Данный вопрос задают достаточно часто. Его приходится слышать каждому священнику ни один раз. Суть вопроса вполне понятна. Люди, далекие от веры, часто не понимают, почему же все могущий и любящий Бог допускает на Земле несправедливость, страдания и боль?
Данный вопрос является провокационным, но ответ на него вполне определенный. Причина — это привычка современных людей во всем возлагать вину на Бога. Сначала необходимо адресовать этот вопрос к самому себе: «Хотели ли лично вы, чтобы Господь, зная заранее ваши недобрые намерения, сразу же останавливал вас»?
Например, у вас зависть к коллеге по работе и есть желание ему насолить, и такая возможность предоставляется. Вы пишите донос начальству. Так как Господь всеведущий, Он знает о вашем намерении и знает, что тот человек пострадает: лишиться работы, что в свою очередь затронет его семью и т.д. Вы только начинаете писать донос, как ваша рука застывает, и вы не можете ее сдвинуть. Через несколько часов руку отпускает. Вы опять принимаетесь за прежнее, и снова та же история.
Вы хоте ли бы, что бы Бог с вами так поступал и вмешивался сразу? Или другой пример: собрался круг друзей, отмечают праздник. Выпили без меры и один из этого сообщества в сильном алкогольном опьянение решает уехать на собственном автомобиле, и в тот же момент у него случается инфаркт. И мучаясь от сильных болей в сердце, он не может уехать, тем более, что жизнь его уже находится под угрозой. Казалось бы, это правомочно, потому что он сам может стать причиной смерти других людей на дороге, и Бог это знает.
Можно привести и еще один пример. Вы с друзьями собираетесь на пикник. Господь, зная вашу безалаберность и поведение и, зная, что после мероприятия вы не затушите костер, который станет причиной пожара не только леса, но ближайшей деревни, не дает вам пойти на этот пикник, и у вас начинает болеть живот.
Вы хотите, чтобы каждый раз происходило подобное? Вряд ли найдутся желающие подобных мер. Некоторые люди возмущаются и не понимают, почему Бог вмешивается в их жизнь, если человек создан свободным? Они уверены, что если Он нас создал, то должен оставить в покое и предоставить самим вершить свою судьбу.
Те же самые люди, которые обвиняют Бога в том, что Он что-то делает не так, возмущаются и не хотят, чтобы Он вообще вмешивался и не мешал их выбору. Это одна из сложных тем в христианском Богословии. Как нашим человеческим умом постигнуть данную аксиому: есть Бог, Он всемогущ и в то же время в мире много зла.
Ответ на этот вопрос можно понять только очами веры, а не рассудком. Бог создал человека разумно-свободным существом. Он предоставил ему свободу и дает возможность ее проявить только не до полного произвола. Он попускает проявить нашу свободу, а возникшие злые последствия обращает во благо.
Самый яркий пример — книга Бытия (37 глава). Повествование о том, как братья продали Иосифа в рабство и солгали отцу, что его растерзал дикий зверь, предоставив окровавленную одежду. Иосифу предстояло пройти через большие испытания. Господь попустил это. А к каким последствиям это привело? Со временем Иосиф в Египте стал вторым человеком после фараона и, пользуясь своим высоким положением, не дал погибнуть отцу и братьям от голода.
Господь попускает зло для того, чтобы привести его к добрым последствиям и не обязательно это должно случиться сегодня или завтра, но это обязательно будет. В этом и состоит промысел Божий.
Апостол Петр говорил:
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
Если мы видим, что Господь попускает зло и медлит с наказанием и вмешательством в ситуацию, это не потому, что Бог что-то не знает, а потому что Он ждет покаяния, т.к. знает, что человек на это способен.
Таким образом, мы не должны ставить Богу в вину какие-то обстоятельства, а благодарить Его за долготерпение. Господь терпеливо и смиренно стоит за дверями нашего сердца, стучит и ждет, что мы откроем. Он мог бы сам войти, но ждет наших действий навстречу. Так что благодарите нашего Бога за милосердие, долготерпение, по настоящему любящего, всещедрого и всемогущего.
Протоиерей Дмитрий Беженарь