На Первом канале идет показ восьмисерийного байопика «Вертинский», снятого Авдотьей Смирновой. Сериал уже прошел онлайн, а теперь добрался до телезрителей в слегка цензурированном виде под возрастной маркировкой 12+. Впрочем, ничего важного при этом не потерял. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о громкой премьера года.
В 1915 году, в Москве, еще никому неизвестный 25-летний Саша Вертинский натурщиком в художественном училище зарабатывает себе и друзьям на кокаин, вино и девочек. Что поделать – в России стоит Серебряный век и творческая молодежь живет полунищей, но веселой и свободной жизнью богемы. Шурик грезит о сцене и славе, но читает еврейские анекдоты за порцию борща с котлетами, пока трагическая смерть сестры не становится стимулом к рождению его сценического образа. Исполнение песни «Кокаинетка» в костюме Пьеро приносит Вертинскому первый успех. Насладиться им мешает Первая мировая война. Череда случайностей швыряет героя из богемной Москвы в санитарный поезд с ранеными, из охваченной «белым террором» Одессы в Константинополь, оттуда – на борт контрабандистского суденышка, из румынской тюрьмы – в сытый Париж. Жизнь Вертинского полна драмы, роковых встреч, карьерных взлетов и крутых поворотов. Но вот это умение не махать крыльями против ветра, а принимать все предложения судьбы, становясь любимчиком хоть блатной, хоть элитной публики, уводит Вертинского и от шальной пули, и от голодной смерти, и вознаграждает невероятным везением и личным счастьем.
Первая сцена сериала начинается с крупного плана ягодиц Саши Вертинского, как бы сообщая, что можно ждать от картины всего, что угодно, но только не пафоса и морализаторства. И правда, весь сериал потом придется держаться на грани между улыбкой и слезами, так виртуозно Смирнова будет уходить от трагической мины к практически мемам («Сучечки мои» – умилительно говорит Вертинский, глядя, как красавица Раля любовно гладит французского бульдога). Режиссеру удалось рассказать эту историю длиной в 37 лет легко, с иронией, со вкусом и с любовью. Она позаботилась не только о том, чтобы личность Вертинского и его жизненный путь открылись зрителям наиболее полно, но и чтобы на поверхности оказалась важная мысль, ради которой, возможно, это и было снято.
Это мысль о том, что доброта, милосердие, открытость для жизни, легкий нрав даже в самые темные и смутные времена помогают выжить, сохранить достоинство, остаться верным самому себе и не оказаться перемолотой пылью в жерновах эпохи. Зачастую биографические сериалы смещают фокус с личности на исторический фон, который определяет жизнь человека, делает его жертвой времени или, наоборот, героем, переломившем ход истории. В байопике же Смирновой нет попытки показать эпоху первым планом, в нем эпоха и человек едины, а акцент направлен на героя, которого подхватил и закрутил вихрь жизни. А доброта Вертинского, его беспечность, оптимизм, находчивость и способность тонко чувствовать разницу между хорошим и плохим вели его вперед. Но это не значит, что время показано условно и фоном. Нет, в фильме достаточно сильных сцен, которые точно передают и ужасы войны, и хаос революции, и тоску эмиграции. Просто режиссер не впадает в пафос и говорит о серьезном без патетики.
Можно представить, как же сложно было добиться этой легкости изложения, чтобы у зрителя не возникало ни сомнений, ни противоречий. На это работает все: от структуры сериала, разделенного на восемь жизненных вех и посвященных главным шлягерам Вертинского, до диалогов человеческим, а не книжным языком. И то, как герой голодными глазами смотрит на каштаны, и с какой едкой иронией расстается с Верой Холодной, могут вызывать эмоции гораздо сильнее, чем заламывание рук и трагический саундтрек.
Большая заслуга в том, что сериал получился, в мастерстве актеров. В «Вертинском» даже второстепенные, даже эпизодические роли исполняют хорошие артисты. В кадре собрались главные российские таланты во главе с Алексеем Филимонов: Анна Михалкова, Виктория Исакова, Паулина Андреева, Алена Бабенко, Степан Девонин, Павел Чинарев, Александр Устюгов, Ксения Раппопорт, Геннадий Смирнов, Федор Лавров, Сергей Рост. Актеру Алексею Филимонову удалось создать образ Вертинского, который выдерживает возможные порицания публики. Зритель прощает его герою безответственную жизнь 25-летнего бездельника и остается на его стороне даже когда он, по сути, подсаживает любимую сестру на кокаин. Его бесконечные романы и интрижки, и всякого рода шалости кажутся просто невинными слабостями перед бесконечной добротой, обаянием и готовностью готовность отдать последнюю рубашку тем, кому она нужнее.
А есть ли за что поругать «Вертинского»? Вот Ксения Собчак попробовала придраться к слишком зеленой капусте и натертым до воскового блеска яблокам в кадре. Но все претензии кажутся очень мелкими на фоне красивого, талантливо снятого и хорошо сыгранного фильма.