Найти тему
Новый драматический театр

Взлёты и падения Сергея Найдёнова

Оглавление

"В двадцать четыре часа безвестный молодой человек, ничего до этого не писавший и ещё ни разу не печатавшийся, сделался знаменитостью", - писал современник о драматургическом дебюте Сергея Александровича Найдёнова (Алексеева), автора невероятно популярной в начале 20 века пьесы "Дети Ванюшина" (1901).

Сергей Найдёнов (1869-1922)
Сергей Найдёнов (1869-1922)

Действительно, взлёт был сказочно стремительным. По легенде, одним пасмурным московским утром скромный молодой приказчик магазина готового платья Найдёнов по пути на службу развернул газету... и прочёл, что ему присуждена Грибоедовская премия за пьесу, которую он отправлял на конкурс, особо даже не надеясь на успех. Прочитав заметку, Найдёнов ни разу не пришёл больше в магазин на Тверской - ни в тот день, ни позже. У него началась другая жизнь, жизнь премированного и признанного драматурга: просьбы директоров о постановках, улыбки актрис, оглушительные аплодисменты, щедрые гонорары, аншлаги, рецензии, шампанское...

На самом деле всё было чуть прозаичнее. Сергей Найдёнов родился в казанской купеческой семье, но всегда увлекался театром - окончил драматическое отделение филармонического училища, служил актёром в провинции на вторых ролях. В 1900 году по просьбе актёра Орленева занимался инсценированием "Братьев Карамазовых" Достоевского. Пьесу "Дети Ванюшина", написанную в 1901 году, он написал, будучи уже 33-летним, окончательно перебравшись в Москву, имея за спиной несколько напечатанных стихов и даже опубликованный роман, оставшийся, впрочем, незамеченным. Премьера её состоялась сразу в двух столицах: 10 декабря в Санкт-Петербурге, 14 декабря в Москве, в частном театре Ф. Корша. И лишь через два года состоялось присуждение премии им. А. Грибоедова...

Скромный и серьёзный Найдёнов не закружился в вихре удовольствий. Он не любил шум и треск рекламы, был далёк от мысли "стать знаменитостью", и воспринял свой первый триумф как аванс, улыбку Фортуны. Вся театральная Россия ставила "Детей Ванюшина", но Найдёнов не почивал на лаврах, а работал дальше - упорно, добросовестно, желая добиться не славы, а прочного, достойного, заслуженного успеха.

Перу этого талантливого драматурга принадлежит 11 пьес. Найдёнова называли самым ярким из "наследников" традиции Островского, восхищались силой его художественного осмысления действительности (в частности, мещанства и купечества); сочностью его литературного языка, внимательностью к деталям... Начиная путь с такой творческой удачи, как "Дети Ванюшина", обладая всеми качествами неординарного художника, он вправе был рассчитывать на блестящую карьеру.

Хроника распада

Действие пьесы "Дети Ванюшина" происходит в зажиточной купеческой семье. Внешне здесь строго соблюдается патриархальный бытовой уклад: чтят старинные обычаи, следят за тем, чтобы дети воспитывались в почтении к старшим... Но на поверку оказывается, что всё это прогнило насквозь, и лишь прикрывает атмосферу тотальной лжи, ханжества, лицемерия и разврата. Строго следуя внешним ритуалам, дети старого купца Ванюшина научились изощряться в обмане, душевно истощились и разложились.

Сцена из спектакля "Дети Ванюшина" в Театре Ф. Корша
Сцена из спектакля "Дети Ванюшина" в Театре Ф. Корша

Автор прослеживает этот процесс на судьбах всей детей Ванюшина, от старшего Константина до младших - девочек-подростков Кати и Аня, которые ещё учатся в гимназии. Деградация коснулась всех, и особенно видна на примере гимназиста Алёши, который пьянствует, распутничает и ворует. Трагическое открытие старика Ванюшина в том, что он неожиданно понимает - своей системой надзора и страха он сам подтолкнул своих детей к моральному падению. Осознав свою вину, он пытается изменить ситуацию в доме, но уже поздно. Ванюшин совершает самоубийство...

Картина духовного перерождения старого купца, внутренний перелом в его психике справедливо считается одним из выдающихся достижений русской драматургии. Дело ведь не в личных свойствах персонажа, а в тех социальных противоречиях, которые описывает автор. Правда, советское театроведение отказывало Найдёнову в "глубине постижения социального устройства", противопоставляя ему Горького. Но разница между этими двумя драматургами не столько в "глубине", сколько в разности художественного метода. Найдёнов - последовательный натуралист, и мы сегодня можем употреблять этот термин без отрицательных коннотаций. К тому же, мотив распада купеческого дома и самоубийство отца был автобиографическим: сложно упрекать автора в недостаточных "социальных обобщениях", когда речь шла о его собственных семейных переживаниях.

Фотооткрытка "Дети Ванюшина" в Театре Ф. Корша
Фотооткрытка "Дети Ванюшина" в Театре Ф. Корша

"Авдотьина жизнь"

После премьеры в Театре Корша Сергей Найдёнов проснулся, говоря нынешним языком, суперзвездой отечественной драматургии. А через три года его же пьеса "Авдотьина жизнь", поставленная в театре В. Ф. Комиссаржевской, вызывает шквал карикатур и насмешек. Исследователь С. Биневич утверждает, что спектакль 1904 года собрал рекордное количество листов сатирической графики. Например, на карикатуре "Нашего времени" директриса крепко зажала под мышкой папку с текстом и не даёт её провинциальным антрепренёрам: "Никому не позволю ставить!" Намёк был на Веру Фёдоровну, которая исполняла главную роль, и потребовала монопольных прав на владение пьесы, предполагая взять эту роль на гастроли. Критики сочли чрезмерным и необъяснимым такое пристрастие Комиссаржевской к неудачной, по их мнению, пьесе - они подозревали великую актрису в том, что с этим сюжетом у неё связано что-то глубоко личное...

По сюжету, героиня (та самая Авдотья) стремится вырваться из мещанского быта с элементами домостроя, бросает семью, но быстро капитулирует, поняв, что "на воле то же самое". Возвращается домой, берёт веник и идёт в баню. Последнее обстоятельство особенно развеселило публику.

На карикатуре "Театра и искусства" две супружеские пары возвращаются из бани, а на вениках надпись: "Недописанный эпилог". В "Стрелах" опять-таки супруги отправляются мыться под лозунгом "Все дороги ведут в баню!" Таким образом, рисуя безнадёжную пессимистическую картину провинциальной обывательской жизни, Найдёнов неожиданно добился комического эффекта. "Всем нам суждено погибнуть во мраке и болотной гнили, - иронизировал И. Лузии, - Или... идти париться в баню!"

"№13" и другие

Чуть раньше, в 1903 году, одна за другой появились три пьесы Найдёнова: "Номер тринадцатый" и "Богатый человек", сразу поставленные в Театре Корша, а также "Блудный сын" ("Кто он?") принятый к постановке Московским Художественным театром.

Премьера "Номера тринадцатого" состоялась также в театре В. Ф. Комиссаржевской. Пьеса показалась зрителям мрачной и страшной, но благодаря исполнительскому мастерству Комиссаржевской и Самойлова, "истинно глубокой драмой". Два одиноких и бесприютных человека, Екатерина Ивановна и бухгалтер Фёдоров, чувствуют влечение друг к другу, но не могут найти путей к сближению. Екатерина Ивановна, первой проявляя инициативу, является с визитом к мужчине - он выгоняет её. Она возвращается, он уже готов принять её - но на этот раз уходит она, бросая "Жутко жить!" - и исчезая во мраке ночи.

О миллионере Купоросове ("Богатый человек") говорят: "Какое самодовольство!.. Он уверен, что он гениальный певец, музыкант, замечательный коммерсант, культурный человек..." И это оказывается правдой: все благотворительные "проекты", вечера с подчинёнными, разговоры об искусстве и салонные чтения Купоросов затевает лишь с целью понравиться женщине. Когда же она отвергает его притязания, он мстит, руководствуясь логикой уже не "культурного", а "богатого" человека... "Блудный сын" ("Кто он?") в Художественном театре избежал провала, но и достижением не стал, несмотря на старания Немировича-Данченко, возлагавшего на драмы Найдёнова большие надежды.

Качалов должен был воплотить смутно набросанную, нарочито неясную фигуру Максима Коптева — то ли изверившегося в себе революционера, то ли просто мота и неудачника, “человека без положения”, через силу, поневоле возвращающегося из странствий домой.(...) Может быть, беда была в том, что в гражданскую сторону спектакль слишком потянули (...) но артисты были холодны... (Из статьи Соловьёвой И.Н. "Сергей Александрович Найдёнов")

Та же участь постигла и пьесу "Стены", за которую очень ратовал Немирович-Данченко. Больше Найдёнов в Художественный театр пьес не отдавал, довольствуясь другими контрактами.

В 1909 году по слабости здоровья (туберкулёз лёгких) Сергей Найдёнов был вынужден уехать в Ялту, где и прожил до самой смерти. Оставалось ему жить 13 лет. По тем временам, если учесть, что чахотка была неизлечима - не так уж мало. Но написать пьесу, которая осталась бы в истории наравне с "Детьми Ванюшина", драматург не успел. Правда, работал много, вёл переписку с Горьким, пытался создавать новые произведения. До революции им были написаны в Крыму пьесы "Работница", "Роман тёти Ани" и "Жертва нашего времени". Особенный интерес представляет первая, так как она, по некоторым сведениям, была основана на реальных событиях, и посвящена судьбе незаурядной женщины-врача Софьи Захаровны Кашинской.

«Теряюсь... Чувствую, что не могу охватить драмой жизни моих современников, людей начала 20 в. Бессилен осветить... эту драму крушения всего старого и необходимость строить новую жизнь России» - писал он в дневнике в 1921 году.

Советская власть отнеслась к Найдёнову уважительно, выдала охранную грамоту о покровительстве. Последняя пьеса драматурга "Неугасимый свет" (1922) была посвящена революционным событиям в России. От "натуралистического бытописательства", в котором все упрекали Найдёнова, он перешёл к религиозно-мистической манере, но такого триумфа, какой выпал на долю "Детей Ванюшина", достичь уже было не суждено...