Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Шахтинский педагогический колледж»
Курсовая работа
по дисциплине МДК. 01.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Работа социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
студентки 4 курса группы «Д»
Морозовой Дарьи Викторовны
Руководитель работы
преподаватель педагогики и психологии, канд. соц. наук
Холодова Т.А.
2021
Шахты
Содержание
Введение.………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения...……………………………………………6
1.1 Аспекты понятия адаптация ребенка к школе.………….....................6
1.2 Особенности воспитания детей в приемных семьях и способы их адаптации.…………………………………………………………………………9
1.3 Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника из приемной семьи в условиях адаптации к школе.………...……………………12
Глава II. Современные способы организации работы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения ……………………………………………16
2.1 Анализ опыта работы социальных педагогов при организации работы по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения…………………………………………….16
2.2 Результаты использования практических упражнений при организации работы по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения………………………………....18
Заключение…………………………………………………………….…. 22
Список литературы…………………………………………………….….24
Введение
Становление личности имеет ряд важных, ответственных этапов, обусловленными изменениями социального статуса, расширением видов деятельности и другими общественными и индивидуальными факторами. Одним из таких этапов является начало школьного обучения, переход от зависимого детства к освоению и отстаиванию собственной позиции, готовности сделать свой жизненный выбор и нести ответственность за свои поступки. Первичные основы приспособления ребенка к социальной роли школьника связаны с переживанием так называемого кризиса 7 лет, то есть именно начала самореализации ребенка в качестве ученика начальной школы.
Адаптационные процессы, детерминированные усвоением новых норм школьной жизни, усиливают психофизиологические нагрузки, несут типичные кризисные риски в личностном росте. Этим определяется необходимость сформировать должную социальную среду и обеспечить первоклассникам социально-педагогическую поддержку с целью облегчения привыкания к школе и профилактики дезадаптации детей. Эти требования закреплены Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования.
Несмотря на то, что в настоящее время адаптации детей к школе уделяется значительное внимание, вероятные проблемы пытаются решить в основном за счет предоставления психологической поддержки путем снижения тревожности, повышения уверенности в себе, при этом недооцениваются возможности оптимизации самочувствия детей за счет создание условий образовательной развивающей среды. Поэтому вопрос социально-педагогической поддержки адаптации младших школьников к обучению в школе является актуальным в современной дидактике.
При этом особого внимания требуют дети, воспитывающиеся в условиях приемной семьи. Взаимодействие со школьной администрацией, учителями, одноклассниками и их родителями может стать для приемного ребенка весьма нелегким опытом. Школьник, если он только недавно был принят в семью, обычно выделяется среди сверстников успеваемостью и поведением. Так, детям из приемных семей свойственны эмоциональное неблагополучие, задержка психического развития, гиперактивность, низкий уровень самооценки, чувство вины. Такие дети очень чувствительны к критике и несправедливости, обидчивы и конфликтны, иногда – мнительны. Сама по себе ситуация обучения, основанная на оценке результатов и неизбежном сравнении с успехами других для них – стресс. В связи с этим крайне актуальной является проблема организации работы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения.
Целью курсовой работы является выявление программ социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения.
Задачи исследования:
˗ изучить особенности и сущность адаптации ребенка к школе как социально-педагогической проблемы;
˗ охарактеризовать психолого-педагогические особенности приемных детей;
˗ проанализировать сущность социально-педагогическое сопровождения младшего школьника из приемной семьи в условиях адаптации к школе;
˗ провести анализ уровня адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
˗ разработать программу социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения.
Объект исследования: адаптация младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
Предмет исследования: содержание работы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения.
Гипотеза исследования: содержание программы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения должно включать диагностическое, профилактическое, просветительское направление работы всех специалистов образовательного учреждения.
Методы исследования: теоретические методы – анализ, синтез, обобщение, сравнение; эмпирические методы – тестирование, анкетирование.
База исследования: МБОУ СОШ № 6.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа представлена на 25 страниц.
Глава I. Теоретические основы работы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
1.1 Аспекты понятия адаптация ребенка к школе
Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку.
Психологический словарь трактует адаптацию личности как процесс активного приспособления к условиям социальной среды и как результат этого процесса. В психологической литературе понятие адаптации интерпретируется с акцентом на индивидуальные, личностные качества и структуру личности в целом [4, с 128].
В отношении ребенка адаптация – степень его социального развития и воспитания, уровня его соответствия или расхождения преобладающему количеству ровесников. Другими словами – это анализ соответствия (несоответствия) социального формирования ребенка его возрасту, такой анализ свойственно проводить социальному педагогу при работе с детьми. Социальный педагог на этапе адаптации проводит диагностику и анализирует поведение ребенка, общение со сверстниками и взрослыми, эффективность в игровой деятельности, и делает вывод о том, что естественны ли его действия и не различаются ли они от действий других детей. Проводя анализ, социальный педагог подводит итоги о социализации и самовоспитания ребенка.
Особое значение имеет адаптация ребенка к школе, как процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и взаимодействия ребенка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам.
Адаптация будущих первоклассников к школе непосредственно связана с «готовностью ребенка к школе» включает три составляющие, с которыми работает социальный педагог при работе с ребенком: адаптацию физиологическую, психологическую и личностную.
Проблема школьной адаптации рассматривается в тесной взаимосвязи с представлениями о психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как сформированность у ребенка данного психологического образования является, одной из важнейших предпосылок к его успешной адаптации, социальный педагог анализирует ребенка, определяя этапы и содержание коррекционной работы в начальный период обучения [6, с. 65].
Основные показатели социально-психологической адаптации:
˗ формирование «внутренней позиции школьника». Социальный педагог готовит ребенка занять новое социальное положение, и готовит к образованию его внутренней позиции. Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как сплав двух потребностей – познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде.
˗ формирование адекватного поведения. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Замечая отклонения в поведении ребенка, социальный педагог проводит корректирующую работу.
˗ овладение навыками учебной деятельности. Овладение навыками учебной деятельности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
˗ установление адекватных форм межличностных взаимоотношений в
системах «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель». Еще одной актуальной проблемой социально-психологической готовности ребенка является проблема формирования у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Именно социальный педагог, работая с ребенком, помогает ему сформировать понимание о правильных взаимоотношениях. Ребенок приходит в школу, класс, в которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение отступать и защищаться.
В период поступления ребенка в школу проявляются изменения в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается социально-психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач. В данном случае речь идет о выработке наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микро социальной среды [5, с. 65].
Индикатором трудности процесса адаптации в поведении детей могут быть чрезмерное возбуждение и даже агрессивность, а может быть, наоборот заторможенность, депрессия. Может возникнуть (особенно при неблагоприятных ситуациях) и чувство страха, нежелание идти в школу. Все эти изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.
Для того, чтобы понять точно ли готов ребенок к обучению в школе, следует использовать разнообразные методики. Можно выделить упражнение «Дополни фразу», целью которой является диагностика способностей детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде. Проводя данную методику, социальный педагог, может узнать, как ребенок адаптируется к новым сложившимся ситуациям и сможет ли он из них выйти. Также такое упражнение подходит при работе с детьми из приёмных семей, которые находятся в периоде подготовки к школе [1, с. 238].
Таким образом, подготавливая ребенка к школе важно учитывать его особенности. Не только личностные, но и особенности его приспособления к разнообразным ситуациям, которые могут произойти, как в школе, так вне школьного учреждения. При работе с ребенком социальный педагог должен учитывать множество факторов. При работе социального педагога с детьми из приемных семей, увеличивается количество факторов, на которые стоит обращать внимание.
1.2 Особенности воспитания детей в приемных семьях и способы их адаптации
Деятельность социального педагога распространяется на работу с детьми из приемных семей. Социальный педагог адаптирует жизнь и мышление ребенка, который только что попал в семью из центра помощи детям.
Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц [9, с. 155].
Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:
– возраст;
– черты характера;
– уровень умственного и эмоционального развития;
– темперамент;
– заинтересованность сторон.
Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.
При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был, поэтому социальный педагог при работе с семьей должен их предупредить о том, что это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в центрах помощи детям не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения. [13, с. 478]
При работе с ребенком, социальный педагог должен учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».
Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов.
Причины:
– ребенок не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
– новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в центре помощи детям или в прежней семье [16, с. 18].
Социальный педагог, начиная работу с ребенком из приемной семьи, проводит диагностику и выявляет возможные отклонения поведения и его причины. При этом социальный педагог на этапе диагностики планирует дальнейшую работу с ребенком и его приемной семьей.
В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье. Социальный педагог подмечает все возможные изменения в поведении ребенка и на начальном этапе проводит корректирующую работу.
Социальный педагог создает условия, способствующие адаптации ребенка и приемной семьи:
˗ осознание ребенком долговременности нахождения в семье, устанавливаемых отношений и связей;
˗ формирование привязанностей;
˗ согласие ребенка на помещение в семью;
˗ подготовка ребенка и семьи к совместной жизни
˗ создание приемными родителями атмосферы уверенности и безопасности, обеспечение равноправного положения братьев и сестер [15, с. 25].
Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:
˗ знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
˗ «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
˗ «вживание» – формирование отношений;
˗ «стабилизация отношений» – принятие образа жизни.
Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения [10, с. 191].
Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, социальному педагогу необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Таким образом, семьи, которые взяли попечение над ребенком должны дать ему понять, что они ему не враги, а люди, которые дадут ему безопасность и правильное воспитание. Ребенок сам должен понять, что приемные родители дают ему правильное восприятие общества в целом. Данное понимание с ребенком прорабатывает социальный педагог при сопровождении его и приемной семьи.
1.3 Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника из приемной семьи в условиях адаптации к школе
Деятельность социального педагога с приемной семьей – это целенаправленная деятельность по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития детей [2, с. 239].
Процесс социально-педагогического сопровождения приемной семьи состоит из встреч социального педагога с родителями с определенной последовательностью, во время которых он изучает условия воспитания ребенка, оказывает помощь в решении проблем воспитания, а в случае необходимости привлекает к работе с приемной семьей других специалистов социальной сферы.
Приемная семья сталкивается со многими трудностями у ребенка в школе, которые в дальнейшем могут отразится на его функционировании жизнедеятельности. Трудности могут быть самыми разнообразными: незнание социально-психологических особенностей; трудности в установлении доверительных отношений с детьми в классе; проблемы, связанные с состоянием здоровья и образованием ребенка; перестройка сложившегося семейного уклада и стиля жизни всех членов семьи с появлением в ней приемного ребенка; трудности в социально-психологической совместимости с другими учащимися [7, с. 37].
Самостоятельно решить данные проблемы приемная семья во многих случаях не может, чтобы решить эти вопросы требуется помощь социальных педагогов и социальных работников.
Деятельность социального педагога с приемной семьей – это целенаправленная деятельность по созданию необходимых условий для оптимального функционирования приемной семьи и развития детей в условиях общих образовательных учреждений [12, с. 61].
Социальный педагог проводит социально-педагогическое сопровождение ребенка из приемной семьи в школе. Социальное сопровождение рассматривается как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом основных потребностей различных категорий людей. В результате сопровождения происходит включение сопровождаемого в социум, а также обеспечение его активного участия в основных направлениях жизни общества, наиболее полную самореализацию.
Само понятие сопровождение, характеризуется как сложный процесс взаимодействия, сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого становится разрешение определенной проблемной ситуации жизненного выбора, решение и действие, которое ведет к изменению положения, сопровождаемого в лучшую сторону [8, с 56].
Благодаря тому, что сопровождающий не решает проблемы, а лишь помогает сопровождаемому, т.е. самому ребенку и его семье в преодолении определенных трудностей, то ребенок и его родители накапливают бесценный социально-значимый опыт успешного поведения в преодолении различных жизненных трудностей, в интересах более легкого и эффективного процесса адаптации.
Анализ сущности социально-педагогического сопровождения семьи школьника позволяет выделить в нем основные компоненты:
– прогнозирование возможных проблем (трудностей) в процессе адаптации школьника из приемной семьи в условиях школы;
– осуществление обратной связи в процессе разрешения задач социально-педагогического сопровождения;
– оценка результативности социально-педагогического сопровождения.
Можно выделить следующие задачи социально-педагогического сопровождения семьи первоклассника в условиях адаптации к школе:
– использование имеющихся ресурсов для успешной и быстрой адаптации ребенка из приемной семьи в условиях общеобразовательных учреждений;
– оказание помощи приемной семье в решение возникающих проблем путем использования имеющихся собственных ресурсов;
– привлечение других специалистов, способных оказать необходимую помощь приемной семье в ситуации кризиса;
– создание благоприятной, развивающей среды обучения и обитания ребенка;
– выявление своеобразий, различных патологий, отклонений, существенно сказывающихся на процессе адаптации ребенка к школе, а также создание необходимого в этом случае индивидуального образовательного маршрута;
– содействие в преодолении ребенком возникающих (возникших) проблем, трудностей в жизненных ситуациях, чем обеспечивается минимизация рисков, возникающих в школе под воздействием различных факторов, существенно влияющих на процесс адаптации к обучению ребенка в школе;
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку [16, с. 18].
Таким образом, семья, взявшая попечение над приемным ребенком, может столкнуться с многочисленными затруднительным ситуациями для того, чтобы из них выйти правильно, следует обращаться к социальному педагогу, который, не навредив самому ребенку, будет учитывать все особенности его адаптации и принятия в различных сложившихся ситуациях. В результате, именно социальный педагог, проводя сопровождение помогает семье и их ребенку найти правильные пути выхода их разнообразных ситуаций и даёт понять, как следует действовать при непредвиденных обстоятельствах. Работа социального педагога с детьми из приемной семьи очень важна, так как он сможет правильно создать условия для адаптации и правильного воспитания для того, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности при вступлении в образовательный процесс.
Глава II. Современные способы организации работы социального педагога по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
2.1 Анализ опыта работы социальных педагогов при организации работы по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
Социальный педагог при работе с ребенком из приемной семьи, должен его правильно подготовить к тому, что он скоро столкнется с новыми возможными трудностями вхождения в новый коллектив. Ребенок вместе с социальным педагогом прорабатывает все возможные ситуации, чтобы при их появлении в реальной жизни, ребенок смог с ними справиться. Социальный педагог при работе с ребенком и его семьей, пользуется программным обеспечением того учреждения, на базе которого он проводит сопровождения.
Для качественно сопровождения ребенка из приемной семьи был проведён анализ двух программ адаптации, коррекции данного сегмента в деятельности социального педагога. Сравнение проводилось между общеобразовательной школьной программой социального педагога и программой социального педагога в школе-интернате. Анализ показал, что в школьной программе социальный педагог – сотрудник школы, который создаёт условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, организуя деятельность педагогов и родителей. В компетенцию социального педагога школы входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Профессиональная деятельность школьного социального педагога может быть реализована только в рамках социальных вопросов.
Работа школьного социального педагога начинается с первого дня учебного года, когда корректируется социальный паспорт школы: просматриваются личные дела учащихся, составляются социальные карты классов, социальные портреты семей – определяется статус учащихся и их семей. Полученные сведения позволяют определить группы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Общеобразовательная школьная программа социального педагога и рабочая программа социального педагога в школе-интернате имеет как сходство, так и различие.
Объектом работы социального педагога является каждый учащийся школы-интерната и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктированные контакты с взрослыми, контакты-адекватные и взаимные.
Социально-педагогическая работа в школе-интернате проводится для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. Профессиональная деятельность социального педагога в школе-интернате может быть реализована только в рамках социальных вопросов.
Анализ двух программ работы социального педагога на базе школы-интерната и общеобразовательной школы помог выявить, что социальные педагоги обоих образовательных учреждений создают благоприятные условия для обучения детей. Социальные педагоги проводили упражнение для детей, находящихся в приемных семьях «Дополни фразу» на базе общеобразовательной школы и школы-интерната. Подробное описание упражнения и варианты их проведения указано в приложении 1. Проанализировав полученные данные, социальный педагог разрабатывает план работы с этой категорией школьников и их семьями.
Главная цель первичного анализа, определить состояние и готовность ребенка к обучению к школе [14, с. 432].
Таким образом, анализ и систематизация опыта педагогической поддержки ребенка, находящегося в попечении приемной семьи и адаптации к школе, позволяет сделать следующий вывод: в работе социального педагога используются различные эффективные приемы и способы педагогической поддержки с учетом индивидуальных особенностей каждого обратившегося за помощью ребенка. Социальный педагог оказывает не только педагогическую поддержку, но и проводит работу по профилактике социальной не адаптации ребенка предупреждение возникновения проблем, стимулирующих благоприятное развитие. В результате, педагогическая поддержка ребенка из приемной семьи, находящегося в условиях адаптации к школе, является приоритетным направлением деятельности социального педагога, как в общеобразовательной школе так и в школе-интернате, и должна осуществляться комплексно при тесном взаимодействии с другими педагогами.
2.2 Результаты использования практических упражнений при организации работы по адаптации младшего школьника из приемной семьи к условиям общеобразовательного учреждения
На основе анализа программ работы социальных педагогов на базе общеобразовательной школы и школы интерната выявлены результаты использования практических навыков, умений через упражнения при организации работы по адаптации младшего школьника из приемной семьи. Данное исследование помогает определить уровень адаптации детей из приемных семей к новым условиям жизни.
У детей из приемных семей, находящихся в условиях адаптации к школе, нередко наблюдается низкая самооценка, высокий уровень тревожности, наличие большого количества страхов и опасений, неадекватное представление о значении собственной личности и т.д., что может отрицательно сказаться на их дальнейшем обучении. Поэтому, решение проблем психологического характера у детей являются первостепенными, так, как только в условиях нормального психоэмоционального состояния можно сформировать полноценную личность способную взаимодействовать с коллективом в условиях общеобразовательного учреждения.
Программа психологической работы с детьми из приемных семей, находящимися в процессе адаптации к школе использованием методов быстрых рефлекторных техник (БРТ) является наиболее мягкой, но эффективной психологической формой работы с детьми. Быстрые рефлекторные техники (БРТ) позволяют быстро нормализовать текущее состояние клиента как эмоциональное (страхи, тревожность, навязчивые состояния), так и телесное (при психосоматических расстройствах). Данная техника работы способствуют более ясному, тонкому выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий. Они позволяют раскрыть внутренние силы ребенка из приемной семьи, повысить самооценку, учат расслабляться и избавляться от негативных эмоций и мыслей.
Анализируя проведенное исследование в начальной школе по методике «Дополни фразу» можно сделать вывод, что уровень адаптированности в обществе у обучающихся снижен и не достигает порога перехода коммуникативных барьеров. При этом, важно отметить, что после проведения трех адаптационных занятий с данными учащимися и повторного проведение методики – результаты исследований значительно улучшились, что привело способности обучающихся применять различные формы уловок в споре. Помимо этого, данная методика помогает определить уровень принятия себя и других, а также определить эмоциональный комфорт в данной специфике взаимодействия.
Учитывая вышесказанное, использование различных социально-психологических методик и БРТ актуальны в работе с обучающимися. Так, исходя из упражнения, которое проведено в начальной школе, можно отметить на первоначальном этапе исследования высокий уровень адаптированности выявлен у 3 обучающихся, оптимальный уровень – 1 обучающийся, низкий уровень – 1 обучающийся. Высокий уровень принятия себя выявлен у 3 обучающихся, высокий уровень принятия других выявлен у 1 обучающегося. Высокий уровень эмоционального комфорта выявлен у 1 обучающегося. У всех остальных обучающихся в классе порог принятия себя и других кардинально снижен, что негативно влияет как на адаптацию при смене условий взаимодействия, так и персонализированное принятие.
При повторном исследование показатели увеличились. Изменения не носят радикально преобразовательного характера, но динамика явно прослеживается даже после пяти занятий. Соответственно, высокий уровень адаптированности выявлен у 2 обучающихся, оптимальный уровень – 1 обучающегося, низкий уровень – 2 обучающегося. Высокий уровень принятия себя выявлен у 2 обучающегося, высокий уровень принятия других выявлен у 2 обучающегося. Высокий уровень эмоционального комфорта выявлен у 1 обучающегося. Даже при незначительных изменениях удается отследить позитивную динамику изменений у обучающихся в классе. Важно учитывать, что при проведении анализа по системе наблюдения проводился анализ двух обучающихся под попечение приемных родителей, находящихся на этапе адаптации. Как итог, один из испытуемых перешел из категории оптимального уровня адаптации на высокий, а второй – из низкого уровня на оптимальный. При этом категория принятия себя не изменилась, но принятие общество сменило направленность и обучающиеся перестали агрессивно реагировать на своих одногруппников. Один из испытуемых, находящийся под попечением приемной семьи достиг оптимального состояния эмоционального комфорта.
Социально-педагогическая поддержка и помощь детям из приемной семьи, находящихся на этапе адаптации, содействует успешной социальной адаптации детей в случае реализации предложенных направлений действий.
Применение различных программ по адаптации, сопровождению или коррекции обучающихся, находящихся под попечением приемной семьи реализуется успешно в различных образовательных учреждениях, однако проведенное исследование показало, что большинство из них осваиваются длительный период, что усложняет работу и вызывает у обучающегося привязанность к специалисту, с которым он взаимодействует. Как результат, после выпуска из образовательного учреждения у обучающегося наступит период абстиненции, который способен усугубить и выявить возможную дезадаптацию в новых жизненных ситуациях.
Таким образом, практикующему социальному педагогу необходимо разрабатывать программы мероприятий по адаптации ребенка из приемной семьи с учетом современных запросов общества на данные услуги. Эффективной данная деятельность станет при взаимодействии со смежными специалистами. Помимо этого, стоит учитывать, что такие мероприятия необходимо проводить не только с детьми под попечением приемных родителей, оказавшимися в условиях адаптации к школе, но и со всем классом, где они взаимодействуют. При этом, если в классе не выявлены обучающиеся из приемных семей, то мероприятия по адаптации и предупреждению различных ситуаций рекомендуется проводить, только с периодичностью не чаще чем один раз в два месяца. Успешность деятельности зависит от качества деятельности и разнообразия применяемых методик, чтобы обучающиеся находились в комфортном состоянии и не испытывали трудностей в общении с обществом.
Социальный педагог с первых этапов работы с ребенком из приемной семьи начинает анализировать его особенности не только воспитания и поведения, но и уровень его адаптации в целом. Проводя анализы и диагностики, социальный педагог определяет готов ли ребенок к дальнейшим изменениям в его жизни. Социально педагогическое сопровождение помогает и ребенку, и его приемной семье справиться со всевозможными трудностями на этапе вхождения ребенка в школьную незнакомую ему сферу деятельности.
Заключение
Социально-педагогические преобразования на любом этапе развития общества всегда сопровождаются изменениями в социализирующих потенциалах основных институтов воспитания подрастающих поколений, снижением эффективности их влияния на взрослеющую личность, ведут к несформированности у детей свойств субъекта деятельности, общения, самосознания, вызывают определенные деформации в социальном опыте. Как результат, отмечается неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, не освоенность минимума социальных ролей, затруднения в адаптации и интеграции в систему социальных отношений. Дети из приемных семей, чаще всего, оказываются в трудной жизненной ситуации в период адаптации к школе и нуждаются в социальной помощи и поддержке. Трудной ситуацией в период адаптации к школе считается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность ребенка, которую он не может преодолевать самостоятельно.
Воспитание и обучение школьников в приемных семьях нередко сопровождаются стрессом, причины которого, прежде всего в смене образа жизни, как ребенка, так и родителей, изменении атмосферы семейных отношений, а так же в чрезмерных нагрузках на ребенка в современной школе. Приемным родителям не хватает практических навыков, помогающих применять в той или иной ситуации полученные знания, а в трудных ситуациях главное - принять быстрые и продуманные меры, чтобы исправить ситуацию. Со всеми проблемами, которые могут возникнуть в приемной семье, помогает справиться социальный педагог, который сопровождает приемную семью и ребенка на всех этапах адаптации.
Сущность оказания социально-педагогической поддержки и помощи таких детей заключается в совместном с ребенком проектировании путей для эффективной адаптации, разрешении проблем, усиления жизненных ресурсов личности, их целесообразном использовании в новых условиях для самореализации, самозащиты, самовоспитания. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду. Центральной проблемой социально-педагогической поддержки и помощи детям из приемной семьи, находящимся на этапе адаптации к школе, поддержки в вопросах получения качественного образования, сформированность социальных знаний и умений, хорошая ориентированность в своих правах и обязанностях. Для этого необходимо: создание необходимых условий в таких учреждениях развивающей образовательно-воспитательной среды, базирующейся на принципах безусловного уважения личности ребенка, его фундаментальных потребностей и интересов, собственной активности воспитанников в общении, деятельности, взаимодействии с другими людьми, мотивации на успех и благополучие в самостоятельной жизни, обогащение социального опыта.