Торговле способствовала древняя система кредитования и чеканки монет. Торговцы ссужали друг другу под высокие проценты, в среднем около тридцати шести процентов-хотя это было не выше, чем в Греции и Риме.56 Ростовщики шли на большой риск, взимали соразмерные сборы и были популярны только во время заимствования;“оптовые грабители”, как гласит старая китайская пословица, “открывают банк”57 Старейшая известная валюта страны приняла форму раковин, ножей и шелка; первая металлическая валюта восходит, по крайней мере, к пятому веку до н. э. 58 При династии Цинь золото стало основой государственным стандартом стоимости; но сплав меди и олова служил для более мелких монет и постепенно вытеснил золото.* Когда эксперимент Ву Ти с валютой из серебра, сплавленного с оловом, был сорван фальшивомонетчиками, монеты были заменены кожаными полосками длиной в фут, которые стали приемными родителями бумажных денег. Примерно в 807 году, когда запасы меди, как и современного золота, стали недостаточными по сравнению с растущим изобилием товаров, император Сянь Цзун приказал,чтобы вся медная валюта была депонирована правительством и выпущена в обмен на нее сертификаты о задолженности, получившие название “летающие деньги” от китайцев, которые, похоже, отнеслись к своим финансовым проблемам так же добродушно, как американцы в 1933 году. Эта практика была прекращена после введения чрезвычайного положения; но изобретение печатного станка побудило правительство применить новое искусство для изготовления денег, и около 935 года н. э. полунезависимая провинция Сычуань, а в 970 году национальное правительство в Чанане начало выпуск бумажных денег. Во времена династии Сун лихорадка инфляции печатных станков разрушила многие состояния.59“Императорский Монетный двор, - писал Поло из сокровищницы Хубилая, - находится в городе Камбалук (Пекин); и способ его изготовления таков, что вы могли бы сказать, что он владеет Секретом Алхимии в совершенстве, и вы были бы правы. Ибо он зарабатывает свои деньги таким способом”,—и он продолжал вызывать недоверчивое презрение своих соотечественников, описывая процесс, с помощью которого кора тутового дерева была запрессована в клочки бумаги, принятые народом за эквивалент золота.60 Таковы были источники того потока бумажных денег, который с тех пор попеременно ускорял и угрожал экономической жизни мира.
3. Изобретения и наука
Порох, фейерверки и война—Компас—Бедность промышленного изобретения—География—Математика—Физика—“Фэншуй”—Астрономия—Медицина—Гигиена
Китайцы были более легки в создании изобретений, чем в их использовании. Порох появился под Тан, но был очень разумно ограничен фейерверками; только во времена династии Сун (1161 год н. э.) он был превращен в ручные гранаты и применялся на войне. Арабы знакомились с селитрой, который является основным компонентом пороха—в торговле с Китаем, и ее называли “китайский снег”; они принесли секрет пороха на Запад, сарацины превратили его в военных целях, и Роджер Бэкон, первым из европейцев упомянул об этом, может быть, узнал об этом благодаря изучению арабского фольклора или его знакомство с Центрально-Азиатская путешественник, де Rubruquis.61
Компас гораздо более древний. Если мы можем верить китайским историкам, он был изобретен герцогом Чжоу в царствование императора Чэн Вана (1115-1078 гг. до н. э.), чтобы направлять некоторых иностранных послов обратно на родину; герцог, как нам говорят, подарил посольству пять колесниц, каждая из которых была оснащена“стрелкой, указывающей на юг”62. Очень вероятно, магнитные свойства магнетита были известны древнему Китаю, но его использование ограничивалось ориентированием храмов. Магнитная стрелка была описана в "Сун-шу", историческом труде пятого века нашей эры.Д., и был приписан автором астроному Чан Хенгу (ум. 139 г. н. э.), который, однако, только заново открыл то, что Китай знал раньше. Самое древнее упоминание о том, что стрелка полезна для мореплавателей, встречается в работе начала двенадцатого века, которая приписывает ее использование иностранным—вероятно, арабским—мореплавателям, курсирующим между Суматрой и Кантоном.63 Около 1190 года мы находим первое известное европейское упоминание о компасе в стихотворении Гийо де Провенса.64
Несмотря на вклад компаса и пороха, бумаги и шелка, печати и фарфора, мы не можем говорить о китайцах как о промышленно изобретательном народе. Они были изобретательны в искусстве, создание собственных форм, и, достигнув определенной степени совершенства чувствительной не превзошел в любое другое место или время; но до 1912 они довольствовались древних экономических путей, и, возможно, пророческая презрение трудосберегающих устройств, которые лихорадочно ускорить темпы человеческого труда и выкинуть половину населения из работы в целях обогащения отдыха. Они одними из первых начали использовать уголь в качестве топлива и добывали его в небольших количествах еще в 122 году до н. э. 65;но они не разработали механизмов, облегчающих рабство при добыче полезных ископаемых, и оставили по большей части неисследованными минеральные ресурсы своей почвы. Хотя они знали, как делать стекло, они были довольны тем, что импортировали его с Запада. Они не делали ни часов, ни часов, ни шурупов, а только самые грубые гвозди.66 В течение двух тысяч лет, прошедших между возвышением династии Хань и падением маньчжурии, промышленная жизнь в Китае оставалась в основном такой же, как и в Европе, от Перикла до промышленной революции.
Точно так же Китай предпочитал спокойное и манерное правление традиций и учености захватывающему и тревожному росту науки и плутократии. Из всех великих цивилизаций она была самой бедной по вкладу в материальную технику жизни. Она выпустила отличные учебники по сельскому хозяйству и шелководству за два столетия до Рождества Христова и преуспела в трактатах по географии67.Ее столетний математик Чан Цан (ум. 152 г. до н. э.) оставил после себя работу по алгебре и геометрии, содержащую первое известное упоминание отрицательной величины. Цу Чун-чи рассчитал правильное значение π до шести десятичных знаков, улучшил магнит или “транспортное средство, указывающее на юг”, и смутно записано, что он экспериментировал с самодвижущимся судном.68 Чан Хэн изобрел сейсмограф в 132 году н. э.,* но по большей части китайская физика потерялась в оккультизме шута и метафизике теяна и ониина.† Китайские математики, по-видимому, вывели алгебру из Индии, но разработали геометрию для себя из-за необходимости измерения земли.70 астрономов Конфуция правильно рассчитал время затмений, и заложили основы китайской календарь—двенадцать часов в день, двенадцать месяцев каждая из которых начинается с новолуния; дополнительный месяц был добавлен периодически довести этот лунный календарь в соответствие с временами года и солнцем.71 жизни на Земле жили в гармонии с жизнью на небе; фестивали в году регулируются солнце и Луна; нравственного порядка само общество было основано на регулярность планет и звезд.
Медицина в Китае была характерной смесью эмпирической мудрости и народных суеверий. Она зародилась еще до того, как была записана история, и произвела на свет великих врачей задолго до Гиппократа. Уже в рамках Chous государство проводило ежегодные экзамены для поступления на медицинскую практику и устанавливало заработную плату успешных абитуриентов в соответствии с их результатами в тестах. В четвертом веке до Рождества Христова китайский губернатор приказал провести тщательное вскрытие и анатомическое исследование сорока обезглавленных преступников; но результаты были утеряны в теоретических дискуссиях, и вскрытие прекратилось. Чан Чунг-нин во втором веке написал трактаты по диетологии и лихорадкам, которые оставались стандартными текстами в течение тысячи лет. В третьем веке Хуа То написал книгу об хирургии и сделал операции популярными, изобретя вино, которое производило общую анестезию; это одна из глупостей истории, что формула для смешивания этого напитка была утеряна. Около 300 года нашей эры Ван Шу-Хо написал знаменитый трактат о пульсе.72 К началу шестого века Тао Хун-цзин составил обширное описание 730 лекарств, используемых в китайской медицине; а сто лет спустя Чао Юаньфан написал классическую книгу о болезнях женщин и детей. Медицинские энциклопедии часто издавались в эпоху тан, а специальные монографии-в эпоху Сун.73 При династии Сун был основан медицинский колледж, но большинство медицинских знаний было получено в процессе ученичества. Лекарства были в изобилии и разнообразны; один магазин, три века назад, продавал каждый день на тысячу долларов.74 Диагноз был педантично детализирован; десять тысяч разновидностей лихорадки были описаны и выделены двадцать четыре состояния импульса. Прививка—не вакцинация—использовалась, вероятно, в подражание Индии, при лечении оспы; и ртуть вводили при сифилисе. Эта болезнь, по-видимому, появилась в Китае в последние годы правления династии Мин, одичала среди населения и оставила после себя, конечно, сравнительный иммунитет к ее более серьезным последствиям. Общественная санитария, профилактическая медицина, гигиена и хирургия мало продвинулись в Китае; системы канализации и дренажа были примитивными или почти не существовали;75 и некоторые города не смогли выполнить основные обязанности организованного общества—обеспечить качественную воду и утилизировать отходы.
Мыло было редкой роскошью, но вшей и паразитов было легко достать. Простые китайцы научились чесаться и чесаться с конфуцианской невозмутимостью. Медицинская наука не достигла определенного прогресса от Шихуанди до вдовы; возможно, то же самое можно сказать о европейской медицине между Гиппократом и Пастером. Европейская медицина вторглась в Китай как приложение к христианству; но больные туземцы до нашего времени ограничивали свое применение ею хирургией, а в остальном предпочитали своих собственных врачей и свои древние травы.
IV. РЕЛИГИЯ БЕЗ ЦЕРКВИ
Суеверия и скептицизм—Анимизм—Поклонение Небу—Поклонение Предкам—Конфуцианство—Даосизм—Эликсир бессмертия—Буддизм—Религиозная терпимость и эклектика—Ислам—Христианство—Причины его неудачи в Китае
Китайское общество было построено не на науке, а на странной и уникальной смеси религии, морали и философии. История не знала людей более суеверных и более скептичных; нет людей более преданных благочестию и более рационалистичных и светских; нет нации, столь свободной от клерикального господства, и никого, кроме индусов, столь благословленных и проклятых богами. Как мы объясним эти противоречия, кроме как приписав философам Китая степень влияния, не имеющую аналогов в истории, и в то же время признав в нищете Китая неиссякаемый источник обнадеживающей фантазии?
Религия первобытных жителей мало чем отличалась от веры народов природы в целом: анимистический страх и поклонение духам, скрывающимся где угодно, поэтическое благоговение перед впечатляющими формами и репродуктивными способностями земли и благоговейное поклонение небу, чей бодрящий солнечный свет и оплодотворяющие дожди были частью мистической связи между земной жизнью и тайными силами неба. Ветру и грому, деревьям и горам, драконам и змеям поклонялись; но более великие праздники превыше всего отмечали чудо роста, и весной девушки и юноши танцевали и спаривались в полях, чтобы показать пример плодородия матери-земле. В те дни короли и священники были близкими союзниками, и первые монархи Китая, согласно поучительным рассказам, которые тенденциозные историки приводили о них в последующие годы, были государственными деятелями-святыми, чьи героические деяния всегда предварялись молитвами и которым помогали боги76.
В этой примитивной теологии небо и земля были связаны вместе как две половины великого космического единства, и были связаны во многом как мужчина и женщина, господь и вассал,ян и инь. Порядок небес и нравственное поведение человечества были родственными процессами, частями универсального и необходимого ритма, называемого небесным путем; нравственность, как и закон звезд, была сотрудничеством части с целым. Верховным Богом было само это могущественное небо, этот моральный порядок, эта божественная упорядоченность, которая охватывала как людей, так и вещи, диктуя правильные отношения детей к родителям, жен к мужьям, вассалов к лордам, лордов к императору и императора к Богу. Это была запутанная, но благородная концепция, колеблющаяся между личностью, когда люди молились Тотьену—небу как божеству—и безличностью, когда философы говорили о нем как о справедливом и благотворном, но вряд ли человеческом или личном, сумме всех тех сил, которые правили небом, землей и людьми. Постепенно, по мере развития философии, личная концепция“Небес” была ограничена массами людей, а безличная концепция была принята образованными классами и официальной религией государства.77
Из этих начал выросли два элемента ортодоксальной религии Китая: общенациональное поклонение предкам и конфуцианское поклонение небесам и великим людям. Каждый день усопшим приносили какое—нибудь скромное подношение—обычно пищу-и посылали молитвы их духам; ибо простой крестьянин или рабочий верил, что его родители и другие предки все еще живут в каком-то плохо определенном царстве и могут принести ему удачу или зло. Образованный китаец приносил подобные жертвы, но он рассматривал ритуал не как поклонение, поэтому так же, как и память; для души и расы было полезно, чтобы этих умерших помнили и почитали, ибо тогда древние пути, которым они следовали, также будут почитаться, инновации будут колебаться, и империя будет в мире. В этой религии были некоторые неудобства, поскольку она усеивала Китай огромными неприкосновенными могилами, препятствуя строительству железных дорог и обработке почвы; но для китайского философа это были тривиальные трудности, если их взвесить на весах против политической стабильности и духовной преемственности, которые поклоняются предкам отдал цивилизации. Ибо благодаря этому глубокому институту нация, которая была отрезана от физического и пространственного единства огромными расстояниями и бедностью транспорта, достигла мощного духовного единства во времени; поколения были связаны жесткой сетью традиций, и индивидуальная жизнь получила благородную долю и значение в драме вневременного величия и размаха.
Религия, принятая учеными и государством, была одновременно расширением и сужением этой народной веры. Медленно, с приращением благоговения из века в век, Конфуций был вознесен императорскими указами на второе место после самого Неба; каждая школа воздвигла табличку, каждый город-храм в его честь; и периодически император и чиновники приносили благовония и жертвы его духу или его памяти, как величайшее доброе влияние во всех богатых воспоминаниях расы. Его не было, в понимание разумного, бога; напротив, он служил для многих китайцев заменой бога; те, кто посещал службы в его честь, могли быть агностиками или атеистами, и все же—если они почитали его и своих предков—они были приняты их общинами как набожные и религиозные души. Официально, однако, вера конфуцианцев включала признание Шан-ти, Высшей Правящей Силы мира; и каждый год император приносил церемониальную жертву на Небесном Алтаре этому безличному божеству. В этой официальной вере ничего не говорилось о бессмертии.78 Небеса были не местом, а волей Божьей или порядком в мире.
Эта простая и почти рационалистическая религия никогда полностью не удовлетворяла народ Китая. Его доктрины давали слишком мало простора воображению людей, слишком мало отвечали их надеждам и мечтам, слишком мало поощряли суеверия, которые оживляли их повседневную жизнь. Ибо люди здесь, как и везде, озаряли прозу реальности поэзией сверхъестественного; они чувствовали мир добрых или злых духов, витающих в воздухе вокруг них и под землей, и жаждали унять вражду или заручиться помощью этих тайных сил с помощью магических заклинаний или молитвы. Они платили прорицателям, чтобы те читали для них будущее по строкам 1-Цзин, или по панцирям черепах, или по движениям звезд; они нанимали магов, чтобы те ориентировали их жилища и могилы по ветру и воде, и колдунов, чтобы те приносили им солнечный свет или дождь.79 Они подвергали смерти таких детей,которые рождались у них в“несчастливые” дни, 80 и пылкие дочери иногда убивали себя, чтобы принести добрую или злую удачу своим родителям.81 Особенно на юге китайская душа была склонна к мистицизму; ее отталкивал холодный рационализм конфуцианской веры, и она жаждала веры, которая дала бы Китаю, как и другим народам, бессмертное утешение.