Эта #премьера Театра на Таганке была для меня очень интригующей.
Во-первых, давно хотелось посмотреть работу уже нашумевшей в театральных кругах Марфы Горвиц, лауреата "Золотой Маски" и т.д., а тут такой случай
Во-вторых, хотелось увидеть ещё один вариант интерпретации #пьесы Павла Пряжко.
Спектакль по этой весьма непростой и неоднозначной пьесе я когда-то давно уже смотрела. И он мне понравился. Понравился настолько, что я потом даже саму пьесу нашла и прочитала. Да, некоторые моменты показались в спектакле утрированными, где-то даже переигранными. Но сам он был добрый и смешной. Местами очень смешной :)
И вот новая версия спектакля "Урожай" в Театре на Таганке.
Конечно, я пошла! Пошла в надежде снова посмеяться, ведь пьеса, хоть и написана нарочито простым и даже грубоватым разговорным языком, помнилась мне глубоко ироничной. Возможно, это и помешало мне проникнуться спектаклем в Театре на Таганке, не знаю...
Начиналось всё прекрасно! Минималистичные, но стильные декорации ещё до начала самого спектакля вселяли оптимизм и предвкушение прекрасного. Появление героев, таких симпатичных и не менее стильных, чем декорации (респект художникам!), тоже вызвало восторг, но...
Восторг резко сменился недоумением, когда я осознала, что герои почему-то двигаются и говорят как в компьютерной игре с дешевой графикой образца начала 2000-х.. Сначала я искренне надеялась, что это всего лишь заставка, что вот ещё пара минут и всё изменится, наладится, зацветёт буйным цветом! Ведь в пьесе смешно же! И смешно по-настоящему! Да, четверо выросших в городе молодых людей впервые оказываются в саду на сборе урожая яблок. Молодых людей, которые кроме гаджетов мало, что держали в руках. Причём каждый из них пытается не только приспособиться и даже выжить в непривычной среде, но и заявить о себе в этом небольшом коллективе, и не ударить в грязь лицом перед остальными. Но это было смешно!
ИРОНИЧНО
Здесь же режиссёр Марфа Горвиц явно пошла иным путём, этим спектаклем она продолжает знакомить своих зрителей с миром людей, главная отличительная черта которых – инфантильность.
Основа сюжета - двое парней и две девушки, которые кроме гаджетов мало, что держали в руках, впервые оказываются в саду на сборе урожая яблок.
Люба (Инна Сухорецкая) – самая сентиментальная и наивная, но склонная к истерикам
Ира (Надежда Флёрова) – прямолинейная и решительная, не желающая ни в чём уступать парням
Валерий (Роман Колотухин) – претендующий на роль лидера и немного самоуверенный
Егор (Сергей Цимбаленко) – мягкий и сговорчивый
И хотя в пьесе ребята собирают реальные яблоки в реальном саду, с первых же минут спектакля закрадывается подозрение, что здесь некое искусственно созданное пространство, имитация сада. Или, может, так выглядит сад будущего?
Во-первых, дерево только одно, и оно настолько огромно, что его раскидистая, ажурная крона величественно нависает сверху.
Согласитесь, не очень похоже на привычный нам сад. Но этот «сад будущего» по-своему красив, благодаря стараниям художника-постановщика спектакля Николая Симонова и художника по свету Ивана Виноградова.
Во-вторых, сама сцена очень необычна. Она под наклоном и с ямой-воронкой по центру, так что герои, двигаясь, фактически то поднимаются, то спускаются.
Свет, кстати, здесь играет далеко не последнюю роль. Приятное яркое дневное освещение в финале сменяется кроваво-красным, недвусмысленно намекая о неизбежности катастрофы, если ничего в нашей жизни и нашей молодёжи не изменится.
Всё происходящее в спектакле словно бы специально спланировано так, что герои непрерывно чему-то учатся. Учатся собирать яблоки, ремонтировать ящики, конфликтовать и мириться, решать проблемы и прощать другу другу слабости.
Но я ничего не мгла с собой поделать, как само пространство, так и действие в нём, оставались для меня выдуманными, искусственными, доведёнными до абсурда. Как и пластика героев. Красивая, точёная, явно долго репетируемая, но неживая... Я не узнала в героях никого, кто был бы похож на сегодняшнюю молодёжь хотя бы издали.
А в пьесе ведь узнавала!
Авторы постановки, на мой взгляд, слишком увлеклись идеей показать сегодняшнему зрителю страшную картинку из жизни "человека будущего", в которого рано или поздно превратятся новые поколения, если их окончательно засосёт миром гаджетов.
Но.. я отказываюсь верить, что настолько.
Впрочем, режиссёр Марфа Горвиц в театральном мире уже не новичок, поэтому если вам нравятся её работы, то понравится и «Урожай».
Для тех, кто ранее был знаком с творчеством Павла Пряжко, замечу, что #спектакль получился весьма вольной режиссёрской версией пьесы.
Небольшое видео ПОКЛОНЫ ПОСЛЕ СПЕКТАКЛЯ
P. S. Буду благодарна за лайки, если понравилось!
И подписывайтесь на мой канал, если интересно то, о чём я пишу, чтоб не пропустить мои новые рассказы о жизни, путешествиях, отзывы о концертах, фильмах, спектаклях и прочем.
Спасибо, что дочитали до конца! Мне это важно.