Найти в Дзене
Максим Вестерн

Такова афинская демократия—самая узкая и полная в истории: самая узкая по числу тех, кто разделяет ее привилегии, самая полная п

Но любое правительство несовершенно, утомительно и смертно; у нас нет оснований полагать, что монархия или аристократия будут лучше управлять Афинами или дольше сохранять их; и, возможно, только эта хаотическая демократия может высвободить энергию, которая поднимет Афины на одну из вершин истории. Никогда ни до, ни после политическая жизнь в гражданском кругу не была такой насыщенной или такой творческой. Эта коррумпированная и некомпетентная демократия является, по крайней мере, школой: избиратель в Собрании слушает самых умных людей в Афинах, присяжный заседатель в судах имеет его ум, отточенный приемом и анализом доказательств, благодаря ответственности и опыту руководителя формируется в более глубокую зрелость понимания и суждения;“город, - говорит Симонид, - является учителем человека” 58. По этим причинам, возможно, афиняне могут оценить и, таким образом, вызвать к жизни Эсхила и Еврипида, Сократа и Платона; аудитория в театре сформировалась в Собрании и судах и готова принять лучшее. Аристократическая демократия-это не политика невмешательства государства, не просто сторож имущества и порядок; он финансирует греческой драмы, и строит Парфенона; он делает себя ответственным за благосостояние и развитие своего народа, и открывает им opportunityou Моноун Тоу Дзен,allatoueu Дзен—“не только жить, но жить хорошо”. История может себе позволить простить все его грехи.

ГЛАВА XII

Работа и богатство в Афинах

I. ЗЕМЛЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЕ

В основе этой демократии и этой культуры лежит производство и распределение богатства. Некоторые люди могут управлять государствами, искать истину, сочинять музыку, вырезать статуи, рисовать картины, писать книги, учить детей или служить богам, потому что другие трудятся, чтобы выращивать пищу, ткать одежду, строить жилища, добывать землю, делать полезные вещи, перевозить товары, обменивать их или финансировать их производство или их перемещение. Везде это является основой.

Опорой всего общества является крестьянин, самый бедный и самый необходимый из людей. В Аттике у него, по крайней мере, есть право голоса; только гражданам разрешено владеть землей, и почти все крестьяне владеют землей, которую они обрабатывают. Клановый контроль над землей исчез, и прочно утвердилась частная собственность. Как и в современной Франции и Америке, этот великий класс мелких собственников является устойчивой консервативной силой в условиях демократии, где обездоленные городские жители всегда стремятся к реформам. Древняя война между страной и городом—между те, кто хочет высокой отдачи от сельского хозяйства и низких цен на промышленные товары, а также те, кто хочет низких цен на продукты питания и высокой заработной платы или прибыли в промышленности,—особенно сознательны и активны в Аттике. В то время как промышленность и торговля считаются плебейскими и унижающими достоинство гражданами Афин, занятия земледелием почитаются как основа национальной экономики, личного характера и военной мощи; и свободные жители сельской местности склонны смотреть на жителей города свысока либо как на слабых паразитов, либо как на деградировавших рабов1.

Почва бедна: из 630 000 акров в Аттике треть непригодна для возделывания, а остальная часть обеднена вырубкой лесов, небольшим количеством осадков и быстрой эрозией в результате зимних наводнений. Крестьяне Аттики не уклоняются ни от какого труда—ни для себя, ни для своей горстки рабов,—чтобы исправить это сухое настроение богов; они собирают избыточный приток верховьев рек в водохранилища, прокладывают каналы в ручьях, чтобы сдерживать наводнения, восстанавливают драгоценный гумус болот, строят тысячи оросительных каналов, чтобы принести на свои измученные жаждой поля воду. журчат ручейки, терпеливо пересаживают овощи, чтобы улучшить их размер и качество, и оставляют землю под паром в разные годы, чтобы восстановить ее силу. Они подщелачивают почву солями, такими как карбонат извести, и удобряют ее нитратом калия, золой и человеческими отходами;2 сады и рощи вокруг Афин обогащены городскими сточными водами, которые по главной канализации поступают в резервуар за пределами Дипилона и оттуда по выложенным кирпичом каналам поступают в долину реки Цефис.3 Различные почвы смешиваются к их взаимной выгоде, и зеленые культуры, такие как цветущие бобы, вспахиваются, чтобы питать землю. Вспашка, боронование, посев и посадка проводятся в короткие осенние дни; сбор урожая зерна происходит в конце мая, и безоблачное лето-это время подготовки и отдыха. При всей этой заботе Аттика производит всего 675 000 бушелей зерна в год—едва ли достаточно, чтобы обеспечить четверть своего населения. Без импортного продовольствия Афины Перикла умерли бы с голоду; отсюда стремление к империализму и необходимость в мощном флоте.

Сельская местность пытается искупить свою скудость зерна щедрыми урожаями оливок и винограда. Склоны холмов террасированы и поливаются, и ослам рекомендуется сделать виноградную лозу более плодородной, отгрызая ветки.4 Оливковые деревья покрывают многие ландшафты в перикльской Греции, но именно Пейсистрат и Солон заслуживают похвалы за то, что представили их. Оливковому дереву требуется шестнадцать лет, чтобы принести плоды, сорок лет, чтобы достичь совершенства; без субсидий Писистрата оно, возможно, никогда бы не выросло на аттической почве; и опустошение оливковых садов во время Пелопоннесской войны сыграет свою роль в упадке Афин. Для греков олива имеет много применений: одно нажатие дает масло для еды, второе-масло для помазания, третье-масло для освещения, а остальное используется в качестве топлива.5 Он становится самым богатым урожаем Аттики, настолько ценным, что государство берет на себя монополию на его экспорт и платит им и вином за зерно, которое оно должно импортировать.

Он полностью запрещает экспорт инжира, поскольку он является основным источником здоровья и энергии в Греции. Фиговое дерево хорошо растет даже на засушливой почве; его раскидистые корни собирают всю влагу, которую может дать земля, а его скудная листва обеспечивает скудную поверхность для испарения. Кроме того, земледелец узнает с Востока секрет капрификации: он вешает ветви дикого козлиного инжира(caprificus) среди ветвей женского культивируемого дерева и полагается на желчных ос, чтобы переносить оплодотворяющую пыльцу самца в плод самки, который затем приносит более богатые и сладкие инжиры.

Эти продукты почвы—злаки, оливковое масло, инжир, виноград и вино—являются основными продуктами питания в Аттике. Разведение крупного рогатого скота ничтожно мало как источник пищи; лошадей разводят для скачек, овец для шерсти, коз для молока, ослов, мулов, коров и быков для транспортировки, но главным образом свиней для пищи; а пчел содержат как поставщиков меда для мира без сахара. Мясо-роскошь; бедняки едят его только по праздникам; героические пиры гомеровских дней исчезли. Рыба-это и обычное дело, и деликатес; бедняк покупает ее соленой и сушеной; богач празднует ее свежим акульим мясом и угрями.6 Злаки принимают форму каши, плоских хлебов или пирожных, часто смешанных с медом. Хлеб и пирожные редко выпекают дома, но их покупают у женщин-разносчиков или в рыночных киосках. Добавляются яйца и овощи, в частности фасоль, горох, капуста, чечевица, салат, лук и чеснок. Фруктов мало; апельсины и лимоны неизвестны. Орехи распространены, и приправ изобилуют. Соль собирают в солонки из моря и обменивают внутри на рабов; дешевого раба называют “солонкой", а хорошего “стоит его соли".” Почти все приготовлено и заправлено оливковым маслом, которое является отличной заменой нефти. Сливочное масло трудно хранить в средиземноморских странах, и его место занимает оливковое масло. Мед, сладости и сыр обеспечивают десерт; сырники настолько популярны, что многие классические трактаты посвящены их эзотерическому искусству.7 Вода-обычный напиток, но у всех есть вино, ибо ни одна цивилизация не считала жизнь сносной без наркотиков или стимуляторов. Снег и лед хранятся в земле для охлаждения вина в жаркие месяцы.8 Пиво известно, но презиралось во времена Перикла. В целом, грек умеренно ест и довольствуется двумя приемами пищи в день.“И все же есть много людей, - говорит Гиппократ, - которые, если привыкнуть к этому, могут легко выносить три полных приема пищи в день”9.

II. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Из земли извлекаются полезные ископаемые и топливо, а также пища. Освещение обеспечивается изящными лампами или факелами, горящими рафинированным оливковым маслом или смолой, или свечами. Тепло получают из сухой древесины или древесного угля, сжигаемого в переносных жаровнях. Вырубка деревьев для топлива и строительства обнажает леса и холмы вблизи городов; уже в пятом веке импортируется древесина для домов, мебели и кораблей. Угля нет.

В Греции добывают не топливо, а полезные ископаемые. Почва Аттики богата мрамором, железом, цинком, серебром и свинцом. Шахты в Лауриуме, недалеко от южной оконечности полуострова, являются, по выражению Эсхила,“фонтаном, из которого течет серебро”10 для Афин; они являются основной поддержкой правительства, которое сохраняет за собой все права на недра и сдает шахты в аренду частным операторам за плату в размере 6000 долларов США и одну двадцать четвертую часть продукта ежегодно.11 В 483 году старатель обнаруживает первые действительно прибыльные жилы в Лауриуме, и в районе рудников происходит серебряная лихорадка. Только гражданам разрешается сдавать в аренду недвижимость, и только рабы выполняют работу. Благочестивый Никий, суеверия которого помогут разорить Афины, зарабатывает 170 долларов в день, сдавая тысячу рабов в аренду шахтерам по одному оболу (17 центов) в день; многие афинские состояния делаются таким образом или одалживая деньги предприятию. Число рабов в шахте составляет около двадцати тысяч, включая управляющих и инженеров. Они работают в десятичасовые смены, и операции продолжаются без перерывов, днем и ночью. Если раб отдыхает, он чувствует удар плети надсмотрщика; если он пытается убежать, он прикован к своей работе железными кандалами; если он убегает и попадает в плен, его лоб клеймят раскаленным железом.12 Галереи имеют всего три фута в высоту и два фута в ширину; рабы с киркой или долотом и молотком работают на коленях, животе или спине.13 Отбитую руду выносят в корзинах или мешках, передаваемых от человека к человеку, так как галереи слишком узки, чтобы два человека могли удобно пройти друг мимо друга. Прибыль огромна: в 483 году доля, полученная правительством, составляет сто талантов (600 000 долларов)—неожиданная прибыль, которая строит флот для Афин и спасает Грецию в Саламине. Даже для других, кроме рабов, в этом есть как зло, так и добро; афинская казна становится зависимой от рудников, и когда во время Пелопоннесской войны спартанцы захватывают Лаурий, вся экономика Афин приходит в расстройство. Истощение вен в четвертом веке взаимодействует со многими другими факторами афинского упадка. Ибо в Аттике нет другого драгоценного металла в ее почве.

Металлургия развивается вместе с добычей полезных ископаемых. Руду в Лауриуме измельчают в огромных ступах тяжелым железным пестиком, работающим на рабской мощности; затем она поступает на мельницы, где ее измельчают между вращающимися камнями из твердого трахита; затем ее калибруют путем просеивания; материал, проходящий через сито, направляется в промывочную машину для руды, где струи воды выпускаются из цистерн на наклонные прямоугольные столы из камня, покрытые гладким тонким слоем твердого цемента; ток поворачивается под острыми углами, где карманы захватывают частицы металла. Собранный металл бросается в небольшие плавильные печи, оснащенные воздуходувками для повышения температуры; в нижней части каждой печи имеются отверстия, через которые вытягивается расплавленный металл. Свинец отделяют от серебра, нагревая расплавленный металл на чашках из пористого материала и подвергая его воздействию воздуха; с помощью этого простого процесса свинец превращается в литье, и серебро освобождается. Процессы плавки и рафинирования выполняются компетентно, так как серебряные монеты Афин на девяносто восемь процентов чисты. Лаурий платит цену за богатство, которое он производит, как добыча полезных ископаемых всегда платит цену за металлургическую промышленность; заводы и люди чахнут и умирают от дыма печей, и окрестности заводов становятся местом пыльного запустения.14

Другие отрасли промышленности не столь трудоемки. В Аттике сейчас их много, небольших по масштабам, но замечательно специализированных. Он добывает мрамор и другие камни, он делает тысячи форм керамики, он одевается, прячется в больших кожевенных мастерских, таких как те, которыми владел Клеон, соперник Перикла, и Анит, обвинитель Сократа; у него есть изготовители фургонов, судостроители, шорники, изготовители упряжи, производители обуви; есть шорники, которые делают только уздечки, и сапожники, которые делают только мужскую или женскую обувь.15 В строительных профессиях работают плотники, формовщики, каменотесы, слесари, маляры, облицовщики. Здесь есть кузнецы, мастера по изготовлению мечей, щитов, светильников, настройщики лир, мельники, пекари, колбасники, торговцы рыбой—все необходимое для насыщенной и разнообразной экономической жизни, но не механизированной или однообразной. Обычные ткани по-прежнему в основном производятся в домашних условиях; там женщины ткут и чинят обычную одежду и постельное белье семьи, некоторые чесали шерсть, некоторые за прялкой, некоторые за ткацким станком, некоторые склонились над вышивальной рамой. Специальные ткани привозят из мастерских или из—за границы-тонкое постельное белье из Египта, Аморгоса и Тарента, крашеная шерсть из Сиракуз, одеяла из Коринфа, ковры с Ближнего Востока и Карфагена, разноцветные покрывала с Кипра; а женщины Коса в конце четвертого века осваивают искусство разматывания коконов тутового шелкопряда и вплетения нитей в шелк.16 В некоторых домах женщины становятся настолько высококвалифицированными в текстильном искусстве, что производят больше, чем могут использовать их семьи; они продают излишки сначала потребителям, затем посредникам; они нанимают помощников, вольноотпущенников или рабов; и таким образом развивается домашняя промышленность как шаг к фабричной системе.

Такая система начинает формироваться в эпоху Перикла. Сам Перикл, как и Алкивиад, владеет фабрикой.17 Машин нет в наличии, но рабов можно иметь в изобилии; именно потому, что мышечная сила дешева, нет стимула развивать технику. Афинские мастерские-это скорее мастерские, чем фабрики; на крупнейшей из них, фабрике щитов Кефала, работает 120 рабочих, на обувной фабрике Тимарха-десять, на фабрике по изготовлению шкафов Демосфена-двадцать, на его фабрике по производству доспехов-тридцать.18 Сначала эти магазины производят продукцию только на заказ; позже они производство для рынка и, наконец, для экспорта; а распространение и изобилие чеканки монет, заменяющих бартер, облегчает их операции. Нет никаких корпораций; каждая фабрика является независимым подразделением, принадлежащим одному или двум людям; и владелец часто работает рядом со своими рабами. Нет никаких патентов; ремесла передаются от отца к сыну или изучаются учениками; афиняне по закону освобождены от заботы о старости родителей, которые не смогли научить их ремеслу.19 часов-это много, но работа нетороплива; мастер и человек трудятся от рассвета до сумерек, с сиестой в летний полдень. Отпусков нет, но каждый год бывает около шестидесяти выходных без работы.

iii. ТОРГОВЛЯ И ФИНАНСЫ

Когда отдельный человек, семья или город создает излишек и желает обменять его, начинается торговля. Первая трудность здесь заключается в том, что транспорт обходится дорого, так как дороги плохие, а море-ловушка. Самая прекрасная дорога-Священный путь из Афин в Элевсин; но это просто грязь, и она часто слишком узка, чтобы пропускать транспортные средства. Мосты представляют собой ненадежные дамбы, образованные земляными дамбами, которые, скорее всего, не были смыты наводнениями. Обычное тягловое животное-бык, который слишком философичен, чтобы обогатить торговца, который зависит от его для перевозки; повозки хрупки и всегда ломаются или вязнут в грязи; лучше укладывать товар на спину мула, потому что он едет немного быстрее и не занимает так много дороги. В Греции нет почтовой службы, даже для правительств; они довольствуются курьерами, и частная корреспонденция должна дождаться возможности воспользоваться ими. Важные новости могут передаваться огненными маяками с холма на холм или пересылаться почтовыми голубями.20 Тут и там на дороге есть постоялые дворы, но их предпочитают грабители и паразиты; даже бог Дионис у Аристофана спрашивает Геракла о“столовых и гостиницах, где меньше всего насекомых”21.

Морской транспорт дешевле, особенно если рейсы ограничены, как и большинство из них, спокойными летними месяцами. Пассажирские тарифы низкие: за две драхмы (2 доллара) семья может обеспечить проезд из Пирея в Египет или Черное море22,но суда не обслуживают пассажиров, их заставляют перевозить товары или вести войну, или делать то или другое по необходимости. Основной движущей силой является ветер на парусе, но рабы работают веслами, когда ветер встречный или мертвый. Самые маленькие морские торговые суда-это триаконтеры с тридцатью веслами, все на одном уровне; у пятидесятника их пятьдесят. Примерно в 700 году коринфяне спустили на воду первую трирему с экипажем из двухсот человек, плававших на трех веслах или ярусах; к пятому веку такие корабли, красивые своими длинными и высокими носами, выросли до 256 тонн, перевозят семь тысяч бушелей зерна и становятся предметом разговоров Средиземноморья, делая восемь миль в час23.