Доброго времени суток, дамы и господа! Рубрика «Ретро». Сегодня хотелось бы вспомнить одну именитую передачу середины 90-х, которая называлась «Денди — Новая реальность» (позже просто «Новая реальность», из-за проблем с правами). Вставляйте картриджи, поехали!
Минутка истории и «технических данных»
Передачу можно условно поделить на два сезона. Первый выходил с 3 сентября 1994 по 29 апреля 1995 года на канале «2х2» по субботам в 11:10 (затем передвинули время на пятницы, в 15:40), второй сезон случился уже на канале «ОРТ» — выпуски выходили по пятницам в 16:30 (позже сдвинули обратно на 15:40) с 23 июня 1995 по 19 января 1996 года. В сумме вышло менее 70 выпусков (64, если быть максимально точным).
Генеральным спонсором (и инициатором) передачи выступала компания «Steepler», основной целью которой была раскрутка реализуемой ими продукции, флагманом коей являлись приставки «Dendy» (флагман, однако, постоянно менялся. Ибо менялись возможности потребителей и рекламные контракты. За время существования передачи Сергей Евгеньевич Супонев ставил во главу стола и «Dendy» (клон «Famicom»), и «Sega Mega Drive», и «SNES», и «Game Boy». На старте пытались продвигать даже «Panasonic 3DO», где картриджи были выкинуты на мороз, а вместо них вставлялись диски. Но авторы вскоре поняли, что у народа тупо нет денег на такую роскошь, поэтому начали топить за иную продукцию). Передачу вёл бессменный ведущий Сергей Евгеньевич Супонев, периодически помогали ему в этом Денис Панов и Александр Матюшин (позже в кадре иногда начнёт мелькать и сын Сергея, Кирилл).
Основная концепция первого сезона следующая: Сергей, будучи в студии (в основном демонстрировался стол с приставками и прочими комплектующими + во время «Секретов» показывался иной план, с телевизором и небольшими местами для сидения), демонстрировал геймплей (запись была либо его личная, либо господина Панова, либо же с кассет, что присылали зрители. Блин, так странно это осознавать — когда-то по почте в редакцию отправлялись ВХС'ки) случайной игры для рекламируемой приставки, попутно описывая игровой процесс и вещая про суть, собственно, игры. После таким же образом демонстрировалась игра для иной приставки. Затем Сергей либо отправлялся в фирменный магазин «Dendy» с целью взять интервью у обитателей, либо же проводил викторины-розыгрыши. Ну и в финале шла «секретная» рубрика, где Сергей общался с Денисом и Александром, что показывали ведущему (и зрителям) разнообразные пасхалки / лайфхаки в той или иной игрушке (ох, чуть не забыл — Сергей в качестве анонса к той или иной игре порой включал VHS'ку с фрагментом фильма / мультфильма. Всё в одноголосом гнусавом переводе, как тогда было принято. И сейчас, и тогда радовало).
Попутно действо сопровождалось рассказами Сергея о приставках, их различиях, достоинствах и недостатках. Шутками, некоторыми советами («не купайтесь вместе с картриджами») и прочим, прочим, прочим.
Концепция второго сезона несколько изменилась: сменилась заставка, студия стала представлять из себя набор гипертрофированных контроллеров (один из которых стал использоваться в качестве стола ведущего. Но на старте второго сезона Сергей вещал традиционно, в обычной как будто квартире, за обычным столом), игр в выпуске стало много больше, соведущие пропали, а сами рубрики стали непостоянными.
Ради чего стоило смотреть тогда, в 90-е годы?
Я не просто так упомянул, что «Денди — Новая реальность» является программой-первопроходцем. Она опередила даже рарную передачу «От винта!», о которой я тоже надеюсь вскоре побеседовать с вами. Но тогда многие дети бывшего СССР могли увидеть приставки лишь в трёх местах: на витринах магазина, у сыновей маминых подруг и в передачах Сергея. Не уверен, что зрители особо слушали слова господина Супонева — им важнее было посмотреть на стрим игры, как сейчас принято говорить.
Ради чего стоит глянуть передачу сейчас, в 20-е?
Ради концентрированной ностальгии. Ради обладания представления о том, как выглядела игровая индустрия и телевидение во времена, когда новая страна отстраивалась на обломках ушедшей. Ради ламповых речей Сергея Супонева, «друга всех детей». Ну и просто ради интереса, чего уж.
Я обещал вам бомбить вас же призывами подписаться на мой новый канал в рамках Youtube. Обещал — бомблю. Народ, буду очень рад, если вы присоединитесь ко мне на другой платформе. Если вам интересно моё творчество, пожалуйста, подпишитесь. Для вас сие секундное дело, для меня — огромный рывок вперед. Искренне благодарю! С уважением, Ксен.
Закулисье: А на самом-то деле всё было так
Покойный Сергей Евгеньевич Супонев был мастером своего дела. Годный ведущий, способный войти в дом к любому юному зрителю. И лишь он мог сделать из дерь*апчхи*овой рекламы приставок шоу-конфетку. Потому-то его и приметил Владислав Листьев, и потому-то Сергей был не просто ведущим передачи — он был ещё и режиссёром, и сценаристом. Его было интересно смотреть, хоть Сергей, надо сказать, мало что понимал в играх.
Более того — он был одним из первопроходцев. Вы знаете, в чём фишка быть первым? Это когда ты не можешь спросить совета / почитать мануал / да хотя бы загуглить (тем более в то время). Поэтому Сергей довольно часто нёс откровенную отсебятину, неправильно переводил с английского и некорректно описывал некоторые пасхалки / секреты (некоторые и секретами-то не были). Плюс... хах, тогда ведь не существовало даже подобия геймерского сленга. Поэтому гонки Сергей называл «гонялками», а боссов игры — «главными». Добавлю ещё ложку дёгтя — крайне редко, но поведение Сергея в кадре, как и его шутки, вызывало вопросы. Чего только стоит прозвище, которое из-за либо невнятной речи, либо плохой аппаратуры (а может всё так и было задумано) дал Сергей Евгеньевич Денису Панову — «компьютерный гей» (имелось в виду «компьютерный гений», что неоднократно позже упоминалось в эфире, но мы-то знаем).
Кстати, про соведущих. Есть две легенды, окружающие личность Дениса Панова (жив-здоров, кстати, сейчас увлекается моделизмом). Первая — как он попал в передачу. Кто-то говорит, что в своё время он просто позвонил в компанию «Steepler», где попросил их помочь пройти уровень в «Бэтмене» (смеётесь? Зря. В то время реально обладатели лицензий реально могли позвонить и реально попросить у тех. поддержки совета в прохождении. Как ни странно, советы давали). И им настолько понравился его размеренный голос, что они предложили ему влиться в компанию (в 14-то лет!). Денис начал буквально записывать собственные летсплеи, которые позже развозили по фирменным магазинам и крутили на экранах. Плюс господин Панов сам помогал пользователям проходить игры, став оператором техпода. Вот, а вторая менее прозаична, но более нагла — всё тот же Денис позвонил всё в тот же «Steepler» и гордо сообщил, что он очешуеть какой знатный игрок. Как ни странно, ему поверили и взяли на работу. Другая же легенда касается, что характерно, пропажи Дениса с голубых экранов. Как и исчезновение Александра :-)
Александр (тоже, кстати, жив-здоров) играл в игрушки на общественных началах, а не на профессиональных началах. В передачу попал, так как был знакомым Дениса (учились в одной московской школе). Поэтому когда пропал Денис, пропал и Александр. А Дениса, согласно легенде, уволили. За что? Как сообщил Александр на одном из форумов в 2007 году, за воровство картриджей. Если это правда, то какая-то глупая ситуация :-)
Мы всё равно любим и Сергея, и его передачи. Ведь казалось, что в них нет фальши. Да и... ведь именно он открывал нам окно в новую реальность, да? Благодарю вас за внимание и интерес, дамы и господа! До встречи!
#компьютерные игры #знаменитости #телевидение #дети #ретро #ностальгия #90-е года #общество #культура #игры
Список связанных статей: