Найти в Дзене

ПРОЙТИ СКВОЗЬ СИТО

Коллаж Яндекс
Коллаж Яндекс

Привет, меня зовут Наталья Калугина. И я работаю в MozerTeam в контексте медиа-проекта клуба. Мне очень не хочется втягивать тренеров в базар, который возник на почве расставания пары Диана Мухаметзянова и Илья Миронов. А потому хочу расставить точки над i при минимальном участии специалистов, у которых и так в сезон (да и вне сезона) работы невпроворот.

Все упомянутые тут спортсменки имеют конкретные имена и фамилии. Но они не разрешали открывать их небольшие женские секреты. В отличие от Дианы Мухаметзяновой, спровоцировавшей эти размышления.

Начнём с простейшего. Кто-нибудь слышал про так называемую пирамиду в большом спорте? Это ведь так просто – из десяти тысяч набранных малышей один станет олимпийским чемпионом. С одной стороны, эти цифры нужны для того, чтобы понимать – не будет десяти тысяч, значит, шанс у страны получить олимпийского чемпиона значительно снижается. Но есть оборотная сторона медали: один станет олимпийским чемпионом. Другие 9999 человек, пройдя сквозь горнило отбора, отсеются на разных этапах. В том числе на стадии перехода из юниоров во взрослые. К слову, в этот период происходят самые болезненные потери – первые результаты вроде и есть, а подтвердить не удается. Тело меняется. Не слушается. И тренер не увидел перспектив. Именно это и произошло с Дианой Мухаметзяновой. Встает вопрос: почему именно с ней?

- Партнерша набирала вес. Это стало опасным для Ильи Миронова. Повысился риск травмы при исполнении парных элементов. – Рассказывает Владислав Жовнирский, заслуженный тренер страны. – Но дело даже не в этом. Мы старались спину Дианы сберечь. На таком весе она могла травмировать спину, которая и без того у неё больная. Ей же жить дальше…

В принципе, ответ исчерпывающий. И на этом можно было бы ставить точку. Но, может, фигуристка перешла на петрушку с одним черным сухариком, ложкой икры, двумя кусочками ананаса в день и небольшим количеством кураги для поддержания сердечной мышцы? И, может, она ежедневно бегала кроссы в двух свитерах и синтетическом костюме, а потом, после бани, тренировалась в полном объёме? Так подвели к Олимпийским играм одну чемпионку. Это – зверство, но та спортсменка ВМЕСТЕ с тренером стремилась к медали и сознательно пошла на самоистязание. Может быть, тренеры недооценили стремление Дианы?

Рассказывает хореограф Рамиль Мехдиев:

- Когда Диана была еще ребенком, то её работоспособность была очень высокой. Она была очень талантливой, и у неё всё получалось. Она не затрачивала особых усилий потому, что ей это было удобно выполнять. Как только пошли проблемы с весом, всё стало получаться намного труднее. И плюс еще, когда человек вырастает, появляются комплексы. Я, когда с ними занимался по zoom во время пандемии, я им давал народный урок. Для каждого фигуриста придумывал некие движения. Для Дианы я составил татарскую комбинацию. Диана, человек внешне очень спокойный и безэмоциональный, мне ничего не сказала. Когда подошло время отчета, то она сказала, что не будет исполнять предложенную мной комбинацию. Я – и так и сяк с ней. Она – ни в какую. Я её комбинацию отдал другой девочке, что у Дианы опять-таки не вызвало никаких эмоций. Зато эмоции появились у её мамы – она мне звонила и говорила, что я должен был заставить её дочку работать. Диана подросла, и появились проблемы. Когда я с ней работал, очень тяжело было вытащить из неё образ, характер. Она как будто увёртывалась от работы. Конечно, её можно было ввести в тяжелый режим, но вряд ли бы это имело успех. Дело в том, что фигурное катание – такой вид спорта, где спортсмен должен сам хотеть результата, он не должен делать из-под палки. Тренер – это не кнут, тренер – это не цербер. Тренер – это человек, который помогает исправить ошибки. Два года Диана не могла похудеть. Я лично искал и диетологов, и врачей. Но ничего не помогало. Я и по-хорошему с ней разговаривал, и по-плохому – не хочет, и всё. Не хватает мотивации или силы воли. Или возраст подошел такой, когда не хочется ничего делать. Всё это время Диана работала в пол-ноги и не хотела выполнять никаких требований. Вот…

Есть один момент, о котором Рамиль говорить не захотел, – генетическая предрасположенность. Если в генетике заложено, что при созревании девочка никогда не вернется к пониженному весу, то это будет так. Впрочем, весь вопрос в отношении к ситуации героини истории и её мамы.

… Где-то за полгода до Олимпийских игр мы сидели в тренерской хорошей компанией и болтали. Темой был вес у потенциального лидера сборной. Её личный тренер и по совместительству мама вздохнула:

- Первая менструация. Нам к спортивной форме к Играм не вернуться…

Одна из её коллег улыбнулась:

- Ты разве не знаешь, как это делается? Сгони ей вес ниже менструального (42 кг) – пубертации и не заметишь. Она у тебя звенеть будет…

- Ты предлагаешь мне выбрать между медалью и будущими внуками?

Глаза мамы-тренера сощурились. Она секунду подумала. Вздохнула. И пошла варить дочке любимые пельмени. Та спортсменка давно уже работает тренером, счастливая мать и счастливая жена.

Спорт иногда заканчивается на медали, а иногда на её потере только начинается. Вы помните фигуристку Мозер? А тренера Нину Михайловну Мозер знаете? Вы помните фигуристку Осипову? А тренера Елену Анатольевну Чайковскую? Продолжить список? Такова судьба тех 9999, кто не дошел до единственной победы, не прошел сквозь страшное сито элитного спорта, но безумно полюбил его и сделал его своей жизнью.

Если Диана Мухаметзянова так любит фигурное катание, то однажды она сделает набор детей. В первый набор, скорее всего, не будет ни одного потенциального чемпиона. Будет второй, третий, пятый… В каждый набор она сбережет кому-то жизнь и здоровье. И однажды расцветет цветок от тренера Мухаметзяновой. И они с мамой, мужем и ребенком придут к Нине Михайловне и скажут спасибо за счастье быть с семьей и счастье быть в профессии. Только пока они этого не осознают

#mozerteam #нина мозер #диана мухаметзянова #илья миронов #владислав жовнирский #рамиль мехдиев

Если вам интересно с нами, пожалуйста, поставьте лайк или подпишитесь на канал