В Волгограде участились жалобы жителей на захват их домов чужими управляющими компаниями. Происходит он без штурма и длительной осады. Наоборот, очень тихо. Настолько, что никто ничего не слышит. А потом в платежных документах вдруг стоят реквизиты другой организации.
- Проблема заключается в том, что наша управляющая компания “Рассвет” получила дома без выбора жильцов. Протокол собрания жильцов был подписан задним числом. Мы обращались в жилинспекцию, администрацию, прокуратуру. С прокуратурой вели переписку в течение двух лет. Последний ответ гласил, что почерковедческую экспертизу провести не могут, потому что протокол не был предоставлен в установленные сроки. Мы инициировали выбор другой управляющей компании, - рассказывает собственница квартиры в доме на улице Еременко Людмила Шевцова.
Но отдавать дом из управления нынешняя компания не спешит. При этом у граждан есть претензии и к собственно хозяйственной деятельности. По их словам, ни разу не было косметического ремонта на лестничной площадке. У жильцов возникают вопросы, куда уходят их деньги.
- Директор нам говорит, что мы можем никуда не рыпаться: у нее все схвачено. И все эти отписки наталкивают нас на мысль, что у нее есть такая негласная поддержка, - возмущен волгоградец Алексей Ильченко.
Похожую историю рассказывают и жители улицы Байдакова. В августе возникли проблемы с водоснабжением, обратились в свою УК “Ренессанс”. И так выяснили, что их уже обслуживает фирма “Омега”. Но тут любопытна позиция прежней организации. У жильцов нет понимания, почему она, как говорится, сдалась без боя. Или отошла в сторону за вознаграждение? Им просто ничего не ответили в “Ренессансе”, не показали протокол общего собрания. В жилнадзоре заявили, что им предоставили такой документ от 10 июля. По качеству обслуживания у горожан тоже есть нарекания, стало хуже, чем было при предшествующей УК.
Заглянем на улицу Таращанцев и увидим знакомую схему.
- Сначала у нас была компания “Гала Парк”, она находится в процессе банкротства. А с мая в платежках появилась “Парадигма”. В администрации района нам сказали, что такое решение приняло собрание собственников, - говорит председатель совета дома №56 Анна Черковская. - В протоколе все подписи поддельные. Областная жилинспекция направила наше обращение в городскую, а та посчитала, что все нормально. Тогда я подала в суд. 21 декабря будет слушание.
И похожая картина в разных районах. Старшие по дому опрашивают соседей - никто не участвовал в тайных голосованиях. А на бумаге - полная явка.
- Оказывается, 1 января весь наш поселок, а это 21 дом и полторы тысячи человек, пришел на собрание и проголосовал. Явились даже те, кто десять лет назад умер. Подписи поставили и дети, и прописанные здесь, но живущие и работающие в Москве, Ростове и Краснодаре, - усмехается Инна Мажаровская из поселка Аэропорт.
На запрос в ГЖИ ответили, что да, жалобы жителей на фальсификации поступают. В течение семи дней инспекторы перенаправляют эту информацию в полиции. В 2021 году переслали 603 обращения.
- Если собственники располагают сведениями о фальсификации официальных документов, инспекция рекомендует обращаться в органы полиции с соответствующим заявлением для проведения процессуальной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Собственники многоквартирных домов вправе самостоятельно обратиться в суд для признания решения общего собрания недействительным, - добавили в Инспекции госжилнадзора.
В 2021 году в качестве третьей стороны этот орган все-таки участвовал в 99 судебных спорах о признании протоколов недействительными.
- Есть много обращений о подделке протоколов общих собраний. У нас возбуждено уже более 40 уголовных дел. Прокуроры самостоятельно обращаются в суд с исковыми заявлениями о признании незаконными якобы состоявшихся общих собраний жильцов и исключении из реестра таких управляющих компаний. Мы разработали алгоритм проверки протоколов, чтобы выяснить, фальсифицированы они или нет. Я думаю, это позволит нам поставить барьер перед нарушителями. Насколько мне известно, резко снизилось количество обращений УК в жилищную инспекцию о передаче им домов. Я связываю это с нашей работой. А в перспективе эти факты мы полностью устраним, - прокомментировал заместитель прокурора Волгоградской области Владимир Мосин.