Найти тему

Почему всемогущий Бог не останавливает зло

Данный вопрос задают достаточно часто. Его приходится слышать каждому священнику ни один раз. Суть вопроса вполне понятна. Люди, далекие от веры, часто не понимают, почему же все могущий и любящий Бог допускает на Земле несправедливость, страдания и боль?

Данный вопрос является провокационным, но ответ на него вполне определенный. Причина — это привычка современных людей во всем возлагать вину на Бога. Сначала необходимо адресовать этот вопрос к самому себе: «Хотели ли лично вы, чтобы Господь, зная заранее ваши недобрые намерения, сразу же останавливал вас»?

Например, у вас зависть к коллеге по работе и есть желание ему насолить, и такая возможность предоставляется. Вы пишите донос начальству. Так как Господь всеведущий, Он знает о вашем намерении и знает, что тот человек пострадает: лишиться работы, что в свою очередь затронет его семью и т.д. Вы только начинаете писать донос, как ваша рука застывает, и вы не можете ее сдвинуть. Через несколько часов руку отпускает. Вы опять принимаетесь за прежнее, и снова та же история.

-2

Вы хоте ли бы, что бы Бог с вами так поступал и вмешивался сразу? Или другой пример: собрался круг друзей, отмечают праздник. Выпили без меры и один из этого сообщества в сильном алкогольном опьянение решает уехать на собственном автомобиле, и в тот же момент у него случается инфаркт. И мучаясь от сильных болей в сердце, он не может уехать, тем более, что жизнь его уже находится под угрозой. Казалось бы, это правомочно, потому что он сам может стать причиной смерти других людей на дороге, и Бог это знает.

Можно привести и еще один пример. Вы с друзьями собираетесь на пикник. Господь, зная вашу безалаберность и поведение и, зная, что после мероприятия вы не затушите костер, который станет причиной пожара не только леса, но ближайшей деревни, не дает вам пойти на этот пикник, и у вас начинает болеть живот.

-3

Вы хотите, чтобы каждый раз происходило подобное? Вряд ли найдутся желающие подобных мер. Некоторые люди возмущаются и не понимают, почему Бог вмешивается в их жизнь, если человек создан свободным? Они уверены, что если Он нас создал, то должен оставить в покое и предоставить самим вершить свою судьбу.

Те же самые люди, которые обвиняют Бога в том, что Он что-то делает не так, возмущаются и не хотят, чтобы Он вообще вмешивался и не мешал их выбору. Это одна из сложных тем в христианском Богословии. Как нашим человеческим умом постигнуть данную аксиому: есть Бог, Он всемогущ и в то же время в мире много зла.

Ответ на этот вопрос можно понять только очами веры, а не рассудком. Бог создал человека разумно-свободным существом. Он предоставил ему свободу и дает возможность ее проявить только не до полного произвола. Он попускает проявить нашу свободу, а возникшие злые последствия обращает во благо.

-4

Самый яркий пример — книга Бытия (37 глава). Повествование о том, как братья продали Иосифа в рабство и солгали отцу, что его растерзал дикий зверь, предоставив окровавленную одежду. Иосифу предстояло пройти через большие испытания. Господь попустил это. А к каким последствиям это привело? Со временем Иосиф в Египте стал вторым человеком после фараона и, пользуясь своим высоким положением, не дал погибнуть отцу и братьям от голода.

Господь попускает зло для того, чтобы привести его к добрым последствиям и не обязательно это должно случиться сегодня или завтра, но это обязательно будет. В этом и состоит промысел Божий.

Апостол Петр говорил:

Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Если мы видим, что Господь попускает зло и медлит с наказанием и вмешательством в ситуацию, это не потому, что Бог что-то не знает, а потому что Он ждет покаяния, т.к. знает, что человек на это способен.

Таким образом, мы не должны ставить Богу в вину какие-то обстоятельства, а благодарить Его за долготерпение. Господь терпеливо и смиренно стоит за дверями нашего сердца, стучит и ждет, что мы откроем. Он мог бы сам войти, но ждет наших действий навстречу. Так что благодарите нашего Бога за милосердие, долготерпение, по настоящему любящего, всещедрого и всемогущего.

Протоиерей Дмитрий Беженарь