Найти тему
Изучаю людей

Он все понимает - но до сих пор в памперсе

Мам, я хочу есть!

Ну мы же уже ужинали, а сейчас надо спать! 

Но я хочу есть!

Все уже устали и хотят спать...

Но я хочу есть!! Ааааа!!!

А также пить, писать, и прочие варианты. Вы правда думаете, что эта история - про голод?

Дневной сон - тоже история веселая. Нет конца сообщениям в родительских группах - моего ребенка в садике заставляют спать днём! А он с двух лет днём не спит уже! Пусть дадут ему карандаши и он тихонько рисует! 

Дорогие родители, вы правда думаете, что трехлетний ребенок будет два часа не издавать ни звука и никому не мешать? И что он, находясь в одиночестве в группе (а специального человека в штате для присмотра за неспящими - нет), будет в безопасности? И, самое главное, вы правда думаете что он один уникальный, и остальные дети не проникнутся столь светлой идеей?

Очень часто, слишком часто ко мне на консультации приходят нормальные дети. Абсолютно нормальные, но неговорящие дети 3,5 - 4 лет. Что я имею в виду под словом "абсолютно нормальные" - это значит, что там нет неврологии, нет психиатрии, нет органики. Это не аутизм, не детская шизофрения. Эти дети понимают речь, у них нет специфических проблем с поведением и социализацией. Но, тем не менее, любой специалист в области коррекции уже вынужден на такого ребенка диагноз таки навесить - и это будет довольно серьезный диагноз, который звучит как общее недоразвитие речи, или ОНР. Возможно, моторная алалия. Диагноз серьезный, но это - про речь. Не про психику, не про интеллект пока что. Кроме речи, в остальном ребенок нормален. И тогда у меня возникает вопрос. 

Вот он стоит, нормальный вполне. Тебя слышит, понимает. Почему тогда в памперсе-то в 4 года? С соской - почему? Не одевается сам, по королевски протягивая ножку - почему? Ест пюрированное - почему? Не спит днём? Спит где хочет - с мамой, на полу? Спит когда хочет - до двух ночи гуляет или утром всех будит в пять? Ест, что хочет, часто ограничивая свой рацион исключительно Барни и макаронами?

Где родители во всей этой истории?! Вы так сильно доверяете своему ребенку, позволяя ему рулить своим здоровьем, психикой, распорядком жизни всей семьи, вращающимся вокруг одного единственного маленького человека?! Вы правда верите, что эта история - про здоровую психику? Пока что пострадала - только речь. Будете продолжать в том же духе - ждите большего. 

Когда я озвучиваю план коррекции для такого ребенка, очень многие родители отсеиваются сразу со словами "Нет, нам это не подходит". Почему? Потому что первый пункт этого плана - создание условий для обучения, которые обязательно предполагают ведущую роль взрослого. Ситуация обучения отличается от ситуации просто общения. Просто в быту ребенок может как помыть посуду, так и послать лесом родителя. Да, возможно огрести последствия, ну что ж, его выбор. В ситуации, когда необходимо обучение - а уже есть диагноз, уже необходимо - варианта послать лесом у ребенка нет. Учащий - ведущий. Его инструкция не подлежит дискуссии. 

Какие способы этого достичь? Бывают разные. Самый распространенный - убрать все, с чем обычно взаимодействует ребенок, в поле его зрения, но вне поля доступа. Ты не сам берешь, что хочешь, а я тебе даю. Даю сразу, без условий. Пока. Потом - появятся и условия. Сначала вот это задание - потом вон та игра.

Часто мы ждём вдруг внезапно возникшей спонтанной мотивации ребенка. Четыре года мотивация к речи не возникала, и вдруг возникнет на пятом? Вы правда так думаете? Или вы снова пытаетесь переложить ответственность за развитие ребенка на него же самого? Берите уже на себя родительскую роль! Слушайте своего ребенка, учитывайте его интересы. Но вместе с тем - делайте уже, как считаете нужным для его блага! 

Да, он все равно найдет о чем рассказать своему психотерапевту. Себя в детстве вспомните. Много вы слушали разговоры мамы о разумном, добром, вечном? Да все аргументы для вас моментально теряли свой вес уже просто по факту того, что озвучивала их - мама.

Даже если вы ошибётесь в чем-то - не бойтесь брать на себя родительскую роль. Ну посмотрите на ребенка уже, наконец. Ему четыре! Какой памперс?! Ну да, он привык. Ну да, возмущаться будет. Он не виноват, вы виноваты, вам и разгребать его скандалы. Ну так возьмите на себя уже и эту неприятную обязанность, станьте взрослым наконец. Дали ему привыкнуть за годы - разгребайте теперь.

Какую связь имеют памперс и речь - напрямую никакой. Накривую - я рассказала. Не памперс виноват, а тот факт, что родитель снимает с себя ответственность и возлагает - на ребенка. Ответственность за его здоровье и развитие. А дети - не вывозят. И сигналят проблемами в развитии. 

Что же делать с тем, первым ребенком, который есть хочет вместо того, чтобы спать? Да просто побыть, наконец, эгоистом. Я - легла спать. Хочешь есть - иди ешь, в холодильнике йогурт. Потом зубы почистить не забудь. Не хочешь йогурт, не хочешь идти один - ну, прости, дорогой. Я - легла спать. И готовить, мыть посуду сейчас не подписывалась. Хочешь найти проблему - твое право, ищи ее себе, при чем тут я?

Ищите свою самоценность уже, родители. И прекращайте хороводиться вокруг детки. Ей это вредно.

Автор - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, поведенческий специалист.

Запись на консультацию и занятия здесь

Логопед, дефектолог, АВА, запуск и развитие речи

и здесь

Речевой инклюзивный центр Ольги Мордашовой

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц