Найти в Дзене
Артём Лебедев

Кротона просуществовала дольше; основанная около 710 года до н. э., она, как и Кротоне, все еще шумит промышленностью и торговле

Возможно, именно его репутация оздоровительного курорта привлекла Пифагора в Кротону. Это имя означает“рупор пифийского” дельфийского оракула; многие из его последователей считали его самим Аполлоном, а некоторые утверждали, что видели вспышку его золотого бедра.17 Традиция относит его рождение к Самосу около 580 года, говорит о его прилежной юности и дает ему тридцать лет путешествий.“Из всех людей, - говорит Гераклит, который скупо хвалил, - Пифагор был самым усердным исследователем.”18 Он посетил, как нам говорят, Аравию, Сирию, Финикию, Халдею, Индию и Галлию и вернулся с замечательным девизом для туристов:“Когда вы путешествуете за границу, не оглядывайтесь на свои собственные границы”;19 предрассудки следует проверять в каждом порту въезда. Более вероятно, что он посетил Египет, где учился у жрецов и узнал много астрономии и геометрии и, возможно, немного глупостей.20 Вернувшись на Самос и обнаружив, что диктатура Поликрата вмешивается в его собственную, он мигрировал в Кротону, будучи сейчас старше пятидесяти лет21.

Там он устроился учителем; и его внушительное присутствие, его разносторонняя образованность и его готовность принимать в свою школу как женщин, так и мужчин вскоре привели к нему несколько сотен учеников. За два столетия до Платона он заложил принцип равных возможностей для обоих полов и не просто проповедовал его, но и практиковал. Тем не менее он признавал естественные различия в функциях; он давал своим ученицам значительную подготовку по философии и литературе, но он также обучал их материнскому и домашнему искусству, так что“пифагорейские женщины” были почитаемы древностью как высший женский тип, который когда-либо создавала Греция22.

Для учеников в целом Пифагор установил правила, которые почти превратили школу в монастырь. Члены группы связали себя клятвой верности, как Мастеру, так и друг другу. Древняя традиция единодушна в том, что они практиковали коммунистический обмен товарами, пока жили в пифагорейском сообществе.23 Они не должны были есть мяса, или яиц, или бобов. Вино не было запрещено, но воду рекомендовали—опасный рецепт сегодня в нижней Италии. Возможно, запрет на мясную пищу был связанным религиозным табу с верой в переселение душ: люди должны остерегаться есть своих предков. Вероятно, время от времени существовали исключения из буквы этих правил; английские историки, в частности, считают невероятным, что борец Мило, который был пифагорейцем, стал самым сильным человеком в Греции без помощи биф24, хотя теленок, который стал быком в его руках*, достаточно хорошо справлялся на траве. Членам церкви было запрещено убивать любое животное, которое не причиняет вреда человеку, или уничтожать культивируемое дерево. Они должны были одеваться просто и вести себя скромно, “никогда не поддаваясь смеху и все же не выглядя строгими”. Они не должны были клясться богами, ибо “каждый человек должен жить так, чтобы быть достойным веры без клятвы". Они не должны были приносить жертвы в жертву, но они могли поклоняться на алтарях, которые не были запятнаны кровью. В конце каждого дня они должны были спрашивать себя, какие проступки они совершили, какими обязанностями пренебрегли, какую пользу они сделали.25

Сам Пифагор, если только он не был отличным актером, следовал этим правилам более строго, чем любой ученик. Конечно, его образ жизни снискал ему такое уважение и авторитет среди его учеников, что никто не роптал на его педагогическую диктатуру, и автоматический диктат—“он сам это сказал”—стал их формулой для окончательного решения практически в любой области поведения или теории. Нам с трогательным почтением рассказывают, что Учитель никогда не пил вина днем и питался по большей части хлебом и медом с овощами на десерт; что его одеяние всегда было белым и безупречным; что он был известно, что он никогда не ел слишком много или не занимался любовью; что он никогда не предавался смеху, или шуткам, или историям; что он никогда никого не наказывал, даже раба26 Тимон Афинский считал его“жонглером торжественной речи, занимающимся ловлей людей”27 но среди его самых преданных последователей были его жена Теано и дочь Дамо, у которых были возможности сравнить его философию со своей жизнью. Дамо, говорит Диоген Лаэртский,“он доверил свои комментарии и поручил ей не разглашать их никому вне дома. И она, хотя и могла бы продать его проповеди за большие деньги, не отказалась бы от них, ибо считала, что послушание предписаниям своего отца дороже золота; и это тоже, хотя она была женщиной”28.

Посвящение в пифагорейское общество требовало, в дополнение к очищению тела воздержанием и самоконтролем, очищения ума научными исследованиями. От нового ученика ожидалось, что он в течение пяти лет сохранит“пифагорейское молчание”, то есть, предположительно, примет инструкции без вопросов или возражений, прежде чем будет считаться полноправным членом или ему будет разрешено “видеть” (учиться?) Пифагор.29 Ученые были соответственно разделены на экзотериков, или внешних учеников, и эзотериков, или внутренних членов, которые имели право на тайную мудрость самого Учителя. Учебную программу составляли четыре предмета: геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Математика была первой;* не как практическая наука, которой ее сделали египтяне, а как абстрактная теория величин и идеальная логическая тренировка, в которой мышление должно быть приведено к порядку и ясности с помощью строгой дедукции и наглядных доказательств. Геометрия теперь определенно получила форму аксиомы, теоремы и демонстрации; каждый шаг в последовательности предложений поднимал ученика на новую платформу, как говорили пифагорейцы, с которой он мог бы более широко взглянуть на тайную структуру мира.31 Сам Пифагор, согласно греческой традиции, открыл много теорем: прежде всего, что сумма углов внутри любого треугольника равна двум прямым углам, и что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов двух других сторон. Аполлодор говорит нам, что, когда Учитель открыл эту теорему, он принес в жертву гекатомбу—сотню животных—в благодарность;32 но это было бы скандально непифагорейским.

От геометрии, перевернувшей современный порядок, Пифагор перешел к арифметике—не как практическому искусству счета, а как абстрактной теории чисел. Школа, по-видимому, сделала первую классификацию чисел на нечетные или четные, простые или факторизуемые;33 она сформулировала теорию пропорции, и благодаря этому и“применению областей” создала геометрическую алгебру.34 Возможно, именно изучение пропорции привело Пифагора к сведению музыки к числу. Однажды, когда он проходил мимо кузницы, его слух привлекли, по-видимому, регулярные музыкальные интервалы звуков это прозвучало с наковальни. Обнаружив, что молотки были разного веса, он пришел к выводу, что тоны зависят от числовых соотношений. В одном из экспериментов, который мы слышим в классической науке, он tooktwo строками равной толщины и равного натяжения, и обнаружил, что если один был вдвое больше другого они звучат на октаву, когда он вырвал их; если кто был в полтора раза длину другой они дали пятой (до, соль); если один был на треть длиннее, чем другие, они дали четвертый (до,фа);35 таким образом, каждый музыкальный интервал может быть математически определены. Поскольку все тела, движущиеся в пространстве, издают звуки, высота которых зависит от размера и скорости тела, тогда каждая планета на своей орбите вокруг Земли (утверждал Пифагор) издает звук, пропорциональный ее скорости перемещения, которая, в свою очередь, увеличивается с расстоянием от земли; и эти различные ноты составляют гармонию или“музыку сфер”, которую мы никогда не слышим, потому что слышим ее все время.36

Вселенная, сказал Пифагор, - это живая сфера, центром которой является земля. Земля тоже представляет собой сферу, вращающуюся, как и планеты, с запада на восток. Земля, да и вся Вселенная, разделена на пять зон-арктическую, антарктическую, летнюю, зимнюю и экваториальную. Большая или меньшая часть Луны видна нам в зависимости от степени, в которой та ее половина, которая обращена к солнцу, также повернута к земле. Лунные затмения вызваны расположением земли или какого - либо другого тела между Луной и солнцем.37 Пифагор, говорит Диоген Лаэртий,“был первым человеком, который назвал землю круглой и дал миру имя космос”38.

Сделав с помощью этого вклада в математику и астрономию больше, чем кто-либо другой, для создания науки в Европе, Пифагор перешел к философии. Само это слово, по-видимому, одно из его творений. Он отверг термины "философия" или "мудрость" как претенциозные и описал свое собственное стремление к пониманию асфилософии—любви к мудрости.39 В шестом веке философы и философы были синонимами.40 В то время как Фалес и другие милезианцы искали первый принцип всех вещей в материи, Пифагор искал его в форме. Обнаружив численно регулярные соотношения и последовательности в музыке и, постулировав их в "планетах", он совершил философский скачок к единству, объявив, что такие численно регулярные отношения и последовательности существуют повсюду и что существенным фактором во всем является число. Как и Спиноза бы утверждать* что есть два мира—один народ в мире вещей, воспринимаемых ощущением, другой философ в мире законов и constancies воспринимается рассудком—и это только Второй мировой был постоянно реальной; так, Пифагор считал, что только основные и прочного аспекты что числовые отношения ее частей.† Возможно, здоровье-это правильное математическое соотношение или пропорция частей или элементов тела. Возможно, даже душа была числом.

В этот момент мистицизм Пифагора, взращенный в Египте и на Ближнем Востоке, свободно себя проявил. Он считал, что душа делится на три части: чувства, интуицию и разум. Чувства сосредоточены в сердце, интуиция и разум-в мозгу. Чувства и интуиция принадлежат животным так же, как и людям;‡ разум принадлежит только человеку и бессмертен.42 После смерти душа проходит период очищения в Аду; затем она возвращается на землю и входит в новое тело в цепи переселений, которые могут быть завершены только полностью добродетельной жизнью. Пифагор забавлял или, возможно, назидал своих последователей, рассказывая им, что в одном воплощении он был куртизанкой, в другом-героем Эйфорбусом; он совершенно отчетливо помнил свои приключения при осаде Трои и узнал в храме в Аргосе доспехи, которые он носил в той древней жизни.43 Услышав визг избитой собаки, он сразу же бросился на выручку животному, сказав, что различил в его криках голос умершего друга.44 Мы снова поймаем проблеск торговли идеями, которые связывали Грецию шестого века, Африку и Азию, когда подумаем, что эта идея метемпсихоза в одно и то же время захватила воображение Индии, орфического культа в Греции и философской школы в Италии.

Мы чувствуем, как горячее дыхание индуистского пессимизма смешивается в этике Пифагора с чистым, ярким воздухом Платона. Цель жизни в системе Пифагора состоит в том, чтобы получить освобождение от реинкарнации; метод заключается в добродетели; а добродетель-это гармония души внутри себя и с Богом. Иногда эту гармонию можно вызвать искусственно, и пифагорейцы, подобно греческим священникам и врачам, использовали музыку для лечения нервных расстройств. Чаще всего гармония приходит в душу через мудрость, спокойное понимание основополагающих истин; ибо такая мудрость учит человека скромности, мере и золотой середине. Противоположный путь—путь раздора, излишеств и греха—неизбежно ведет по воле судьбы к трагедии и наказанию; справедливость-это “квадратное число”, и рано или поздно каждая ошибка будет “возведена в квадрат” с эквивалентным наказанием.45 Здесь в зародыше представлены моральные философии Платона и Аристотеля.

Пифагорейская политика-это философия Платона, реализованная до ее зачатия. В соответствии с общей традицией древности школа Пифагора была коммунистической аристократией: мужчины и женщины, объединившие свои блага, получившие образование вместе, обученные добродетели и высокому мышлению с помощью математики, музыки и философии, и предлагавшие себя в качестве хранителей правителей государства. Действительно, именно попытка Пифагора сделать свое общество фактическим правительством своего города привела к гибели его самого и его последователей. Посвященные так активно занялись политикой и так решительно приняли аристократическую сторону, что демократическая, или народная, партия Кротоны в припадке ярости сожгла дом, в котором собрались пифагорейцы, убила нескольких из них, а остальных выгнала из города. Сам Пифагор, по одному рассказу, был схвачен и убит, когда во время бегства отказался ступать на поле бобов; другая история позволяет ему бежать в Метапонт, где он воздерживался от пищи в течение сорока дней и—возможно, посчитав, что восьмидесяти лет было достаточно—умер от голода до смерти. 46

Его влияние было длительным; даже сегодня он является могущественным именем. Его общество просуществовало в течение трех столетий в рассеянных по всей Греции группах, производя ученых, таких как Филолай Фиванский, и государственных деятелей, таких как Архита, диктатор Тараса и друг Платона. Вордсворт в своей самой знаменитой оде был бессознательным пифагорейцем. Сам Платон был очарован расплывчатой фигурой Пифагора. На каждом шагу он отнимает у него—в его презрении к демократии, в его стремлении к коммунистической аристократии философов, в его концепции добродетели как гармонии, в его теориях природы и предназначения души, в его любви к геометрии и в его пристрастии к мистике чисел. В общем, Пифагор был основателем, насколько мы их знаем, как науки, так и философии в Европе—достижение, достаточное для любого человека.

iii. КСЕНОФАН ЭЛЕЙСКИЙ

К западу от Кротоны находится древнее поселение Локри. Колония была основана, говорит Аристотель, беглыми рабами, прелюбодеями и ворами из Локриса в материковой Греции; но, возможно, у Аристотеля было презрение Старого Света к Новому. Страдая расстройством из-за недостатков своих качеств, колонисты обратились за советом к дельфийскому оракулу, и им было сказано, чтобы они сами приняли законы. Возможно, Цалевк проинструктировал оракула, поскольку примерно в 664 году он дал Локрам предписания, которые, как он сказал, Афина продиктовала ему во сне. Это был первый письменный свод законов в истории Греции, хотя и не первый, который был передан богами. Локрийцам это так понравилось, что они потребовали, чтобы любой человек, желающий предложить новый закон, говорил с веревкой на шее, чтобы, если его движение провалится, его могли повесить с минимальными общественными неудобствами*47.

Обогнув мыс Италии на север, путешественник достигает процветающего Реджо, основанного мессенянами около 730 года под названием Регион и известного римлянам как Регий. Проскользнув через Мессинский пролив—вероятно, “Сциллу и Харибду” Теодиссеи,—попадаешь туда, где стоял Лаус; а затем в древнюю Гиелу, римскую Велию, известную в истории как Элея, потому что так написал Платон, и потому что помнят только ее философов. Туда Ксенофан Колофонский прибыл около 510 года и основал Элеатскую школу.

Он был личностью столь же уникальной, как и его любимый враг, Пифагор. Человек бесстрашной энергии и безрассудной инициативы, он скитался в течение шестидесяти семи лет, рассказывает он нам,48“вверх и вниз по земле Эллады”, повсюду наживая себе врагов и врагов. Он писал и декламировал философские стихи, порицал Гомера за его нечестивую распущенность, смеялся над суевериями, нашел портвейн в Эле и упрямо закончил за столетие до своей смерти.49 Гомер и Гесиод, пел Ксенофан,“приписали богам все деяния, которые являются позором и позором среди людей—воровство, прелюбодеяние и обман.50 Но сам он не был столпом православия.

Никогда не было и никогда не будет человека, который бы точно знал все о богах. . . . Смертные воображают, что боги рождаются, и носят одежду, и имеют голос и форму, подобные им самим. И все же, если бы у быков и львов были руки, и они могли рисовать и создавать изображения, как это делают люди, они создавали бы изображения и изображения своих богов по своему подобию; лошади делали бы их похожими на лошадей, волы-на волов. Эфиопы делают своих богов черными и курносыми; фракийцы наделяют их голубыми глазами и рыжими волосами. ... Есть один бог, верховный среди богов и людей; он не похож на смертных ни по форме, ни по уму. Весь он видит, весь он думает, весь он слышит. Без труда он управляет всем силой своего разума.51

Этот бог, говорит Диоген Лаэртий52,был отождествлен Ксенофаном со вселенной. Все вещи, даже люди, учил философ, происходят из земли и воды по естественным законам.53 Вода когда-то покрывала почти всю землю, ибо морские окаменелости найдены далеко в глубине суши и на вершинах гор; и когда-нибудь в будущем вода, вероятно, снова покроет всю землю.54 Тем не менее, все изменения в истории и все различия в вещах являются поверхностными явлениями; под потоком и разнообразием форм находится неизменное единство, которое является сокровенной реальностью Бога.

С этой отправной точки ученик Ксенофана, Парменид Элейский, перешел к той идеалистической философии, которая, в свою очередь, сформировала мысль Платона и платоников на протяжении всей античности и Европы даже до наших дней.