Цивилизация Вавилонии была не такой плодотворной для человечества, как египетская, не такой разнообразной и глубокой, как индийская, не такой утонченной и зрелой, как китайская. И все же именно из Вавилонии пришли те увлекательные легенды, которые благодаря литературному искусству евреев стали неотъемлемой частью религиозных знаний Европы; именно из Вавилонии, а не из Египта, странствующие греки принесли в свои города-государства, а оттуда в Рим и к нам, основы математики, астрономии, медицины, грамматики, лексикографии, археологии, истории и философии. Греческие названия металлов и созвездий, мер и весов, музыкальных инструментов и многих лекарств являются переводами, иногда просто транслитерациями вавилонских названий.172 В то время как греческая архитектура черпала свои формы и вдохновение из Египта и Крита, вавилонская архитектура через зиггурат привела к башням мусульманских мечетей, шпилям и колокольням средневекового искусства и стилю“неудачи” современной архитектуры в Америке. Законы Хаммурапи стали для всех древних обществ наследием, сравнимым с даром Рима порядку и управлению современный мир. Через завоевание Ассирией Вавилона, ее присвоение культуры древнего города и распространение этой культуры по всей ее обширной империи; через долгое пленение евреев и огромное влияние на них вавилонской жизни и мысли; через персидские и греческие завоевания, которые открыли с беспрецедентной полнотой и свободой все пути сообщения и торговли между Вавилоном и растущими городами Ионией, Малой Азией и Грецией—через эти и многие другие пути цивилизация Земли между Реками перешла в культурный дар нашей расы. В конце концов, ничто не потеряно; для добра или зла каждое событие имеет последствия навсегда.
ГЛАВА X
Ассирия
I. ХРОНИКИ
Начала—Города—Раса—Завоеватели—Сеннахериб и Эсархаддон—“Сарданапал”
Тем временем в трехстах милях к северу от Вавилона появилась другая цивилизация. Вынужденный вести тяжелую военную жизнь из-за горных племен, всегда угрожавших ему со всех сторон, он вовремя одолел своих противников, завоевал свои родные города в Эламе, Шумере, Аккаде и Вавилонии, овладел Финикией и Египтом и в течение двух столетий господствовал на Ближнем Востоке с жестокой силой. Шумерия была для Вавилонии, а Вавилония для Ассирии тем же, чем Крит был для Греции, а Греция для Рима: первая создала цивилизацию, вторая развила ее до ее расцвета, третья унаследовала ее, немного добавила к ней, защитила ее и передала как предсмертный дар всеохватывающим и победоносным варварам. Ибо варварство всегда окружает цивилизацию, среди нее и под ней, готовое поглотить ее оружием, или массовой миграцией, или неконтролируемой рождаемостью. Варварство подобно джунглям; оно никогда не признает своего поражения; оно терпеливо ждет столетий, чтобы вернуть утраченную территорию.
Новое государство выросло около четырех городов, питаемых водами или притоками Тигра: Ашур, который сейчас называется Калаат-Шергат; Арбела, которая называется Ирбил; Калах, который является Нимрудом; и Ниневия, которая является Куюнджиком—прямо через реку от нефтяного Мосула. В Ашуре были найдены доисторические обсидиановые отщепы и ножи, а также черная керамика с геометрическими узорами, указывающими на центральноазиатское происхождение;1 в Тепе-Гавре, недалеко от Ниневии, недавняя экспедиция раскопала город, который его гордые первооткрыватели датируют 3700 годом до н. э., несмотря на множество храмов и гробницы, его хорошо вырезанные цилиндрические печати, его гребни и украшения, а также древнейшие кости, известные истории 2-мысль для реформаторов. Бог Ашшур дал свое имя городу (и, наконец, всей Ассирии); там жили самые ранние из царей нации, пока его воздействие на жару пустыни и нападения соседних вавилонян не привели правителей Ашшура к строительству вторичной столицы в более прохладной Ниневии—названной также в честь бога Нины, ассирийской Иштар. Здесь, в период расцвета Ашшурбанипала, жило 300 000 человек, и весь западный Восток пришел отдать дань уважения Вселенскому Царю.
Население представляло собой смесь семитов с цивилизованного юга (Вавилония и Аккадия) с несемитскими племенами с запада (вероятно, хеттского или митанского происхождения) и курдскими горцами с Кавказа.3 Они взяли свой общий язык и свое искусство из Шумера, но позже изменили их до почти неразличимого сходства с языком и искусством Вавилонии.4 Однако их обстоятельства не позволяли им предаваться изнеженной легкости Вавилона; от начала и до конца они были расой воинов, сильных мускулами и мужество, изобилующее гордыми волосами и бородой, стоящее прямо, сурово и бесстрастно на своих памятниках и скачущее огромными ногами по восточно-средиземноморскому миру. Их история-это история королей и рабов, войн и завоеваний, кровавых побед и внезапных поражений. Первые цари—когда—то бывшие данником мерепатезиса на юге-воспользовались господством касситов в Вавилонии, чтобы установить свою независимость; и довольно скоро один из них надел тот титул, который должны были носить все ассирийские монархи: “Царь Вселенского царствования.” Из скучных династий этих забытых властителей появляются определенные фигуры, чьи деяния освещают развитие их страны.*
В то время как Вавилония все еще находилась во тьме касситской эпохи, Шалманесер I объединил маленькие города-государства севера под единым правлением и сделал Калах своей столицей. Но первое великое имя в ассирийской истории-Тиглат-Пилесер I. Он был могучим охотником перед Господом: если разумно верить монархам, он убил 120 львов пешком и 800 со своей колесницы.5 Одна из его надписей, написанная писцом, более роялистом, чем король, рассказывает, как он охотился на народы, а также на животных: “В своей яростной доблести я выступил против народа Куммух, завоевал их города, унес их добычу, их товары и их имущество без счета, и сжег их города огнем—уничтожил и опустошил их. . . . Народ Аданша оставил свои горы и обнял мои ноги. Я обложил их налогами”6. Во всех направлениях он вел свои армии, побеждая хеттов, армян и сорок других народов, захватывая Вавилон и запугивая Египет, чтобы тот посылал ему тревожные подарки. (Особенно его успокоил крокодил.) На доходы от своих завоеваний он построил храмы ассирийским богам и богиням, которые, подобно встревоженным дворецким, не задавали вопросов об источнике его богатства. Затем Вавилон восстал, разбил его армии, разграбил его храмы и увел своих богов в вавилонский плен. Тиглатпаласар умер от стыда.7
Его правление было символом и итогом всей ассирийской истории: смерть и налоги, сначала для соседей Ассирии, затем для нее самой. Ашурнасирпал II завоевал дюжину мелких государств, привез домой много добычи с войн, собственноручно вырезал глаза княжеским пленникам, насладился своим гаремом и почтительно скончался.8 Салманасар III довел эти завоевания до Дамаска; участвовал в дорогостоящих сражениях, убив 16 000 сирийцев за одно сражение; строил храмы, взимал дань и был свергнут своим сыном в результате насильственной революции.9 Саммурамат правила как царица-мать в течение трех лет и предоставила хрупкая историческая основа (ибо это все, что мы знаем о ней) для греческой легенды о Семирамиде—наполовину богине и наполовину королеве, великом полководце, великом инженере и великом государственном деятеле,—так привлекательно описанной Диодором Сицилийским.10 Тиглат-Пилесер III собрал новые армии, отвоевал Армению, захватил Сирию и Вавилонию, сделал вассальными города Дамаск, Самарию и Вавилон, распространил власть Ассирии от Кавказа до Египта, устал от войны, стал превосходным администратором, построил множество храмов и дворцов, железной рукой держал свою империю и мирно умер в постели. Саргон II, являвшийся офицером в армии, выступил сам царь с Napoleoniccoup переворота; повел свои войска в лицо, и взял в каждый проект, самый опасный пост;11 разгромил Элам и Египет, отвоевал Вавилонии, и получил дань от Иудеи, филистимляне, даже греки-киприоты; правил своей империей ну, поощрять искусства и письма, ремесла и торговли, и умер в победный бой, который наверняка сохранился Ассирийский от вторжения диких киммерийских орд.
Его сын Сеннахирим подавил восстания в отдаленных провинциях, прилегающих к Персидскому заливу, безуспешно атаковал Иерусалим и Египет,* разграбил восемьдесят девять городов и 820 деревень, захватил 7200 лошадей, 11 000 ослов, 80 000 быков, 800 000 овец и 208 000 пленных;13 официальный историк, клянусь своей жизнью, не занижал эти цифры. Затем, раздраженный предубеждением Вавилона в пользу свободы, он осадил его, взял и сжег дотла; почти все жители, молодые и старые, мужчины и женщины, были преданы смерти, так что эти горы трупов перекрыли улицы; храмы и дворцы были разграблены до последнего шекеля, и некогда всемогущие боги Вавилона были разрублены на куски или перенесены в рабство в Ниневию: бог Мардук стал слугой Ашура. Те вавилоняне, которые выжили, не пришли к выводу, что Мардука переоценили; они сказали себе—как скажут себе плененные евреи столетие спустя в том же Вавилоне,—что их бог снизошел до поражения, чтобы наказать свой народ. На трофеи своих завоеваний и грабежей Сеннахериб восстановил Ниневию, изменил русла рек, чтобы защитить ее, восстановил пустыри с энергией стран, страдающих от избытка сельскохозяйственной продукции, и был убит своими сыновьями, благочестиво бормоча свои молитвы14.
Другой сын, Эсархаддон, отнял трон у своих окровавленных братьев, вторгся в Египет, чтобы наказать ее за поддержку сирийских восстаний, сделал ее ассирийской провинцией, поразил Западную Азию своим долгим триумфальным продвижением от Мемфиса до Ниневии, таща за собой бесконечную добычу; установил Ассирию в беспрецедентном процветании в качестве хозяина всего ближневосточного мира; восхитил Вавилонию, освободив и почтив своих пленных богов и восстановив свою разрушенную столицу; примирил Элам, накормив свой голодающий народ актом милосердия. международное благодеяние почти не имеет аналогов в древнем мире; и умер на пути к подавлению восстания в Египте, предоставив своей империи самое справедливое и доброе правление за всю ее полуварварскую историю.
Его преемник Ашшурбанипал (греческий Сарданапал) пожал плоды посева Эсархаддона. Во время его долгого правления Ассирия достигла апогея своего богатства и престижа; после него его страна, разрушенная сорока годами непрекращающихся войн, пришла в упадок и пришла в упадок и завершила свою карьеру едва ли через десять лет после смерти Ашшурбанипала. Писец сохранил для нас ежегодную летопись этого царствования;15 это скучное и кровавое месиво войны за войной, осады за осадой, голодающих городов и освежеванных пленников. Писец представляет самого Ашшурбанипала, сообщающего о своем разрушении Элама:
В течение одного месяца и двадцати пяти дней марша я опустошал районы Элама. Я насыпал туда соль и колючий кустарник (чтобы повредить почву). Сыновья царей, сестры царей, члены царской семьи Элама, молодые и старые, префекты, правители, рыцари, ремесленники, сколько их было, жители мужского и женского пола, большие и маленькие,лошади, мулы, ослы, стада и стада, более многочисленные, чем рой саранчи,—я увез их в качестве добычи в Ассирию. Пыль Сузы, Мадакту, Халтемаша и других их городов я унес в Ассирию. За месяц дней я покорил Элам во всей его полноте. Голос человека, шаги стад и стад, радостные крики веселья—я положил конец им на его полях, которые Я оставил людям для ослов, газелей и всевозможных диких зверей 16.
Отрубленная голова эламского царя была принесена Ашшурбанипалу, когда он пировал со своей королевой в дворцовом саду; он насадил голову на шест посреди своих гостей, и королевское веселье продолжалось; позже голова была закреплена над воротами Ниневии и медленно гнила. С эламского полководца Данану заживо содрали кожу, а затем пустили кровь, как у ягненка; его брату перерезали горло, а тело разделили на куски, которые были розданы по всей стране в качестве сувениров17.
Ашурбанипалу никогда не приходило в голову, что он и его люди были жестокими; эти строгие наказания были хирургической необходимостью в его попытке подавить восстания и установить дисциплину среди разнородных и неспокойных народов, от Эфиопии до Армении и от Сирии до Мидии, которых его предшественники подчинили ассирийскому правлению; его обязанностью было сохранить это наследие в неприкосновенности. Он хвастался миром, который установил в своей империи, и хорошим порядком, царившим в ее городах; и это хвастовство не было лишено истины. То, что он был не просто завоевателем, опьяненным кровью, он доказал своей щедростью строителя и покровителя литературы и искусств. Подобно какому-нибудь римскому правителю, призывающему греков, он послал во все свои владения за скульпторами и архитекторами, чтобы спроектировать и украсить новые храмы и дворцы; он поручил бесчисленным писцам собрать и скопировать для него всю классику шумерской и вавилонской литературы и собрал эти копии в своей библиотеке в Ниневии, где современная наука нашла их почти нетронутыми после того, как прошло двадцать пять столетий. Как и другой Фредерик, он Был так же тщеславен своими литературными способностями, как и своими победами в войне и погоне.18 Диодор описывает его как распутного и бисексуального Нерона19,но в богатстве документов, дошедших до нас из этого периода, мало что подтверждает эту точку зрения. От сочинения литературных табличек Ашшурбанипал переходил с царской уверенностью—вооруженный только ножом и копьем—к рукопашным схваткам со львами; если верить сообщениям его современников, он не колеблясь лично возглавлял атаку и часто наносил своей собственной рукой решающий удар.20 Неудивительно, что Байрон был очарован им и сплел вокруг него драму, наполовину легенду, наполовину историю, в которой все богатство и могущество Ассирии достигли своего апогея и разразились всеобщим разорением и царским отчаянием.
II. АССИРИЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО