Найти тему

Мемуары Юань Чвана раскрывают определенный теологический подъем как ментальный дух эпохи. Это приятная и знаменательная картина

Однако вся слава правления Харши была искусственной и ненадежной, поскольку она зависела от способностей и щедрости смертного короля. Когда он умер, узурпатор захватил трон и продемонстрировал нижнюю сторону монархии. Последовал хаос, который продолжался почти тысячу лет. Индия, как и Европа, теперь пережила свое средневековье, была захвачена варварами, была завоевана, разделена и разграблена. Только после великого Акбара она снова обретет покой и единство.

IV. ЛЕТОПИСИ РАДЖПУТАНЫ

Самураи Индии—Эпоха рыцарства—Падение Титора

Этот Темный век был на мгновение озарен эпосом Раджпутаны. Здесь, в штатах Мевар, Марвар, Амбер, Биканер и многих других с мелодичными названиями, народ, наполовину родной по происхождению, наполовину произошедший от вторгшихся скифов и гуннов, построил феодальную цивилизацию под властью воинственного раджаса, который больше заботился об искусстве жизни, чем о жизни искусства. Они начали с признания сюзеренитета мауриев и гуптов; в конце концов они защитили свою независимость и всю Индию от нашествия мусульманских орд. Их кланы отличались воинственным пылом и храбростью, обычно не ассоциирующимися с Индией;* если мы можем доверять их восхищенному историку Тоду, каждый мужчина из них был бесстрашным кшатрием, и каждая женщина среди них была героиней. Само их имя,раджпуты, означало“сыновья королей”; и если иногда они называли свой Ландраджастхан, то это означало, что он“дом королевской власти”.

Всю чепуху и очарование—всю храбрость, верность, красоту, вражду, яды, убийства, войны и подчинение женщин,—которые наши традиции связывают с Эпохой Рыцарства, можно найти в анналах этих отважных государств. “Вожди раджпутов, - говорит Тод, - были наделены всеми родственными добродетелями западного кавалера и намного превосходили его в умственных способностях” 59. У них были прекрасные женщины, ради которых они без колебаний умирали и которые считали только вопросом вежливости сопровождать своих мужей в могилу по обряду сатти. Некоторые из этих женщин были образованными и утонченными; некоторые из раджей были поэтами или учеными; и некоторое время среди них процветал изящный жанр акварельной живописи в средневековом персидском стиле. В течение четырех столетий они росли в богатстве, пока не смогли потратить 20 000 000 долларов на коронацию короля Мевара60.

Их гордостью и их трагедией было то, что они наслаждались войной как высшим искусством из всех, единственным, достойным джентльмена-раджпута. Этот воинский дух позволял им защищаться от мусульман с исторической доблестью,† но он держал их маленькие государства настолько разделенными и ослабленными борьбой, что не вся их храбрость могла сохранить их в конце концов. Рассказ Тода о падении Читора, одной из столиц Раджпутов, так же романтичен, как любая легенда об Артуре или Карле Великом; и действительно (поскольку он основан исключительно на местных историках, слишком преданных своему отечеству, чтобы быть влюбленными в правду) эти замечательные жители Раджастана могут быть такими же легендарными, как Алль Морт д'Артур или Шансон де Роланд. В этой версии мусульманский захватчик, Алау-д-дин, хотел не Читора, а принцессу Пудмини—“титул, даруемый только превосходно прекрасным”. Мусульманский вождь предложил снять осаду, если регент Читора сдаст принцессу. Получив отказ, Алау-дин согласился уйти, если ему позволят увидеть

Пудмини. Наконец он согласился уйти, если бы мог увидеть Пудмини в зеркале; но и в этом ему было отказано. Вместо этого женщины Читора присоединились к защите своего города; и когда раджпуты увидели, что их жены и дочери умирают рядом с ними, они сражались до тех пор, пока каждый из них не был мертв. Когда Алау-д-дин вошел в столицу, он не обнаружил никаких признаков человеческой жизни в ее воротах; все мужчины погибли в бою, а их жены в ужасном обряде, известном как Джохур, сожгли себя заживо62.

V. ЗЕНИТ ЮГА

Королевства Декана—Виджаянагар—Кришна Райя—Средневековый мегаполис—Законы—Искусство—Религия—Трагедия

По мере того как мусульмане продвигались в Индию, местная культура отступала все дальше и дальше на юг; и к концу этих Средних веков лучшими достижениями индуистской цивилизации были достижения Декана. Какое-то время племя чалюка поддерживало независимое королевство, простиравшееся по всей центральной Индии, и достигло при Пулакешине II достаточной власти и славы, чтобы победить Харшу, привлечь Юань Чвана и принять почтительное посольство от Хосру II из Персии. Именно во времена правления и на территории Пулакешина была завершена величайшая из индийских картин—фрески Аджанты. Пулакешин был свергнут королем паллавов, который на короткое время стал верховной властью в центральной Индии. На крайнем юге и уже в первом веке после Рождества Христова Пандии основали царство, включающее Мадуру, Тинневелли и часть Траванкора; они сделали Мадуру одним из лучших средневековых индуистских городов и украсили ее гигантским храмом и тысячью меньших произведений архитектурного искусства. В свою очередь, они тоже были свергнуты, сначала чолами, а затем мусульманами. Чола правили регионом между Мадурой и Мадрасом, а оттуда на запад, в Майсур. Они были очень древними и упоминались в указах Ашоки; но мы ничего не знаем о них до девятого века, когда они начали долгую завоевательную карьеру, которая принесла им дань со всей южной Индии, даже с Цейлона. Затем их могущество пошло на убыль, и они перешли под контроль величайшего из южных штатов, Виджаянагара.*

Виджаянагар—название как королевства, так и его столицы—это печальный пример забытой славы. В годы своего величия он включал в себя все нынешние коренные штаты нижнего полуострова, а также Майсур и все президентство Мадраса. Мы можем судить о его силе и ресурсах, учитывая, что король Кришна Райа повел на битву при Таликоте 703 000 пеших, 32 600 конных, 551 слона и несколько сотен тысяч торговцев, проституток и других последователей лагеря, которые тогда обычно сопровождали армию в ее походах.63 Самодержавие короля было смягчено некоторой автономией деревни и случайным появлением просвещенного и человечного монарха на троне. Кришна Райя, правивший Виджаянагаром во времена Генриха VIII, выгодно отличается от этого постоянного любовника. Он вел справедливую и вежливую жизнь, щедро раздавал милостыню, терпимо относился ко всем индуистским верованиям, наслаждался и поддерживал литературу и искусство, прощал павших врагов и щадил их города, а также усердно занимался административными делами. Португальский миссионер Домингуш Паес (1522) описывает его как

самый страшный и совершенный король, какой только может быть; жизнерадостный и очень веселый; он из тех, кто стремится чтить иностранцев и принимает их по-доброму ... Он великий правитель и человек большой справедливости, но подвержен внезапным приступам ярости. . . . Он по рангу больший лорд, чем кто-либо, из-за того, чем он владеет в армиях и территориях; но кажется, что на самом деле у него нет ничего по сравнению с тем, что должен иметь такой человек, как он, такой галантный и совершенный во всем. 64*

Столица, основанная в 1336 году, была, вероятно, самым богатым городом, который когда-либо знала Индия. Николо Конти, посетивший его около 1420 года, оценил его окружность в шестьдесят миль; Паес заявил, что он“такой же большой, как Рим, и очень красивый на вид”. Он добавил, что в нем было “много рощ деревьев и много каналов для воды”, поскольку его инженеры построили огромную плотину на реке Тунгабадра и образовали резервуар, из которого вода поступала в город по акведуку длиной пятнадцать миль, вырубленному на несколько миль в твердой скале. Абду-р Раззак, который видел город в 1443 году, сообщил о нем как о “таком, которого не видел ни глаз, ни ухо не слышали ни о каком подобном месте на всей земле”. Паес считал его “самым обеспеченным городом в мире ... Или в этом городе всего предостаточно”. Домов, по его словам, насчитывалось более ста тысяч, что означало население в полмиллиона душ. Он восхищается дворцом, в котором одна комната была построена полностью из слоновой кости: “Он так богат и прекрасен, что вы вряд ли найдете где-нибудь еще такой."66 Когда Фироз-шах, султан Дели, женился на дочери короля Виджаянагара в столице последнего, дорога была покрыта на шесть миль бархатом, атласом, золотой тканью и другими дорогими вещами.67 Однако каждый путешественник-лжец.

Под этим богатством население крепостных и рабочих жило в бедности и суевериях, подчиняясь своду законов, которые сохраняли некоторую коммерческую мораль варварской строгостью. Наказание варьировалось от нанесения увечий рукам или ногам до бросания человека на съедение слонам, отрубания ему головы, пронзения его заживо колом, воткнутым в живот, или подвешивания его на крюке под подбородком до тех пор, пока он не умрет;68 изнасилование, а также крупномасштабная кража наказывались этим последним способом. Проституция была разрешена, регламентирована и превращена в королевский доход.“Напротив монетного двора,-говорит Абду-р Раззак, - находится канцелярия префекта города, к которой, как говорят, прикреплены двенадцать тысяч полицейских; и их жалованье ... получается из доходов от публичных домов. Великолепие этих домов, красота похитителей сердец, их обольщения и взгляды не поддаются никакому описанию”69. Женщины имели статус подданных и должны были покончить с собой после смерти своих мужей, иногда позволяя похоронить себя заживо.70

При райях, или королях Виджаянагара, процветала литература как на классическом санскрите, так и на южном диалекте телугу. Кришна Райя сам был поэтом, а также щедрым покровителем литературы; и его поэт-лауреат, Аласани-Педдана, считается одним из самых высоких певцов Индии. Процветали живопись и архитектура; строились огромные храмы, и почти каждый фут их поверхности был вырезан в виде скульптур или барельефов. Буддизм утратил свою силу, и форма брахманизма, которая особенно почитала Вишну, стала верой людей. Корова была священной и никогда не убивалась; но многие виды крупного рогатого скота и птицы приносились в жертву богам и съедались людьми. Религия была грубой, а манеры-утонченными.

В один день вся эта власть и роскошь были уничтожены. Мусульмане-завоеватели медленно продвигались на юг; теперь султаны Биджапура, Ахмаднагара, Голконды и Бидара объединили свои силы, чтобы сокрушить этот последний оплот местных индуистских королей. Их объединенные армии встретились с полумиллионным войском Рамы Раджи в Таликоте; превосходящее число нападавших одержало верх; Рама Раджа был схвачен и обезглавлен на глазах у своих последователей, и те, потеряв мужество, бежали. Почти сто тысяч из них были убиты при отступлении, пока все ручьи не окрасились их кровью. Войска завоевателей разграбили богатую столицу и обнаружили добычу в таком изобилии, “что каждый рядовой в армии союзников разбогател золотом, драгоценностями, имуществом, палатками, оружием, лошадьми и рабами”71. В течение пяти месяцев грабеж продолжался: победители убивали беспомощных жителей в беспорядочной бойне, опустошали магазины и лавки, разрушали храмы и дворцы и прилагали огромные усилия, чтобы уничтожить все скульптуры и картины в городе; затем они шли по улицам с пылающими факелами и поджигали все, что могло гореть. Когда, наконец, они удалились, Виджаянагар был полностью разрушен, как будто его посетило землетрясение и не оставило камня на камне. Это было жестокое и абсолютное разрушение, олицетворявшее то ужасное мусульманское завоевание Индии, которое началось тысячу лет назад и теперь завершилось.

VI. МУСУЛЬМАНСКОЕ ЗАВОЕВАНИЕ