Найти тему

В течение тридцати лет после его смерти его империя развалилась на части. Набонид, занимавший трон семнадцать лет, предпочел арх

Цивилизация Вавилонии была не такой плодотворной для человечества, как египетская, не такой разнообразной и глубокой, как индийская, не такой утонченной и зрелой, как китайская. И все же именно из Вавилонии пришли те увлекательные легенды, которые благодаря литературному искусству евреев стали неотъемлемой частью религиозных знаний Европы; именно из Вавилонии, а не из Египта, странствующие греки принесли в свои города-государства, а оттуда в Рим и к нам, основы математики, астрономии, медицины, грамматики, лексикографии, археологии, истории и философии. Греческие названия металлов и созвездий, мер и весов, музыкальных инструментов и многих лекарств являются переводами, иногда просто транслитерациями вавилонских названий.172 В то время как греческая архитектура черпала свои формы и вдохновение из Египта и Крита, вавилонская архитектура через зиггурат привела к башням мусульманских мечетей, шпилям и колокольням средневекового искусства и стилю“неудачи” современной архитектуры в Америке. Законы Хаммурапи стали для всех древних обществ наследием, сравнимым с даром Рима порядку и управлению современный мир. Через завоевание Ассирией Вавилона, ее присвоение культуры древнего города и распространение этой культуры по всей ее обширной империи; через долгое пленение евреев и огромное влияние на них вавилонской жизни и мысли; через персидские и греческие завоевания, которые открыли с беспрецедентной полнотой и свободой все пути сообщения и торговли между Вавилоном и растущими городами Ионией, Малой Азией и Грецией—через эти и многие другие пути цивилизация Земли между Реками перешла в культурный дар нашей расы. В конце концов, ничто не потеряно; для добра или зла каждое событие имеет последствия навсегда.

ГЛАВА X

Ассирия

I. ХРОНИКИ

Начала—Города—Раса—Завоеватели—Сеннахериб и Эсархаддон—“Сарданапал”

Тем временем в трехстах милях к северу от Вавилона появилась другая цивилизация. Вынужденный вести тяжелую военную жизнь из-за горных племен, всегда угрожавших ему со всех сторон, он вовремя одолел своих противников, завоевал свои родные города в Эламе, Шумере, Аккаде и Вавилонии, овладел Финикией и Египтом и в течение двух столетий господствовал на Ближнем Востоке с жестокой силой. Шумерия была для Вавилонии, а Вавилония для Ассирии тем же, чем Крит был для Греции, а Греция для Рима: первая создала цивилизацию, вторая развила ее до ее расцвета, третья унаследовала ее, немного добавила к ней, защитила ее и передала как предсмертный дар всеохватывающим и победоносным варварам. Ибо варварство всегда окружает цивилизацию, среди нее и под ней, готовое поглотить ее оружием, или массовой миграцией, или неконтролируемой рождаемостью. Варварство подобно джунглям; оно никогда не признает своего поражения; оно терпеливо ждет столетий, чтобы вернуть утраченную территорию.

Новое государство выросло около четырех городов, питаемых водами или притоками Тигра: Ашур, который сейчас называется Калаат-Шергат; Арбела, которая называется Ирбил; Калах, который является Нимрудом; и Ниневия, которая является Куюнджиком—прямо через реку от нефтяного Мосула. В Ашуре были найдены доисторические обсидиановые отщепы и ножи, а также черная керамика с геометрическими узорами, указывающими на центральноазиатское происхождение;1 в Тепе-Гавре, недалеко от Ниневии, недавняя экспедиция раскопала город, который его гордые первооткрыватели датируют 3700 годом до н. э., несмотря на множество храмов и гробницы, его хорошо вырезанные цилиндрические печати, его гребни и украшения, а также древнейшие кости, известные истории 2-мысль для реформаторов. Бог Ашшур дал свое имя городу (и, наконец, всей Ассирии); там жили самые ранние из царей нации, пока его воздействие на жару пустыни и нападения соседних вавилонян не привели правителей Ашшура к строительству вторичной столицы в более прохладной Ниневии—названной также в честь бога Нины, ассирийской Иштар. Здесь, в период расцвета Ашшурбанипала, жило 300 000 человек, и весь западный Восток пришел отдать дань уважения Вселенскому Царю.

Население представляло собой смесь семитов с цивилизованного юга (Вавилония и Аккадия) с несемитскими племенами с запада (вероятно, хеттского или митанского происхождения) и курдскими горцами с Кавказа.3 Они взяли свой общий язык и свое искусство из Шумера, но позже изменили их до почти неразличимого сходства с языком и искусством Вавилонии.4 Однако их обстоятельства не позволяли им предаваться изнеженной легкости Вавилона; от начала и до конца они были расой воинов, сильных мускулами и мужество, изобилующее гордыми волосами и бородой, стоящее прямо, сурово и бесстрастно на своих памятниках и скачущее огромными ногами по восточно-средиземноморскому миру. Их история-это история королей и рабов, войн и завоеваний, кровавых побед и внезапных поражений. Первые цари—когда—то бывшие данником мерепатезиса на юге-воспользовались господством касситов в Вавилонии, чтобы установить свою независимость; и довольно скоро один из них надел тот титул, который должны были носить все ассирийские монархи: “Царь Вселенского царствования.” Из скучных династий этих забытых властителей появляются определенные фигуры, чьи деяния освещают развитие их страны.*

В то время как Вавилония все еще находилась во тьме касситской эпохи, Шалманесер I объединил маленькие города-государства севера под единым правлением и сделал Калах своей столицей. Но первое великое имя в ассирийской истории-Тиглат-Пилесер I. Он был могучим охотником перед Господом: если разумно верить монархам, он убил 120 львов пешком и 800 со своей колесницы.5 Одна из его надписей, написанная писцом, более роялистом, чем король, рассказывает, как он охотился на народы, а также на животных: “В своей яростной доблести я выступил против народа Куммух, завоевал их города, унес их добычу, их товары и их имущество без счета, и сжег их города огнем—уничтожил и опустошил их. . . . Народ Аданша оставил свои горы и обнял мои ноги. Я обложил их налогами”6. Во всех направлениях он вел свои армии, побеждая хеттов, армян и сорок других народов, захватывая Вавилон и запугивая Египет, чтобы тот посылал ему тревожные подарки. (Особенно его успокоил крокодил.) На доходы от своих завоеваний он построил храмы ассирийским богам и богиням, которые, подобно встревоженным дворецким, не задавали вопросов об источнике его богатства. Затем Вавилон восстал, разбил его армии, разграбил его храмы и увел своих богов в вавилонский плен. Тиглатпаласар умер от стыда.7

Его правление было символом и итогом всей ассирийской истории: смерть и налоги, сначала для соседей Ассирии, затем для нее самой. Ашурнасирпал II завоевал дюжину мелких государств, привез домой много добычи с войн, собственноручно вырезал глаза княжеским пленникам, насладился своим гаремом и почтительно скончался.8 Салманасар III довел эти завоевания до Дамаска; участвовал в дорогостоящих сражениях, убив 16 000 сирийцев за одно сражение; строил храмы, взимал дань и был свергнут своим сыном в результате насильственной революции.9 Саммурамат правила как царица-мать в течение трех лет и предоставила хрупкая историческая основа (ибо это все, что мы знаем о ней) для греческой легенды о Семирамиде—наполовину богине и наполовину королеве, великом полководце, великом инженере и великом государственном деятеле,—так привлекательно описанной Диодором Сицилийским.10 Тиглат-Пилесер III собрал новые армии, отвоевал Армению, захватил Сирию и Вавилонию, сделал вассальными города Дамаск, Самарию и Вавилон, распространил власть Ассирии от Кавказа до Египта, устал от войны, стал превосходным администратором, построил множество храмов и дворцов, железной рукой держал свою империю и мирно умер в постели. Саргон II, являвшийся офицером в армии, выступил сам царь с Napoleoniccoup переворота; повел свои войска в лицо, и взял в каждый проект, самый опасный пост;11 разгромил Элам и Египет, отвоевал Вавилонии, и получил дань от Иудеи, филистимляне, даже греки-киприоты; правил своей империей ну, поощрять искусства и письма, ремесла и торговли, и умер в победный бой, который наверняка сохранился Ассирийский от вторжения диких киммерийских орд.

Его сын Сеннахирим подавил восстания в отдаленных провинциях, прилегающих к Персидскому заливу, безуспешно атаковал Иерусалим и Египет,* разграбил восемьдесят девять городов и 820 деревень, захватил 7200 лошадей, 11 000 ослов, 80 000 быков, 800 000 овец и 208 000 пленных;13 официальный историк, клянусь своей жизнью, не занижал эти цифры. Затем, раздраженный предубеждением Вавилона в пользу свободы, он осадил его, взял и сжег дотла; почти все жители, молодые и старые, мужчины и женщины, были преданы смерти, так что эти горы трупов перекрыли улицы; храмы и дворцы были разграблены до последнего шекеля, и некогда всемогущие боги Вавилона были разрублены на куски или перенесены в рабство в Ниневию: бог Мардук стал слугой Ашура. Те вавилоняне, которые выжили, не пришли к выводу, что Мардука переоценили; они сказали себе—как скажут себе плененные евреи столетие спустя в том же Вавилоне,—что их бог снизошел до поражения, чтобы наказать свой народ. На трофеи своих завоеваний и грабежей Сеннахериб восстановил Ниневию, изменил русла рек, чтобы защитить ее, восстановил пустыри с энергией стран, страдающих от избытка сельскохозяйственной продукции, и был убит своими сыновьями, благочестиво бормоча свои молитвы14.

Другой сын, Эсархаддон, отнял трон у своих окровавленных братьев, вторгся в Египет, чтобы наказать ее за поддержку сирийских восстаний, сделал ее ассирийской провинцией, поразил Западную Азию своим долгим триумфальным продвижением от Мемфиса до Ниневии, таща за собой бесконечную добычу; установил Ассирию в беспрецедентном процветании в качестве хозяина всего ближневосточного мира; восхитил Вавилонию, освободив и почтив своих пленных богов и восстановив свою разрушенную столицу; примирил Элам, накормив свой голодающий народ актом милосердия. международное благодеяние почти не имеет аналогов в древнем мире; и умер на пути к подавлению восстания в Египте, предоставив своей империи самое справедливое и доброе правление за всю ее полуварварскую историю.

Его преемник Ашшурбанипал (греческий Сарданапал) пожал плоды посева Эсархаддона. Во время его долгого правления Ассирия достигла апогея своего богатства и престижа; после него его страна, разрушенная сорока годами непрекращающихся войн, пришла в упадок и пришла в упадок и завершила свою карьеру едва ли через десять лет после смерти Ашшурбанипала. Писец сохранил для нас ежегодную летопись этого царствования;15 это скучное и кровавое месиво войны за войной, осады за осадой, голодающих городов и освежеванных пленников. Писец представляет самого Ашшурбанипала, сообщающего о своем разрушении Элама:

В течение одного месяца и двадцати пяти дней марша я опустошал районы Элама. Я насыпал туда соль и колючий кустарник (чтобы повредить почву). Сыновья царей, сестры царей, члены царской семьи Элама, молодые и старые, префекты, правители, рыцари, ремесленники, сколько их было, жители мужского и женского пола, большие и маленькие,лошади, мулы, ослы, стада и стада, более многочисленные, чем рой саранчи,—я увез их в качестве добычи в Ассирию. Пыль Сузы, Мадакту, Халтемаша и других их городов я унес в Ассирию. За месяц дней я покорил Элам во всей его полноте. Голос человека, шаги стад и стад, радостные крики веселья—я положил конец им на его полях, которые Я оставил людям для ослов, газелей и всевозможных диких зверей 16.

Отрубленная голова эламского царя была принесена Ашшурбанипалу, когда он пировал со своей королевой в дворцовом саду; он насадил голову на шест посреди своих гостей, и королевское веселье продолжалось; позже голова была закреплена над воротами Ниневии и медленно гнила. С эламского полководца Данану заживо содрали кожу, а затем пустили кровь, как у ягненка; его брату перерезали горло, а тело разделили на куски, которые были розданы по всей стране в качестве сувениров17.

Ашурбанипалу никогда не приходило в голову, что он и его люди были жестокими; эти строгие наказания были хирургической необходимостью в его попытке подавить восстания и установить дисциплину среди разнородных и неспокойных народов, от Эфиопии до Армении и от Сирии до Мидии, которых его предшественники подчинили ассирийскому правлению; его обязанностью было сохранить это наследие в неприкосновенности. Он хвастался миром, который установил в своей империи, и хорошим порядком, царившим в ее городах; и это хвастовство не было лишено истины. То, что он был не просто завоевателем, опьяненным кровью, он доказал своей щедростью строителя и покровителя литературы и искусств. Подобно какому-нибудь римскому правителю, призывающему греков, он послал во все свои владения за скульпторами и архитекторами, чтобы спроектировать и украсить новые храмы и дворцы; он поручил бесчисленным писцам собрать и скопировать для него всю классику шумерской и вавилонской литературы и собрал эти копии в своей библиотеке в Ниневии, где современная наука нашла их почти нетронутыми после того, как прошло двадцать пять столетий. Как и другой Фредерик, он Был так же тщеславен своими литературными способностями, как и своими победами в войне и погоне.18 Диодор описывает его как распутного и бисексуального Нерона19,но в богатстве документов, дошедших до нас из этого периода, мало что подтверждает эту точку зрения. От сочинения литературных табличек Ашшурбанипал переходил с царской уверенностью—вооруженный только ножом и копьем—к рукопашным схваткам со львами; если верить сообщениям его современников, он не колеблясь лично возглавлял атаку и часто наносил своей собственной рукой решающий удар.20 Неудивительно, что Байрон был очарован им и сплел вокруг него драму, наполовину легенду, наполовину историю, в которой все богатство и могущество Ассирии достигли своего апогея и разразились всеобщим разорением и царским отчаянием.

II. АССИРИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО