авторы постановки, на мой взгляд, слишком увлеклись идеей показать сегодняшнему зрителю страшную картинку из жизни "человека будущего", в которого рано или поздно превратятся новые поколения, если их окончательно засосёт миром гаджетов.

автор фото Сергей Чалый
автор фото Сергей Чалый

Но.. я отказываюсь верить, что настолько.

Впрочем, режиссёр Марфа Горвиц в театральном мире уже не новичок, поэтому если вам нравятся её работы, то понравится и «Урожай».

Для тех, кто ранее был знаком с творчеством Павла Пряжко, замечу, что #спектакль получился весьма вольной режиссёрской версией пьесы.

Небольшое видео ПОКЛОНЫ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ

P. S. Буду благодарна за лайки, если понравилось!

И подписывайтесь на мой канал, если интересно то, о чём я пишу, чтоб не пропустить мои новые рассказы о жизни, путешествиях, отзывы о концертах, фильмах, спектаклях и прочем.

Спасибо, что дочитали до конца! Мне это важно.