"В двадцать четыре часа безвестный молодой человек, ничего до этого не писавший и ещё ни разу не печатавшийся, сделался знаменитостью", - писал современник о драматургическом дебюте Сергея Александровича Найдёнова (Алексеева), автора невероятно популярной в начале 20 века пьесы "Дети Ванюшина" (1901).
Действительно, взлёт был сказочно стремительным. По легенде, одним пасмурным московским утром скромный молодой приказчик магазина готового платья Найдёнов по пути на службу развернул газету... и прочёл, что ему присуждена Грибоедовская премия за пьесу, которую он отправлял на конкурс, особо даже не надеясь на успех. Прочитав заметку, Найдёнов ни разу не пришёл больше в магазин на Тверской - ни в тот день, ни позже. У него началась другая жизнь, жизнь премированного и признанного драматурга: просьбы директоров о постановках, улыбки актрис, оглушительные аплодисменты, щедрые гонорары, аншлаги, рецензии, шампанское...
На самом деле всё было чуть прозаичнее. Сергей Найдёнов родился в казанской купеческой семье, но всегда увлекался театром - окончил драматическое отделение филармонического училища, служил актёром в провинции на вторых ролях. В 1900 году по просьбе актёра Орленева занимался инсценированием "Братьев Карамазовых" Достоевского. Пьесу "Дети Ванюшина", написанную в 1901 году, он написал, будучи уже 33-летним, окончательно перебравшись в Москву, имея за спиной несколько напечатанных стихов и даже опубликованный роман, оставшийся, впрочем, незамеченным. Премьера её состоялась сразу в двух столицах: 10 декабря в Санкт-Петербурге, 14 декабря в Москве, в частном театре Ф. Корша. И лишь через два года состоялось присуждение премии им. А. Грибоедова...
Скромный и серьёзный Найдёнов не закружился в вихре удовольствий. Он не любил шум и треск рекламы, был далёк от мысли "стать знаменитостью", и воспринял свой первый триумф как аванс, улыбку Фортуны. Вся театральная Россия ставила "Детей Ванюшина", но Найдёнов не почивал на лаврах, а работал дальше - упорно, добросовестно, желая добиться не славы, а прочного, достойного, заслуженного успеха.
Перу этого талантливого драматурга принадлежит 11 пьес. Найдёнова называли самым ярким из "наследников" традиции Островского, восхищались силой его художественного осмысления действительности (в частности, мещанства и купечества); сочностью его литературного языка, внимательностью к деталям... Начиная путь с такой творческой удачи, как "Дети Ванюшина", обладая всеми качествами неординарного художника, он вправе был рассчитывать на блестящую карьеру.
Хроника распада
Действие пьесы "Дети Ванюшина" происходит в зажиточной купеческой семье. Внешне здесь строго соблюдается патриархальный бытовой уклад: чтят старинные обычаи, следят за тем, чтобы дети воспитывались в почтении к старшим... Но на поверку оказывается, что всё это прогнило насквозь, и лишь прикрывает атмосферу тотальной лжи, ханжества, лицемерия и разврата. Строго следуя внешним ритуалам, дети старого купца Ванюшина научились изощряться в обмане, душевно истощились и разложились.
Автор прослеживает этот процесс на судьбах всей детей Ванюшина, от старшего Константина до младших - девочек-подростков Кати и Аня, которые ещё учатся в гимназии. Деградация коснулась всех, и особенно видна на примере гимназиста Алёши, который пьянствует, распутничает и ворует. Трагическое открытие старика Ванюшина в том, что он неожиданно понимает - своей системой надзора и страха он сам подтолкнул своих детей к моральному падению. Осознав свою вину, он пытается изменить ситуацию в доме, но уже поздно. Ванюшин совершает самоубийство...
Картина духовного перерождения старого купца, внутренний перелом в его психике справедливо считается одним из выдающихся достижений русской драматургии. Дело ведь не в личных свойствах персонажа, а в тех социальных противоречиях, которые описывает автор. Правда, советское театроведение отказывало Найдёнову в "глубине постижения социального устройства", противопоставляя ему Горького. Но разница между этими двумя драматургами не столько в "глубине", сколько в разности художественного метода. Найдёнов - последовательный натуралист, и мы сегодня можем употреблять этот термин без отрицательных коннотаций. К тому же, мотив распада купеческого дома и самоубийство отца был автобиографическим: сложно упрекать автора в недостаточных "социальных обобщениях", когда речь шла о его собственных семейных переживаниях.
"Авдотьина жизнь"
После премьеры в Театре Корша Сергей Найдёнов проснулся, говоря нынешним языком, суперзвездой отечественной драматургии. А через три года его же пьеса "Авдотьина жизнь", поставленная в театре В. Ф. Комиссаржевской, вызывает шквал карикатур и насмешек. Исследователь С. Биневич утверждает, что спектакль 1904 года собрал рекордное количество листов сатирической графики. Например, на карикатуре "Нашего времени" директриса крепко зажала под мышкой папку с текстом и не даёт её провинциальным антрепренёрам: "Никому не позволю ставить!" Намёк был на Веру Фёдоровну, которая исполняла главную роль, и потребовала монопольных прав на владение пьесы, предполагая взять эту роль на гастроли. Критики сочли чрезмерным и необъяснимым такое пристрастие Комиссаржевской к неудачной, по их мнению, пьесе - они подозревали великую актрису в том, что с этим сюжетом у неё связано что-то глубоко личное...
По сюжету, героиня (та самая Авдотья) стремится вырваться из мещанского быта с элементами домостроя, бросает семью, но быстро капитулирует, поняв, что "на воле то же самое". Возвращается домой, берёт веник и идёт в баню. Последнее обстоятельство особенно развеселило публику.
На карикатуре "Театра и искусства" две супружеские пары возвращаются из бани, а на вениках надпись: "Недописанный эпилог". В "Стрелах" опять-таки супруги отправляются мыться под лозунгом "Все дороги ведут в баню!" Таким образом, рисуя безнадёжную пессимистическую картину провинциальной обывательской жизни, Найдёнов неожиданно добился комического эффекта. "Всем нам суждено погибнуть во мраке и болотной гнили, - иронизировал И. Лузии, - Или... идти париться в баню!"
"№13" и другие
Чуть раньше, в 1903 году, одна за другой появились три пьесы Найдёнова: "Номер тринадцатый" и "Богатый человек", сразу поставленные в Театре Корша, а также "Блудный сын" ("Кто он?") принятый к постановке Московским Художественным театром.
Премьера "Номера тринадцатого" состоялась также в театре В. Ф. Комиссаржевской. Пьеса показалась зрителям мрачной и страшной, но благодаря исполнительскому мастерству Комиссаржевской и Самойлова, "истинно глубокой драмой". Два одиноких и бесприютных человека, Екатерина Ивановна и бухгалтер Фёдоров, чувствуют влечение друг к другу, но не могут найти путей к сближению. Екатерина Ивановна, первой проявляя инициативу, является с визитом к мужчине - он выгоняет её. Она возвращается, он уже готов принять её - но на этот раз уходит она, бросая "Жутко жить!" - и исчезая во мраке ночи.
О миллионере Купоросове ("Богатый человек") говорят: "Какое самодовольство!.. Он уверен, что он гениальный певец, музыкант, замечательный коммерсант, культурный человек..." И это оказывается правдой: все благотворительные "проекты", вечера с подчинёнными, разговоры об искусстве и салонные чтения Купоросов затевает лишь с целью понравиться женщине. Когда же она отвергает его притязания, он мстит, руководствуясь логикой уже не "культурного", а "богатого" человека... "Блудный сын" ("Кто он?") в Художественном театре избежал провала, но и достижением не стал, несмотря на старания Немировича-Данченко, возлагавшего на драмы Найдёнова большие надежды.
Качалов должен был воплотить смутно набросанную, нарочито неясную фигуру Максима Коптева — то ли изверившегося в себе революционера, то ли просто мота и неудачника, “человека без положения”, через силу, поневоле возвращающегося из странствий домой.(...) Может быть, беда была в том, что в гражданскую сторону спектакль слишком потянули (...) но артисты были холодны... (Из статьи Соловьёвой И.Н. "Сергей Александрович Найдёнов")
Та же участь постигла и пьесу "Стены", за которую очень ратовал Немирович-Данченко. Больше Найдёнов в Художественный театр пьес не отдавал, довольствуясь другими контрактами.
В 1909 году по слабости здоровья (туберкулёз лёгких) Сергей Найдёнов был вынужден уехать в Ялту, где и прожил до самой смерти. Оставалось ему жить 13 лет. По тем временам, если учесть, что чахотка была неизлечима - не так уж мало. Но написать пьесу, которая осталась бы в истории наравне с "Детьми Ванюшина", драматург не успел. Правда, работал много, вёл переписку с Горьким, пытался создавать новые произведения. До революции им были написаны в Крыму пьесы "Работница", "Роман тёти Ани" и "Жертва нашего времени". Особенный интерес представляет первая, так как она, по некоторым сведениям, была основана на реальных событиях, и посвящена судьбе незаурядной женщины-врача Софьи Захаровны Кашинской.
«Теряюсь... Чувствую, что не могу охватить драмой жизни моих современников, людей начала 20 в. Бессилен осветить... эту драму крушения всего старого и необходимость строить новую жизнь России» - писал он в дневнике в 1921 году.
Советская власть отнеслась к Найдёнову уважительно, выдала охранную грамоту о покровительстве. Последняя пьеса драматурга "Неугасимый свет" (1922) была посвящена революционным событиям в России. От "натуралистического бытописательства", в котором все упрекали Найдёнова, он перешёл к религиозно-мистической манере, но такого триумфа, какой выпал на долю "Детей Ванюшина", достичь уже было не суждено...