Найти в Дзене

Из Воронежской глубинки - к большой сцене. Эксклюзивное интервью с солистом фолк-группы "Ярилов зной" Александром Щербаковым

Фото из архива Александра Щербакова
Фото из архива Александра Щербакова

Александр Щербаков – музыкант, певец, композитор и автор песен. Родился в селе Ольхов Лог Каменского района Воронежской области. С детства увлекался музыкой, после школы поступил в Россошанский педагогический колледж. Спустя два года учебы перевелся в Воронежское областное училище культуры на отделение «Дирижер оркестра русских народных инструментов». Через несколько лет окончил Московский государственный институт культуры по специальности «Режиссер массовых представлений». Почти 7 лет проработал в Государственном академическом русском народном хоре имени М.Е. Пятницкого, параллельно занимаясь собственным проектом – фолк-группой «Ярилов зной». Сейчас «Ярилов зной» – популярный российский коллектив музыкантов-единомышленников, талантливо сочетающих в своем творчестве традиционный фольклор с жанрами поп - и рок – музыки, великолепный вокал с оригинальным звучанием народных инструментов в современных аранжировках. Группа активно занимается творчеством, гастролирует, принимает участие во многих фестивалях и праздниках традиционной народной культуры по всей России.

- Александр, когда вы поняли, что традиционная народная музыка – это то, чем вы хотитезаниматься?

- С детства я был окружен народной музыкой. Помню, как по вечерам на другом конце села бабушки пели русские народные песни. Оба моих деда были творческими натурами, дед Николай по линии отца пел частушки, играл на балалайке и мандолине, дед Иван по материнской линии играл на гитаре и любил петь, мама играла в народном оркестре на бас-гитаре, отец писал стихи. В школе я ходил в музыкальный кружок, преподавателем в котором был деревенский гармонист-самородок, самоучка Василий Васильевич Клешнёв, он учил нас играть на гармошке. Потом в Каменской музыкальной школе стал учиться играть на баяне. После учебы в Воронежском областном училище культуры несколько лет был руководителем и аккомпаниатором вокального ансамбля в Россоши. Позже уже в Москве, работая на железной дороге, начал писать песни и создал ансамбль, с которым выступал на всех праздниках на предприятии. Так что с самого детства я погружен в народную культуру. А вот осознал своим делом и почувствовал, что хочу заниматься музыкой профессионально около 9-10 лет назад, когда попал в Государственный академический русский народный хор имени М.Е. Пятницкого. С удовольствием проработал в хоре шесть лет, но желание создать свой коллектив меня не покидало, так появилась группа «Ярилов зной». Видимо, что предначертано нам свыше, тому и суждено быть.

– Мне хорошо запомнились ваши слова на юбилейном концерте фольклорного ансамбля «Радовесь» в 2018 году о том, как вы с музыкантами «пытаетесь экспериментировать с фольклором, стараетесь оживить его, придать современное звучание для того, чтобы в залах на концертах было больше молодежи». Сегодня, спустя время вы также вдохновлены этой идеей?

- Поменялась ли у меня за это время ситуация в голове? Нет, я по-прежнему живу с мыслями о важности традиционных ценностей, традиционной семьи, культурного образования и их популяризации среди детей и молодежи. Просто в моем случае инструментом для этого выступает русская песня, которая хранит в себе мудрость поколений, культурные традиции нашего народа, проникает в самую душу и заставляет сердца биться чаще. Сейчас, как и тогда, я озабочен возрождением традиционных ценностей и убежден, что здесь нужен комплексный подход. Начать следовало бы с образования в школах, ввести в обязательную программу обучения предмет по традиционной народной культуре, на уроках которого дети изучали бы как традиции родного края, так и всей России с самых истоков до сегодняшнего дня. Вот тогда у подрастающего поколения появится ощущение себя частью великой русской культуры. Второй не менее важный фактор – пропаганда народного творчества на телевидении, радио и популярных на сегодня информационных площадках соцсетей.Важно этим заниматься, не оставлять без внимания. Именно с такой целью я пошел участвовать в шоу «Ну-ка, все вместе!» телеканала Россия 1, чтобы больше людей узнали мою музыку и транслируемые мной ценности.

Фото из архива Александра Щербакова
Фото из архива Александра Щербакова

- Находясь внутри определенного сообщества, порой бывает сложно оценить ситуацию во вне, тем не менее, спрошу: видите ли вы запрос у современного поколения 30+ на ценности самобытной народной культуры и потребность в приверженности к русским традициям?

- Запрос есть определенно. Сужу по людям, которые впервые приходят на наши концерты, по их реакции, по тому отклику, который мы получаем. Народное искусство – это же не просто песенки и потешки. На самом деле это все то, что делает нас великим русским народом. Важно, что мы транслируем молодежи, как и чему мы их учим. Сейчас народная культура в основном держится на альтруистах. Народников, которые живут своим творчеством, дарят его людям, развивают и пропагандируют традиционную народную культуру, их очень малый процент. Конечно, существует множество тематических творческих фестивалей, но хотелось бы, чтобы были запущенны долгоиграющие проекты с образовательной и просветительской миссией в первую очередь для нашей молодежи.

- Группа «Ярилов зной» имеет свою историю и претерпела некоторые трансформации на своем творческом пути. Расскажите о составе коллектива сегодня, кто ваши музыканты?

- Да, действительно за московскую историю группы сменилось три-четыре состава. Дольше всех мы работаем с клавишником Александром Чернавским, мы вместе уже очень давно, нашлись с ним по объявлению в музыкальном чате. Сначала, когда всё начиналось в Москве – это не приносило дохода, музыканты не были достаточно мотивированы, хотели работали, хотели нет. Сейчас у меня очень сильный состав, которым я доволен и как людьми, и как профессионалами. Баянист Александр Иванович Шевляков, самый старший в команде, ему 63 года – профессионал с большой буквы, играл в составе музыкантов у Ирины Аллегровой, Валерия Леонтьева, Юрия Антонова, Надежды Чепраги, работал за рубежом. Гитарист Константин Ковачев – легендарный гитарист, 14 лет работал с группой «Калинов мост», сделал для нашего коллектива несколько аранжировок. Бас-гитарист Виктор Крестьянинов еще достаточно молодой, у него нет такого бэкграунда, барабанщик Александр Смотров. Все живые, все артисты и не боятся никакого уровня сцены. У нас есть взаимопонимание, работаем дружно и слажено.

- Предыдущий 2020 год был непростым для всех. Отразилась ли каким-то образом ситуация с пандемией, самоизоляция и отсутствие привычной концертной деятельности на группе?

Фото из архива Александра Щербакова
Фото из архива Александра Щербакова

- За 2020 год нам удалось дать пару онлайн-концертов на коммерческой основе. Записали новую концертную программу, получился качественный видеоматериал, который потом транслировался на телеканале «Жар-птица». Ребята писали аранжировки и продолжали свою преподавательскую деятельность. Мы записали новые достойные песни, уже полюбившиеся нашим слушателям «За любовь, за веру» и «Степь».

- Александр, какие творческие планы и задачи вы ставите перед собой на данном этапе?

- Всё наше творчество, направлено на то, чтобы соединив традиционные народные мотивы с современной подачей, сделать эту музыку популярной. Я пою много авторских песен, но мелодии, которые в них присутствуют народные. Мы с группой и дальше продолжим экспериментировать с фольклором, будем развиваться в этом направлении. С аутентичным фольклорным звучанием нужно быть аккуратным, ведь его можно убить просто мановением руки и нарушить тонкую душу русской песни. Очень хочется, чтобы современное поколение школьников, подростков, студентов слушали традиционную музыку, потому что это прямая связь с нашими предками, корнями, родиной.

Беседовала Майя Ромашова