Графиня Варвара Николаевна Головина, урождённая княжна Голицына, была фрейлиной при царском дворе, мемуаристкой и художницей, любимой племянницей графа Шувалова и приближённой императрицы Елизаветы Алексеевны. К государыне она относилась, по мнению современников, с особой привязанностью и даже обожанием. Придворные даже приписывали им скандальную связь, и император Александр I имел по этому поводу «крупный» разговор с женой. А что было на самом деле? И как складывалась судьба графини вне этих порочащих слухов?
Первое сообщение о появлении Вари Голицыной в свете появилось в 1781 году. Тогда еще не император, а Великий князь Александр Павлович танцевал на детском празднике в Зимнем дворце. Ему было всего 4 года, а партнершей ему стала 14-летняя Варваре. Несмотря на разницу в росте между ними, пара очень прилично исполнила полонез и собрала внимание родовитой публики. Тогда, конечно, никто, в том числе и сам Александр, еще не мог представить, что эта девушка через десятилетия окажется вовлеченной в интимные секреты императорской семьи.
Варя родилась в 1766 году в семье генерал-лейтенанта Николая Голицына и княгини Прасковьи Шуваловой. Ее детство прошло в родовом имении Петровское под Москвой. Воспитанием занималась мать, добродушная и наивная женщина. Княгиня требовала от дочери уважения к другим, независимо от ее личных симпатий. В качестве награды Варе разрешали гулять одной в лесу, где она любила охотиться с луком и рисовать пейзажи.
В 1777 году из пятнадцатилетней добровольной ссылки вернулся дядя Варвары и бывший фаворит Елизаветы Петровны, Иван Шувалов, известный как основатель Московского университета. Он привез любимой племяннице подарки, от которых та была в восторге. Шувалов собственных детей не имел, так что относился к Варе как к родной и даже попросил забрать ее на время в Петербург. Они поселились в доме на углу Невского и Малой Садовой, а при дворе Екатерины II Шувалов вновь стал важной персоной.
Той зимой, когда Варя переехала, в монаршей семье случилось пополнение - родился Великий князь Александр Павлович. Петербургская знать давала в его честь детские балы, на которые был, конечно, приглашен и Шувалов с племянницей. Варя старательно выучила планируемые танцы, чем заслужила внимание со стороны императрицы. С тех пор девушка часто бывала при дворе. После смерти отца семейства и все остальные Голицыны переселились в Петербург.
В 1783 году отлично зарекомендовавшая себя Варвара получила должность фрейлины. В 14 лет она познакомилась с графом Николаем Головиным. Всего через месяц знакомства он явился в ее дом просить руки девушки. Варя была без ума от счастья. Но мать, не готовая к столь быстрому развитию событий, решила отложить этот разговор до возвращения Головина из путешествия.
Граф отправился в Париж, и там мысль о женитьбе выветрилась из его головы. Молодой человек развлекался в обществе легкомысленных красавиц, а Варвара же в это время сблизилась с его семьей. Разлука длилась целых 4 года, после которых мать Вари все же решила отбросить доходившие до нее слухи и дала свое согласие на брак.
В 1786 году Головин вернулся. Как только он увидел повзрослевшую Варвару, то немедленно раскаялся во всех прегрешениях. Молодые люди обвенчались. Императрица лично дала благословение на этот брак и украсила подвенечное платье Вари бриллиантовым рогом изобилия.
Супруги производили впечатление счастливой пары. Но если брать их по отдельности, то ситуация выглядела уже не так позитивно. Граф вызывал противоречивую оценку современников, большей частью недоброжелательную. Ему было 34 года, он находился в звании полковника, но при этом не испытывал склонности к службе, да к тому же отличался строгой честностью.
Когда Головин получил чин полковника, его отправили в Бессарабию в разгар русско-турецкой войны. Варвара не смогла вынести новой разлуки и получила у императрицы разрешение поехать к мужу. В своих дневниках она описывала каждый день поездки, отмечая, кто во что одет, где ей удается пообедать и какие недоразумения происходят в пути. Варвара, вероятно, не совсем понимала, куда отправляется, поэтому взяла с собой огромный гардероб, причем каждое из ее платьев и шляпок гармонировало по цвету с мундиром мужа. В остальном же она оказалась не прихотлива: пробовала простую местную еду, оставалась ночевать в домиках с земляным полом, общалась с каждым, вне зависимости от титула, и часто ходила слушать местного гитариста.
Однако надолго задерживаться в Бессарабии она не планировала и стала добиваться отправки ее мужа обратно. Ей удалось выхлопотать место при дворе Великого князя Александра, и семья вернулась в Петербург. Императрица была настроена к ним с явной благосклонностью. В такой счастливой обстановке у Головиных родилось четверо детей, из которых выжили две дочери.
Когда к Великому князю прибыла невеста, Варвара испытала чувство восторга перед ее необыкновенной красотой. После венчания Александра и Елизаветы в, она получила место фрейлины при княгине. С этого момента стала закладываться их нежная дружба. Благодаря своему резвому характеру Головина получила от Елизаветы прозвище «маленький драгунчик».
В то же время Варвара поддерживала близкие отношения с французской эмигранткой де-Тарант, под влиянием которой перешла в католичество.
Со временем отношения Александра и Елизаветы стали не такими безоблачными, как всем казалось в начале. Супруги все меньше проводили времени друг с другом и все чаще находились рядом со своими фаворитами и фаворитками. Так у Елизаветы Алексеевны завязались отношения с близким другом Александра Адамом Чарторыйским. Когда у нее родилась дочь, пошли слухи, что отцом ребенка является совсем не муж. Сплетни добрались и до императора Павла. Тот велел принести ребенка и счел девочку непохожей на Александра.
Елизавета Алексеевна стала искать, кто был зачинщиком этих слухов, и обвинила в этом Головину, после чего ей пришлось покинуть двор. В наказание лишили должностей и ее мужа. Семья фактически впала в царскую немилость. Не желая оставаться в гнетущей атмосфере Петербурга, они решили уехать во Францию. А в свой дом они поселили ту самую де-Тарант, у которой было крайне мало средств.
Вернуться в Россию они решили только в 1805 году, когда императора Павла уже давно не было, а его место на престоле занял Александр. Теперь судьба к Головиным оказалась более благосклонна. Императрица Елизавета убедилась в невиновности Варвары и, раскаявшись, вновь сделала ее своей близкой подругой. Она даже предложила ей написать мемуары, в которых фрейлина могла бы без стеснения описать переживаемые ею чувства.
На самом деле книга создавалась под пристальным присмотром Елизаветы, которая не хотела все рассказывать, просила сгладить острые моменты и особо обходила стороной тему своих отношений с супругом. Варвара тоже была не совсем честна: например, при описании своего мужа она старалась создать некий идеальный образ безгрешного человека, которых никогда не имел недоброжелателей и внебрачных связей, хотя многие современники указывали, что под крышей дома Головиных воспитывалось несколько его внебрачных детей.
В 1818 году по состоянию здоровья Головина вновь поехала во Францию. И в 1820 году поездка повторилась. Оказалось, что у Варвары рак груди, от которого она скончалась, не возвращаясь на родину. Ее похоронили в Париже на кладбище Пер-Лашез.
Эту статью хотелось бы закончить теми же словами, которые она записала в конце своих воспоминаний: «У сердца есть также свои тропинки, по которым оно любит следовать. Чистые и справедливые чувства являются их образом, а их граница — наша смерть».