Найти в Дзене
На берегах Терека

СВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ ОБ УЧАСТИИ ПОРУЧИКА МИХАИЛА ЮРЬЕВИЧА ЛЕРМОНТОВА В СРАЖЕНИИ НА РЕЧКЕ ВАЛЕРИК 11 ИЮЛЯ 1840 ГОДА

Прошло более 170 лет со времени сражения на речке Валерик, но до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о действиях поручика М.Ю.Лермонтова в течение всего 6-часового боя. Сам поэт практически ничего не успел поведать потомкам о своей боевой жизни на Кавказе. Но, судя по его письмам к приятелям, он собирался это сделать, сидя с ними у камина, но так этого и не сделал. Лермонтоведы нескольких поколений переворошили горы документов, но так и не смогли обнаружить точные данные, проливающие свет на многие интересующие вопросы. Вскоре, после завершения драматических событий 11 июля 1840 г., согласно установленной процедуре, была составлена подробная реляция о важнейших событиях памятного дня. В рапорте генерала А.В.Галафеева начальнику войск на Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенанту П.Х.Граббе и командующему Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютанту А.Е.Головину сообщал: «Тенгинского пехотного полка поручик М.Ю.Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке В

Прошло более 170 лет со времени сражения на речке Валерик, но до сих пор нет однозначного ответа на вопрос о действиях поручика М.Ю.Лермонтова в течение всего 6-часового боя. Сам поэт практически ничего не успел поведать потомкам о своей боевой жизни на Кавказе. Но, судя по его письмам к приятелям, он собирался это сделать, сидя с ними у камина, но так этого и не сделал. Лермонтоведы нескольких поколений переворошили горы документов, но так и не смогли обнаружить точные данные, проливающие свет на многие интересующие вопросы.

Вскоре, после завершения драматических событий 11 июля 1840 г., согласно установленной процедуре, была составлена подробная реляция о важнейших событиях памятного дня. В рапорте генерала А.В.Галафеева начальнику войск на Кавказской линии и в Черномории генерал-лейтенанту П.Х.Граббе и командующему Отдельным Кавказским корпусом генерал-адъютанту А.Е.Головину сообщал: «Тенгинского пехотного полка поручик М.Ю.Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерике имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». Этот же момент сражения подтвердил и будущий генерал российской армии К.Х.Мамацева (Мамацашвили), проживший долгую и насыщенную боевую жизнь. Через много лет Константин Христофорович рассказал, как в один из напряженных моментов побоища увидел рядом со своими орудиями поручика М.Ю.Лермонтова, «который заметив опасное положение артиллерии, подоспел к нему с своими охотниками. Но едва начался штурм, как он уже бросил орудия и верхом на белом коне, ринувшись вперед, исчез за завалами».

Лермонтов. Худ Д. П. Пален (23 июля 1840).
Лермонтов. Худ Д. П. Пален (23 июля 1840).

Возможно, артиллерийский офицер подразумевал под охотниками «летучий отряд» Р.И.Дорохова, который по авторитетному мнению профессора русской словесности П.А.Висковатого (записанного со слов штабс-капитана барона фон дер Д.П.Палена) принимал участие в битве на речке Валерик. В свою очередь Руфин Иванович в воспоминаниях написал следующее: «Вообще говоря, начальство нашего края хорошо ведет себя с молодежью, попадающей на Кавказ за какую-нибудь историю, и даже снисходительно обращается с виновными более важными. М.Ю.Лермонтова берегли по возможности и давали ему все случаи отличиться, ему стоило попроситься куда, и его желание исполнялось, - но ни несправедливости, ни обиды другим через это не делалось». Одним словом, поручик М.Ю.Лермонтов, находясь при штабе “Чеченского отряда” вполне мог в разные эпизоды сражения находиться, как при пехотных батальонах, передавая распоряжения командующего, так и вместе сотней сорвиголов Р.И.Дорохова.

Стреляющий на ходу черкес. М.Ю.Лермонтов
Стреляющий на ходу черкес. М.Ю.Лермонтов

В дальнейшем командир “Чеченского отряда” представил отличившегося в бою прикомандированного офицера к ордену “Святого Владимира” 4-й степени с бантом (вторая по значимости награда Российской империи вслед за орденом “Святого Георгия Победоносца”). Однако в штабе Отдельного Кавказского корпуса, прекрасно зная что очень высокая награда предназначена для опального поэта, заменили ее на самый низкий по статуту орден, а именно – “Святого Станислава” 3-й степени (уступал по значимости даже “клюкве”, т.е. ордену “Святой Анны” 4-й степени с надписью “За храбрость”), с формулировкой, что «поручик орденов не имеет». Однако император Николай I лично отказал отважному офицеру и в этой награде, тем самым обрекая его, как не имевшего отличий на продолжение дальнейшей службы на Кавказе. Позднее начальник кавалерии “Чеченского отряда” полковник князь В.С.Голицын представил поручика М.Ю.Лермонтова к золотому оружию с надписью “За храбрость”. В этой награде Михаилу Юрьевичу было также отказано, по тем же самым причинам. Более того, из Военного министерства пришел строгий приказ командиру Тенгинского полка подполковнику Выласкову, чтобы ссыльного гвардейского офицера не отправлять для участия в боевых действиях, а оставлять в казармах. Однако исполнить распоряжение из столицы уже не довелось, по причине трагической развязки у подножия горы Машук.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.