Найти тему

Смотрим фото из архива Е.В. Темновой

Богатые фотоархивы, переданные мне театральным режиссером Е.В. Темновой, рассортированы по десятилетия всего советского периода и это сильно облегчило мне работу с ними. Сегодня мы смотрим фотографии 60-х, о которых написано немало вдохновенных строк. Прежде всего в книге Петра Вайля и Александра Гениса "60-е: мир советского человека":

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой
Главным поэтом эпохи был Хрущев. Стихов он, правда, не писал - только мемуары. Хрущев стиховне писал, но был поэтом в высшем смысле, дав творческий импульс, выразившийся в простых, как и подобает истинной поэзии, словах: "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!"
Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Еще одна прекрасная книга о быте 60-х написана исследовательницей Н.Б. Лебиной "Повседневность эпохи космоса и кукурузы: деструкция большого стиля. Ленинград 1950-1960 годы:

"В условиях хрущевской жилищной реформы личное пространство явно расширялось, соответствующие ему практики видоизменялись, а главное, переставали быть привилегией лишь элитарных слоев советского общества, как это было в сталинскую эпоху большого стиля.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Почти сразу после выхода в свет постановления ЦК КПСС о жилищном строительстве, 15 августа 1957 года Ленгорисполком рассмотрел проекты различных типов жилых домов для ускоренного строительства в Ленинграде. К первому типу относились дома, оборудованные ванной. Большинство из них строилось из крупных шлакобетонных блоков. Второй тип составляли здания, где в квартирах предусматривались лишь души. К третьему типу относились «дома с малометражными квартирами для малосемейных с коридорной системой». Санузлы там планировались общие на этаже. В этих домах, как указывалось в постановлении Ленгорисполкома, «в связи с недостатком паркета» решено было «заменить паркетные полы на линолеум и дощатые.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Размах возведения жилья вызывал у очень многих современников неподдельный восторг. Журналистка Т. О. Максимова, долгое время работавшая в журнале «Родина», вспоминала: «В „хрущобу" я попала в двухмесячном возрасте из прадедова дома... К концу 1950-х годов дом напоминал улей, на каждую семью — по комнате, удобства во дворе. Наша семья из четырех человек, ютившаяся в 9-метровой комнате, была на седьмом небе от счастья, получив ордер на двухкомнатную квартиру...

Г.М. Азизян,  «Новоселье» 1960-е
Г.М. Азизян, «Новоселье» 1960-е

Вселение было радостным — 30 метров жилой площади, две смежные комнаты. Причем смежные были выбраны сознательно: в таких квартирах метраж полезной площади был на 2—3 метра больше, чем в изолированных. Своя (!) кухня — ерунда, что 5,5 метра. Можно забыть о туалете во дворе и каждый день принимать душ и ванну!»47 Действительно, уничижительное слово «хрущоба» появится значительно позже. А в конце 50-х годов о счастье получить новую квартиру писали не только газеты. Э. В. Лурье, ныне питерская поэтесса, художник и скульптор, а тогда юная влюбленная студентка одного из ленинградских техникумов, оставила в своем дневнике в декабре 1958 года следующую запись: «Да, в „Ленинградской правде" сегодня статья о грандиозном строительстве в городе... очень много — 260 тысяч отдельных квартир!.. Господи, как я хочу отдельную квартиру! Хоть крошечную!!»

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Одновременно фетишем повседневности 60-х годов становилось стремление к минимализму в быту. Это было продолжение деструкции большого стиля, прощание со сталинским ампиром, но в данном случае уже в интерьере. Народный художник РСФСР Н. Н. Жуков на страницах журнала «Работница» в 1956 году писал: «Быт советского человека должна отличать строгая продуманность, строгий отбор всех деталей, устранение всех и всяческих излишеств». Новое жилое пространство требовало и нового наполнения. В декабре 1956 года состоялось Всесоюзное совещание работников мебельной промышленности. Его участники констатировали серьезные недостатки массовой мебели, производимой на советских фабриках: она была настолько громоздкой, что занимала 40—50 % площади пола в новом жилье. Никто, правда, не обратил внимания на то, что площадь строящихся квартир стала заметно меньше, чем в начале 50-х годов.

М.А. Данциг, «Новоселы» 1965.
М.А. Данциг, «Новоселы» 1965.

Тем не менее дизайнерская мысль стала активно работать в направлении создания новых экономичных видов обстановки для жилья. В конце 1956 — начале 1957 года ленинградцы увидели символический атрибут домашнего быта, впервые появившийся имен но в эпоху хрущевских реформ, — журнальные столики. Их стала выпускать Пятая ленинградская мебельная фабрика. При этом мебельщики особенно гордились «гнуто-прорезными ножками» своих изделий. Эта деталь удешевляла производство51. Почти одновременно конструкторское бюро фабрики «Красный Октябрь» для «экономии дорогостоящего сырья» и для удобства размещения в домах нового строительства разработало модели малогабаритных пианино.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Объектом внимания властей стала и обстановка кухонь в новых домах. Это помещение в отдельных малометражных квартирах играло особую роль. Именно в хрущевское время зародилась новая бытовая практика — прием пищи всей семьей в кухне, а чуть позднее — даже гостевая трапеза рядом с местом для приготовления еды. Городские газеты во второй половине 50-х годов регулярно информировали своих читателей о новшествах в строящихся домах. К разряду нововведений относилась встроенная мебель. «Ценно и то, что во всех домах кухни оборудуются встроенной мебелью, — писала „Ленинградская правда** летом 1956 года, — причем весь комплект мебели стоит довольно недорого — от 650 до 800 рублей. Здесь — двухкамерные мойки, навесные шкафы для посуды и кухонного белья, шкафы-столы с полками и выдвижными отделениями для ложек, ножей и другой утвари. Имеются шкафчики для хранения муки, крупы и прочих продуктов. Над газовой плитой — шкаф с вытяжным металлическим колпаком». Встроенная обстановка была не только приятным сюрпризом для потенциальных новоселов, но и насущной необходимостью.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

В августе 1957 года Ленгорисполком принял решение «Об утверждении типовых проектов оборудования кухонь квартир жилых домов в Ленинграде». Предусматривалось, что для горожан будут разработаны, а главное, изготовлены в достаточном количестве следующие наборы: навесной шкаф и кухонный стол трех размеров, шкаф под мойку, навесной шкаф для посуды, обеденный стол 60 на 70 см и табуретки трех видов (стремянка, круглая, квадратная).

Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968
Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968

Однако внедрялись эти наборы в производство медленно. Не хватало не только комплектов для кухонь, но и удобных, соответствующих размерам новых квартир шкафов, столов, кроватей. Это обстоятельство отмечали члены Ленинградской группы Комиссии советского контроля в конце 1958 года. Проверка установила, что «Управление деревообрабатывающей и мебельной промышленности Ленсовнархоза плохо справляется с заданием правительства по выпуску мебели и улучшению ее качества».

Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968
Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968

Дефицитными товарами были стулья, диваны, раздвижные обеденные столы, платяные шкафы. Большинство изделий, как и раньше, в эпоху сталинского ампира, производилось из полноценного дерева. Карельская береза, дуб, граб — высококачественный, но довольно тяжелый материал не подходил для мебели, которую предстояло разместить в хрущевских малометражках. Для постоянного генерирования новых идей в области дизайна интерьера, соответствующего формам типового жилищного строительства, в начале 1958 года в Ленинграде было организовано специальное конструкторское бюро по проектированию мебели. Через полгода «Ленинградская правда» уже с удовольствием сообщала: «Мебельная фабрика треста „Ленгорлес“ начала выпуск малогабаритных, удобных и красивых спальных гарнитуров из древесностружечных плит. Сейчас фабрика готовится расширить производство дешевой мебели».

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

В условиях интенсивного строительства жилья проблемой становилось не только производство, но организация торговли мебелью, спрос на которую за четыре года, с 1954 по 1958-й, вырос почти в два раза. Количество же мебельных магазинов, судя по статье начальника планового отдела «Ленмебельторга» в «Ленинградской правде» летом 1959 года, сократилось. Выходом казалась торговля по образцам — новшество эпохи хрущевских реформ. Первые магазины такого профиля появились в Ленинграде еще в 1955 году, но к концу 50-х годов они обрели особую актуальность. Ленинградцы с удовольствием заходили в пока еще немногочисленные магазины «Мебель по образцам». Популярностью пользовался торговый зал в доме № 11 по проспекту Майорова (ныне Вознесенский проспект). Правда, чтобы заказать понравившуюся обстановку, необходимо было записаться в очередь. В 60-е годы практика «записи на гарнитуры» распространилась и на обычные магазины.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

В конце 1959 года в Ленинграде был проведен эксперимент: новоселам предлагали въехать не только в новые, но и в полностью обставленные квартиры. «Ленинградская правда» писала 31 декабря 1959 года: «Семья Житнюка входит в новую квартиру... Дом № 66 по Новочеркасскому проспекту построен Полюстровским домостроительным комбинатом. Впервые в стране решено было передать квартиры новоселам полностью меблированными и оборудованными... Новая малогабаритная — секционная и универсально-разборная — мебель занимает мало места, удобна. При ее изготовлении широко применяли новые материалы —древесно-стружечные и древесно-волокнистые плиты, слоистые пластики. В кухнях — шкафчики-столики со встроенными мойками, навесные шкафчики, обеденный стол, табуретки». Однако эта практика распространения не получила.

Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968
Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968
Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968
Hans Lewitzky. "Meine wohnung", 1968

Образцы организации новых интерьеров предлагались на появившихся на рубеже 50—60-х годов специальных выставках новой мебели и оборудования квартир односемейного заселения. Подобные начинания должны были, как указывалось, в частности, в материалах Ленгорисполкома за 1959 год, «воспитывать вкус советских людей». Власть стремилась выработать у населения определенные коды поведения в типовых квартирах. Делалось это и с помощью расширения производства стандартной мебели. Члены Ленинградской группы Комиссии советского контроля в конце 1958 года выступили с инициативой увеличения выпуска мебели не из полноценного дерева, а из древесно-стружечных плит.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

По их мнению, это больше соответствовало семейному быту в маломе-тражках. Жилье в новых домах предоставлялось по строгой норме, и оказавшаяся в отдельной, но небольшой квартире семья вынуждена была в одном пространстве располагать и спальню, и кабинет, и гостиную. Именно тогда в моду вошли диваны-кровати. Сначала это были сооружения с откидной спинкой — диван-книжка. Про веденный в Москве в 1961 году конкурс мебели выдвинул в качестве определяющей в области дизайна идею трансформации предметов домашнего интерьера, в частности создание коротких диванов с выдвижными ящиками61.

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Французский культролог и социолог Ж. Бодрийяр в книге «Система вещей», написанной в 1968 году, подметил, что «повышенная подвижность мебели, ее многофункциональность и способность до времени исчезать из виду происходят просто от вынужденного приспособления к недостатку жилой площади; это ухищрения от бедности». Однако в советской действительности эти явления в первую очередь воспринимались как свидетельство демократизации интерьера, отказа от тяжеловесности и монументальности, свойственных сталинскому «ампиру изнутри».

Фото из архива Е.В. Темновой
Фото из архива Е.В. Темновой

Материалы из этой серии:

Смотрим фото из архива Татьяны Ивановой

Смотрим фото из архива Екатерины Миних

Смотрим фото из архива Л.В. Фединой

Смотрим фото из архива семьи Ямалеевых