Каждые 5 лет в Германии проходит выставка современного искусства «documenta». За 66 лет количество посетителей выросло в 9 раз. Масштабная экспозиция находит новые темы и правила, внедряет современные технологии и делает акцент на современном искусстве. В 2022 году она уже в 15 раз откроет двери для посетителей. Как изменился формат с течением времени, какой будет тема экспозиции и кто числится среди участников юбилейной «documenta» — в этом материале.
Основатель
Выставку современного искусства «documenta» основал Арнольд Боде, художник и куратор из Касселя. В 1920-х он принимал участие в организации международных художественных выставок в качестве члена Кассельсих выставочных организаций. Во время Второй мировой войны бомбардировщики уничтожили часть его работ, и с наступлением мирного времени художник занялся восстановлением полотен. Но он не отказывался и от организации выставок, например, документального кино и небольших местных шоу.
История
Посмотреть на первое собрание работ величайших художников на «documenta» в 1955 году пришли 130 000 посетителей. Было заявлено 670 экспонатов от 148 художников. Экспозицию организовали в музее Фридерицианум. Она называлась«documenta. Искусство двадцатого века. Международная выставка».
Все художники представляли нескольких направлений: конструктивизм (Пит Мондриан, Макс Билл), экспрессионизм (Макс Бекманн, Эрнст Людвиг Кирхнер), кубизм, футуризм (Умберто Боччиони, Джакомо Бала). Отдельно были собраны работы мэтров — Пабло Пикассо, Василия Кандинского и Фернана Леже. При нацизме такое искусство считали дегенеративным, но уже спустя 10 лет после свержения режима Германия начала восстанавливать привычные взгляды на живопись.
Выставка прошла успешно. Поэтому в 1959 году Арнольд Боде организовал вторую и назвал ее «II documenta‘59. Искусство после 1945. Международная выставка». Художников, представивших свои работы, стало вдвое больше, а работ — втрое. Интерес к выставке сильно вырос, поэтому организаторы не могли ограничиться только музеем Фридерицианум. Один только Нью-Йоркский музей современного искусства прислал почти сто работ. Поэтому полотна разместили в Оранжерее и во дворце Бельвю.
Третья выставка состоялась в 1964 году. Тогда впервые выставка прошла в стодневном формате. На мероприятиях могли проходить форумы искусства. Такой принцип работает на выставке до сих пор.
На «documenta III» в Старой галерее Боде выставлялись такие художники, как Эрнст Кирхнер, Василий Кандинский, Макс Бекманн, Хайнц Мак, Отто Пине и Гюнтер Юккер. Особое место заняло собрание рисунков последних 80 лет на примере 500 работ художников, которое наглядно показало развитие этого направления творчества с конца XIX века.
Особенности выставки
Весь арт-мир того времени называл «documenta» важнейшей выставкой десятилетия. До сих пор она собирает работы главных живописцев мира и позволяет всем, кто интересуется искусством, прикоснуться к нему вживую.
Организаторы вносили новые правила проведения выставки ежегодно. В 1968 году она состоялась в четвертый раз. Тогда впервые согласовывалось участие каждого художника. Этим занимался совет из 24 человек. Выставка продвигала современное и отказывалась от традиционного. Каждую новую выставку организовывали разные кураторы. Личные предпочтения каждого влияли на выставку в целом, поэтому каждый раз она проходила по-особенному.
Documenta 2022
В июне 2022 «documenta» пройдет в 15 раз и будет посвящена концепции коллективности. Ее кураторами выступит индонезийский коллектив «ruangrupa». Коллектив родился из дружбы учеников художественных школ в Джакарте и Джокьякарте в середине 1990-х годов. Ruangrupa означает «визуальное пространство».
Выставка будет основана на идее «lumbung» — в переводе с индонезийского это значит «общественное достояние, построенное на совместном использовании ресурсов». Кураторы уделяют большое внимание коллективам. Поэтому для проведения выставки они привлекли группы художников, состоящие из нескольких человек.
Участники
Список участников 15 выставки «documenta» может быть расширен. Уже сейчас он необычен и не лишен тех международных художественных сенсаций, которые можно ожидать на таких выставках. Среди участников — перформанс-группа «Черный квантовый футуризм». Два ее участника — Мать-мавр (Камаэ Айева) и Рашида Филлипс — размышляют о связях прошлого с настоящим и будущим.
Chimurenga, южноафриканский коллектив, ориентированный на стимулирование читателей и зрителей к политическим действиям посредством публикаций и мероприятий, посвященных африканской культуре. Чимуренга — это слово на языке шона — язык группы банту, распространённый в Южной Африке. Оно обозначает революционное восстание, а в современной интерпретации — борьбу за права человека и социальную справедливость. Группа разработала стиль музыки, основанный на традиционной музыке Shona mbira. Но ее исполняют с помощью современных электрических инструментов и с текстами, которые наполнены социальными и политическими комментариями.
Американский скульптор, эссеист и поэт Джимми Дарем известен как борец за права афроамериканцев и индейцев. По словам куратора 58-й Венецианской биеннале Ральфа Ругоффа, «вклад в искусство Джимми Дарема является выдающимся благодаря формальной и концептуальной оригинальности работ, смешению альтернативных точек зрения и неудержимой игривости». Дарем создает тотемы из черепов животных и пластикового мусора, из старой мебели и брошенных автомобилей.
Asia Art Archive стремится вести хронику и сохранять новейшую историю искусства Азии. Они называют себя «катализатором новых идей, которые обогащают понимание мира посредством сбора, создания и обмена знаниями о современном искусстве континента». Коллекция включает в себя личные архивы известных художников, педагогов и профессионалов в области искусства.
На данный момент кураторы назвали 51 участника, которые продемонстрируют свои работы на выставке. Они были сгруппированы в «мини-мажели» — от индонезийского слова «совет». Национальность художников также не указана — вместо них указаны часовые пояса регионов, в которых они живут.
Власти города согласились нести дополнительные расходы, необходимые из-за пандемии коронавируса. Например, организаторы будут обязаны выделить помещение для тестирования на ковид. Они также ожидают меньшего количества посетителей и, следовательно, меньшего дохода от продажи билетов. Сабина Шорманн, генеральный директор Documenta, отметила: команда выставки учла ограничения пандемии. Поэтому для проведения были выбраны большие площадки под открытым небом. Путь посетителей по выставке будет односторонним, чтобы гости избегали контакта друг с другом.