Найти в Дзене
Загадки Сибири

Как ударившийся о сопку на Байкале самолет изменил историю целого государства Восточный Туркестан

Одна из версий причины падения самолета на Байкале в 1949 году — это ликвидация независимого правительства этой страны.

НЕПРЕОДОЛИМЫЙ ХАМАР-ДАБАН

20 октября 1949 года, войска КНР вступили в Урумчи — столицу Восточного Туркестана. Формально независимое государство было официально включено в состав Китая.

Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая
Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая

Сейчас этот регион больше известен как китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Это самая крупная по территории административная единица КНР.

Но мало кто знает, что за два месяца до присоединения СУАР к Китаю на территории СССР в районе озера Байкал произошло событие, не будь которого, история Восточного Туркестана, возможно, пошла бы по-другому.

Итак, 25 августа 1949 года недалеко от юго-восточного побережья Байкала потерпел крушение пассажирский Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1844.

При перелете через озеро самолет не набрал высоту, необходимую для преодоления хребта Хамар-Дабан, который тянется вдоль берега Байкала, и врезался в одну из его сопок — гору Кабанью высотой около 1400 метров, которая находится недалеко от поселка Кабанск. Пять человек экипажа и девять пассажиров погибли.

VIP-ПАССАЖИРЫ

Оказалось, что на борту самолета летели представители вышего руководства Восточного-Туркестанской республики.

Жители деревни Елань рядом с останками самолета Ил-12 на горе Кабаньей (фото опубликовано Батожабом Раднаевым)
Жители деревни Елань рядом с останками самолета Ил-12 на горе Кабаньей (фото опубликовано Батожабом Раднаевым)

В том числе глава правительства республики Ахметджан Касими, министр обороны Исхакбек Монуев, его заместитель генерал Далельхан Сугурбаев и вице-премьер Абдукерим Аббасов.

Очевидцы, которые оказались первыми на месте падения самолета, рассказали, что в окрестностях было разбросано много драгоценных вещей, золотые предметы и фрагменты дорогих ковров.

Но вскоре на место происшествия прибыла рота солдат, которые под руководством компетентных сотрудников прочесали близлежащие горы и уничтожили все, что относилось к трагедии.

«Военные все, что не смогли вынести, в том числе радиостанцию, навигационную аппаратуру, разбивали вдребезги и сжигали. Все было организовано четко. Руководил операцией полковник из Москвы, явно не простой армейский офицер», –

Самолет Ил-12 с бортовым номером "СССР-Л1844" (второй по счету), 1949 г. (Стоит на заводе "Знамя труда" и еще не ведает о своей судьбе. Всего через два месяца он разобьется на склоне горы Кабаньей)
Самолет Ил-12 с бортовым номером "СССР-Л1844" (второй по счету), 1949 г. (Стоит на заводе "Знамя труда" и еще не ведает о своей судьбе. Всего через два месяца он разобьется на склоне горы Кабаньей)

Так передает слова очевидцев бурятский краевед Батожаб Раднаев, который досконально исследовал обстоятельства этой катастрофы.

По его словам, во время следствия на месте катастрофы «штаб размещался в конторе Еланского колхоза. Старики рассказывали, что он хорошо охранялся, была прямая связь с Москвой. Постоянно прилетал самолет».

В официальном заключении комиссии, которая расследовала это авиационное происшествие, было отмечено, что упавший самолет и все его системы были исправны.

Хребет Хамар-Дабан, вид с Байкала (фото из открытых источников)
Хребет Хамар-Дабан, вид с Байкала (фото из открытых источников)

Борт был новый. Всего два месяца прошло с его выпуска заводом «Знамя труда» в Москве. Общий налет воздушного судна составлял 92 часа. Причина аварии установлена не была.

ГОСУДАРСТВО В ЦЕНТРЕ АЗИИ

Восточный Туркестан зажат между Тянь-Шаньской, Гималайской и Алтайской горными системами. Он находится в центре Азии на стыке китайской, мусульманской, индийской и русской культур. Большая часть его территории занята пустынями Гоби и Такла-Макан.

Эта земля исторически заселена уйгурами. Исследователи исчисляют возраст уйгурской государственности тысячелетиями. В течение веков на территории Восточного Туркестана были созданы уникальные цивилизации.

В том числе гаочанская культура в I веке до нашей эры, которая стала одним из главных очагов распространения буддизма в древнем мире, и Уйгурский каганат — одно из первых тюркских государств, которое ведет свою историю с IV века н.э.

-5

Другие названия этих мест — Шестиградие, Семиградие, Малая Бухара, Уйгурия, Яркенд, Кашгария, Джунгария. Все эти топонимы связаны с названиями могущественных государств средневековой Азии, которые существовали на этих землях.

Испокон веков территории Восточного Туркестана становились важной частью мировых империй — монгольской, тюркской, маньчжурской, китайской.

При этом три основных направления Великого шелкового пути – все проходили по территории Восточного Туркестана. Это выгодное положение обеспечивало стране развитие богатейшей культуры. Здесь были созданы шедевры средневековой архитектуры и литературы.

РУССКИЕ ИДУТ

Со второй половины XIX века в Восточном Туркестане стало заметно присутствие России.

Борьба между Российской и Британской империями за влияние в Средней Азии, которая получила название Большой игры, обусловила присутствие в регионе крупного российского воинского контингента.

Также активно исследовали территорию Восточного Туркестана русские географы – Обручев, Рерих, Грумм-Гржимайло и Пржевальский и другие.

Арба на фоне стен древнего мусульманского города Хами на территории Восточного Туркестана (иллюстрация из книги Г.Е. Грумм-Гржимайло "Описание путешествия в западный Китай")
Арба на фоне стен древнего мусульманского города Хами на территории Восточного Туркестана (иллюстрация из книги Г.Е. Грумм-Гржимайло "Описание путешествия в западный Китай")

После революции 1917 года количество русских в Восточном Туркестане резко увеличилось и превысило 100 тысяч человек. В основном это были эмигранты – участники белого движения.

Советский Союз тоже не оставлял регион без внимания, экспортируя коммунистические идеи, и усиливая в нем свое военное и экономическое влияние.

В конце 1930-х — начале 1940-х годов, несмотря на формальную зависимость от китайского правительства, Восточный Туркестан имел собственную валюту. Ее стабильность обеспечивал Госбанк СССР.

Многие официальные лица Восточного Туркестана на фотографиях того времени изображены в форме, схожей с экипировкой Красной армии.

Один из самых известных руководителей Восточного Туркестана этого периода губернатор Шен Шицай являлся членом ВКП(б) и имел партбилет. Хотя номинально он все же считался представителем китайского правительства в регионе.

Шен Шицай — генерал-губернатор Синьцзяна в 1933-1944 годах, его называли «князь Синьцзяна»
Шен Шицай — генерал-губернатор Синьцзяна в 1933-1944 годах, его называли «князь Синьцзяна»

Советский Союз активно участвовал и в добыче полезных ископаемых. В частности, в 1940-х годах Трест № 5 Министерства цветной металлургии СССР добывал в Восточном Туркестане урановую руду. В дальнейшем ее на баржах сплавляли по Иртышу и обогащали уже на советских фабриках.

Также СССР продавал уйгурам оружие. Активно обсуждалось вхождение Восточного Туркестана в состав СССР в качестве 17-й союзной республики. Но идея не была поддержана высшим руководством Советского Союза.

КАК РЕШИЛАСЬ СУДЬБА СТРАНЫ

В конце Второй мировой войны и после ее окончания карта мира активно перекраивалась. Многие колониальные страны в это время получили независимость.

Влияние великих держав определило и развитие Восточного Туркестана. В 1944 году при содействии СССР было создано первое в современной истории независимое уйгурское государство — Восточно-Туркестанская республика (ВТР).

Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 г.
Руководство Восточно-Туркестанской республики, 1945 г.

Но, несмотря на древнюю историю, новое государство не смогло закрепиться на политической арене. В 1949 году в Китае закончилась Гражданская война, которая длилась более двух десятилетий. Пришедшие к власти коммунисты не признали независимость Восточного Туркестана.

Было решено, что окончательный статус региона определится в рамках заседания Народного политического консультативного совета Китая, который должен был состояться в начале сентября в столице Китая.

ТАК ПОГИБЛИ НАДЕЖДЫ НА НЕЗАВИСИМОСТЬ

24 августа 1949 года самолет Ил-12, предоставленный Аэрофлотом, вылетел из Урумчи. Он должен был доставить делегацию руководителей Восточного Туркестана в Пекин.

Глава делегации – председатель правительства ВТР Ахметджан Касими и его окружение были активными сторонниками независимости своей страны. Историки считают, что у Касими были сильные аргументы в защиту этой позиции.

Первый глава правительства ВТР Ахметджан Касими (второй слева) встречается с Сунь Фо (в центре), сыном Сунь Ятсена — лидера Гоминдана — в Нанкине 24 ноября 1946 года
Первый глава правительства ВТР Ахметджан Касими (второй слева) встречается с Сунь Фо (в центре), сыном Сунь Ятсена — лидера Гоминдана — в Нанкине 24 ноября 1946 года

Самолет должен был лететь через территорию СССР – Алма-Ату, Красноярск, Иркутск и Читу. Это был самый безопасный путь, так как в центральном Китае все еще сохранялись очаги сопротивления войск Гоминдана.

По другой версии, во время остановок в Алма-Ате, Красноярске или Иркутске Касими консультировался с советскими товарищами, чтобы выработать совместную позицию.

Были или нет эти встречи, имели ли они результат — история умалчивает. Но самолет с восточно-туркестанской делегацией на борту не долетел до цели и разбился в районе Байкала при загадочных обстоятельствах.

Закрытие первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 21 сентября 1949 г.
Закрытие первой сессии Народного политического консультативного совета Китая 21 сентября 1949 г.

Иркутские диспетчеры были последними, кто выходил на связь с бортом. Сайт www.airdisaster.ru («Авиационные происшествия») так описывает последний сеанс связи:

«В 04.45 самолет пролетел Иркутск… В 05.12 с борта вызвали а/п Иркутск без сообщения о срочности или бедствии, но так как в это время была связь с другим самолетом, экипажу было предложено подождать со связью одну минуту. В последующем, с 05.15, на вызовы экипаж не отвечал и связи с другими аэропортами не имел».

СОЕДИНЕНИЕ С КИТАЕМ

Следующим после Касини главой правительства Восточного Туркестана стал Сайфутдин Азизи (Азизов), который был более лоялен к идее объединения с Китаем.

Через неделю после катастрофы он вылетел тем же маршрутом в Пекин и принял участие в заседании Народного политического консультативного совета Китая, который начал работу 21 сентября 1949 года.

Сайфутзин Азизов был первым председателем Синьцзян-Уйгурского автономного района в составе КНР
Сайфутзин Азизов был первым председателем Синьцзян-Уйгурского автономного района в составе КНР

Азизи легко согласился с включением Восточного Туркестана в состав Китая на правах автономного района.

А в декабре 1949 года он уже в составе китайской делегации во главе с Мао Цзэдуном отправился в Москву, где был подписан всеобъемлющей Советско-Китайский договор о дружбе, союзе и взаимной помощи.

Этим договором статусы КНР и Синдьзянь-Уйгурского автономного округа в его составе были окончательно закреплены.

В своих воспоминаниях Азизи приводит свидетельства о гибели самолета Ил-12, которые противоречат официальной информации.

По его словам, на пути в Пекин он сделал остановку в Иркутске. Здесь ему рассказали, что злополучный борт его предшественника провел в Иркутске три дня в ожидании летной погоды над Байкалом.

Чем в это время занимались и с кем встречались погибшие члены делегации, Азизи выяснить не удалось…

Ахметджан Касими с семьей 22 августа 1949 года — за два дня до вылета на заседание Народного политического консультативного совета Китая и гибели.
Ахметджан Касими с семьей 22 августа 1949 года — за два дня до вылета на заседание Народного политического консультативного совета Китая и гибели.

Существует также версия, что Касими и его окружение не вылетали из Иркутска, а были здесь арестованы. А их гибель в авиакатастрофе на Байкале была инсценирована.

БОЛЬШАЯ ИГРА

Так или иначе, но Восточный Туркестан был одним из последних пристанищ, где до последнего сохранялась власть Гоминьдана и Чан Кайши, которому активно помогали США и их союзники.

В СССР не без оснований опасались, что в случае сохранения ВТР на ее территории смогут закрепиться остатки проамериканского режима.

К этому были весомые предпосылки, поскольку некоторые крупные воинские соединения, подчиненные правительству во главе с Чан Кайши, выдавливаемые народно-освободительной армией Китая с основной территории страны, отступали и закреплялись в Восточном Туркестане.

Награды Восточно-Туркестанской республики
Награды Восточно-Туркестанской республики

Там же находилась значительная и влиятельная диаспора белоэмигрантов, оппозиционная Советскому Союзу.

Поэтому, несмотря на существенные экономические потери, связанные с утратой контроля над природными ресурсами этого региона, СССР не настаивал на его независимости и способствовал включению Восточного Туркестана в состав КНР в качестве Синьцзян-Уйгурского автономного района.

1 октября 1949 года в Пекине была провозглашена Китайская Народная Республика. Уже на следующий день Советский Союз первым признал новое государство.

В течение последующих трех недель части народно-освободительной армии Китая были оперативно советскими самолетами переброшены через Гоби на территорию Восточного Туркестана и 20 октября вошли в столицу региона Урумчи.

Так Восточный Туркестан был официально включен в состав КНР. После этого остатки гоминдановского правительства Китая остались только на Тайване, что было гораздо более приемлемо для СССР.

Мао Цзэдун во время визита в Москву. Торжества по случаю 70-летия Сталина 21 декабря 1949 года
Мао Цзэдун во время визита в Москву. Торжества по случаю 70-летия Сталина 21 декабря 1949 года

Таким образом, посредством жертвы «фигуры» Советский Союз выиграл стратегическое преимущество, отодвинув форпост западного капиталистического лагеря из центра Азии и от своих южных границ на восточную периферию Китая.

Возможно, одним из ключевых ходов в этой глобальной «шахматной» партии была «жертва» самолета на Байкале.

Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.