Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Лёгкий танк LT-38 из Чехословакии, который использовал вермахт в наступлении на СССР

Предлагаю сегодня вернуться в «Музей Победы» на Поклонной горе в Москве.

Продолжим осматривать уличную экспозицию военной техники, которая предлагает действительно уникальную коллекцию экспонатов.

В прошлой статье я рассказал вам про французский полугусеничный тягач Unic P107:

А сегодня речь пойдёт про лёгкий танк из Чехословакии, у которого было сразу несколько названий.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первоначально танк был известен под названием LT-38 или ČKD LT vz. 38, что расшифровывалось как Lehký Tank vzor 38, то есть «Лёгкий Танк Модели 38».

Он был разработан Чехословакией в 1930-е году и введён в эксплуатацию в 1938 году.

После аннексии Чехословакии эти танки в больших количествах использовались Германией во время Второй мировой войны. В немецкой армии он был известен под обозначением Panzerkampfwagen 38 (t) (Pz.Kpfw. 38 (t)), но обычно его называли просто Panzer 38 (t).

По немецкой классификации ему также было присвоено обозначение Sd.Kfz.140.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Буква (t) в немецком индексе танка обозначала вовсе не слово «tank», как можно подумать. Это сокращение от немецкого слова «tschechisch», т.е. «чешский».

Эти чехословацкие танки использовались во время наступления в Польшу, в военных кампаниях против Франции и в нападении на Советский Союз.

Давайте быстренько пробежимся по истории создании LT-38. В 1935 году чехословацкая компания ČKD (Českomoravská Kolben Daněk) решила разработать преемника легкого танка LT-35, производимого совместно с Škoda Works.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Предполагалось, что танк будет использоваться как чехословацкой армией, так и на экспортных рынках.

В июле 1938 года был подписан военный заказ на 150 танков: 20 должны были быть поставлены в армию до конца года, а остальные — в следующем году.

Вот только из-за немецкой оккупации LT-38 так и не поступили в чехословацкую армию.

Тем не менее, немецкая армия сочла LТ-38 хорошей моделью по сравнению с танками, разработанными в Германии. Поэтому Вермахт решил продолжить производство танка, но уже под собственным обозначением.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

К моменту прекращения производства в 1942 году было выпущено более 1400 копий, а его шасси впоследствии использовалось для постройки бронетранспортеров Marder III (1942–1944), Jagdpanzer 38 (t) Hetzer (1944–1945) и другой бронетехники.

Помимо Вермахта, LT-38 использовали также союзные с Германией страны. Словакия купила 69 танков, Румыния — 50, Болгария — 10. В 1942 году Венгрия укомплектовала свою 1-ю бронетанковую дивизию 108 единицами.

Основными преимуществами Panzer 38 (t) перед другими танками были его высокая надежность и маневренность.

По словам экипажа, компоненты привода и шасси, такие как двигатель, трансмиссия, рулевое управление, подвеска, колеса и гусеницы, были идеально согласованы друг с другом. К тому же его было достаточно легко ремонтировать.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Конструкция корпуса танка была традиционной. Тут использовались плоские бронелисты различной толщины и изогнутые бронелисты по бокам и сзади башни.

Толщина и качество броневых листов различались в зависимости от их положения. Панель перед механиком-водителем, лобовая броня и лоб башни были самыми толстыми (25, а позже 50 мм).

Остальная часть башни, боковые и спинные листы имели толщину 15 мм (позже 30 мм). Пластины, установленные под углом более 20°, имеют толщину 12 мм, а откидной колпак - 10 мм.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Механик-водитель сидел справа в передней части корпуса. Слева от него находился стрелок, управляющий 7,92-мм пулеметом, встроенным в лобовую броню.

Интересно, что в LT-38 стрелок был еще и радистом, ведь слева от пулемёта стояла рация.

Еще два члена экипажа сидели в поворотной башне. В первоначальном варианте танка в башне находился лишь командир/наводчик, которому приходилось заряжать, прицеливаться, стрелять из пушки и пулемета, а также отдавать приказы для остальной части экипажа.

Pz.Kpfw.38(t) немецкой армии
Pz.Kpfw.38(t) немецкой армии

В немецкой армии было решено добавить четвёртого члена экипажа — наводчика. Он сидел в башне рядом с командиром.

Такое решение заставило сократить запас артиллерийских снарядов до 18 штук, зато командиру теперь оставалось только прицелиться и делать выстрелы из пушки.

В движение танк приводился шведским шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем Scania-Vabis типа 1664, выпускавшимся по лицензии Praga под названием Praga TNHPS. Двигатель соединён с механической пятиступенчатой коробкой передач Praga-Wilson.

Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового вооружения в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года.
Первый прототип Pz.Kpfw.38(t) n.A. на демонстрации нового вооружения в ставке Гитлера «Волчье логово» 4 января 1943 года.

Два топливных бака вместимостью 110 литров каждый располагались в нижней части моторного отсека и были окружены стальной перегородкой, что уменьшало вероятность попадания в них.

Ходовая часть включала четыре обрезиненных опорных катка на борт, подвешенных попарно на листовых полуэллиптических рессорах, два поддерживающих катка, ведущее колесо переднего расположения и направляющее колесо.

Основным вооружением была 37-мм пушка Škoda A7 (ÚV vz. 38), которая по немецкой классификации называлась KwK 38 (t). Пушка могла с 500 метров вертикального воздействия снаряда пробить броню толщиной 38 мм.

Серийный Pz.Kpfw.38(t)
Серийный Pz.Kpfw.38(t)

Кроме этого в арсенал танка входило два 7,92-мм пулемета vz.37: один слева от механика-водителя, второй — в поворотной башне.

Эти чехословацко-немецкие танки были хорошо знакомы красной армии.

Летом 1941 года Вермахт направил в сторону Советского Союза свои войска. Пять танковых дивизий включали 660 единиц Pz.Kpfw.38(t). А это, между прочим, было около 19% от всех танков, участвовавших в нападении на СССР.

К тому времени чехословацкий танк еще довоенной разработки уже проигрывал современным советским танкам, но всё же по некоторым параметрам превосходил наши лёгкие и плавающие танки.

Танки Pz.Kpfw.38(t) из словацкой экспедиционной армии
Танки Pz.Kpfw.38(t) из словацкой экспедиционной армии

По состоянию на октябрь 1944 года в Вермахте имелось еще 229 танков Pz.Kpfw.38(t). Эти уцелевшие машины либо использовали в полицейских целях в борьбе против партизан, либо были переведены во Францию для использования в качестве учебных, либо переданы союзнику Германии - Словакии.

Останки выставленного в «Музее Победы» танка Pz.Kpfw.38(t) Ausf. Е/F с нанесенными на бронекорпусе опознавательными знаками 12-й танковой дивизии вермахта были обнаружены на месте боев в районе г. Валдай Нов­городской области.

После проведения комплексных восстановительных работ в 38-м НИИИ Министерства обороны Российской Федерации (Кубинка), танк передали в дар музею. Правда точность восстановления оставляет желать лучшего.