Найти тему

Электронная регистрация сделок с недвижимостью

Оглавление

Любые сделки с недвижимостью осуществляются в офисе МФЦ или кадастровой палате Росреестра. Однако в последнее время популярность обретает электронная регистрация сделок с недвижимостью. Она существенно экономит время, избавляя от необходимости стоять в очереди.

В статье мы рассмотрим, что такое электронные сделки с недвижимостью, как проходит процедура оформления права собственности, сколько времени занимает, в чем плюсы и риски онлайн-регистрации.

Что такое электронная сделка по недвижимости

Такие действия, как покупка и продажа квартиры, обязательно должны фиксироваться в государственных органах. Контроль над недвижимостью в стране осуществляет Росреестр. Все сведения о земельных участках, домах и квартирах хранятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Чтобы оформить объект на нового владельца, необходимо обратиться в компетентные органы с полным набором документов. Процедуру регистрации прав собственности осуществляют через МФЦ, кадастровую палату или интернет.

Электронная регистрация сделок с недвижимостью выполняется самостоятельно или с помощью доверенного лица. Им может быть нотариус, банк, застройщик или агентство недвижимости. Документы всех участников сделки отправляются через интернет, а сама процедура регистрации сделки осуществляется в Росреестре.

Сделки с недвижимостью в электронном виде позволяют снизить нагрузку с многофункциональных центров и сэкономить время простых граждан. Это особенно актуально для маломобильных людей и тех, кто не может выделить время на посещение инстанций.

Для каких сделок подойдет электронная регистрация

Электронным способом можно зарегистрировать покупку и продажу объектов недвижимости на вторичном и первичном рынках. Какие деньги используются при этом – личные или заемные – значения не имеет. Объектом недвижимости может выступать не только дом или квартира, но и земельный участок с постройками или без них.

Что такое сервис электронной регистрации

Под сервисом электронной регистрации подразумевают официальный сайт Росреестра. Кроме него, сделку можно провести через известные кредитные организации, например Сбербанк. К альтернативным вариант относят оформление бумаг через нотариуса.

Электронная подпись для оформления недвижимости

Регистрация права собственности через интернет возможна лишь при наличии электронной подписи для сделок с недвижимостью (УКЭП). Она считается полноценной заменой обычной подписи и имеет такую же юридическую силу. УКЭП действует в течение 1 года с момента выпуска. Ее можно использовать не только в рамках купли-продажи квартиры, но и для подписи различных электронных документов.

УКЭП представляет собой отдельную флешку, на которой хранятся идентификационные сведения определенного пользователя. Для получения электронной подписи нужно обратиться в центр ФГБУ «ФКП Росреестра». Срок изготовления УКЭП составляет 1 день, стоимость услуги – 1800 рублей.

Порядок электронной регистрации сделок с недвижимостью

Процедура регистрации сделки проходит в несколько этапов. Прежде чем подавать документы, нужно убедиться, что все участники сделки совершеннолетние. В противном случае потребуется подключить нотариуса или другое доверенное лицо.

Порядок электронной регистрации сделок с недвижимостью:

  1. В первую очередь необходимо получить УКЭП, а затем – установить плагин для браузера, который позволит использовать ее на сайтах.
  2. Если УКЭП была получена не через ФГБУ «ФКП Росреестра», необходимо подать заявление в Росреестр, чтобы получить возможность использовать электронную подпись для подачи документов в электронном виде. Для этого можно обратиться и в МФЦ лично. Чтобы подать заявление по почте, его необходимо заверить у нотариуса. После подачи документов электронную подпись зарегистрируют в течение 5 дней.
  3. Если у участников сделки нет личного кабинета на сайте «Госуслуги», его необходимо зарегистрировать. Регистрация предполагает использование УКЭП. В дальнейшем на сайт Росреестра можно будет входить по учетным данным с портала «Госуслуги».
  4. Подача документов осуществляется на сайте Росреестра через вкладку «Регистрация права собственности». Нужно заполнить заявление и приложить список необходимых документов в электронном виде.
  5. В течение одного дня с момента подачи заявления поступит уведомление, свидетельствующее о том, что документы приняты в обработку.
  6. В случае отказа или при обнаружении ошибок в документах процедура регистрации будет приостановлена. Ее возобновят после устранения недочетов.
  7. После рассмотрения документов на почту поступит счет от Росреестра, по которому можно уплатить госпошлину.

Необходимые документы

Список необходимых для сделки документов в каждом отдельном случае может различаться. Например, может потребоваться согласие от супруга/супруги, ипотечный договор и т. д.

В базовый перечень документов по электронной регистрации недвижимости входят:

  • договор купли-продажи;
  • паспорта участников сделки;
  • выписка из ЕГРН на объект сделки.

Сроки электронной регистрации права собственности

Сколько будет длиться электронная регистрация недвижимости, зависит от загруженности Росреестра. В среднем на это уходит 7 дней с момента подачи заявления. Если речь идет о покупке квартиры в ипотеку, то регистрация пройдет в течение 5 дней. При участии нотариуса сделка будет зарегистрирована за 1 день.

Стоимость онлайн-регистрации сделки с недвижимостью

При самостоятельной подаче документов участникам сделки нужно будет только уплатить госпошлину. Стоимость электронной регистрации недвижимости непосредственно у застройщика обойдется в 6000 рублей. Агентству недвижимости за эту услугу придется заплатить 5000 рублей. В банках за электронную регистрацию сделки просят около 12 000 рублей. В это стоимость входят дополнительные услуги, включая оформления электронной подписи.

Плюсы и минусы электронной регистрации сделок

Электронная регистрация существенно упрощает процедуру подачи документов. Из-за своей новизны она понятна далеко не всем пользователям. К преимуществам регистрации права собственности электронным способом относят:

  • сокращение длительности рассмотрения документов;
  • размер госпошлины снижен на 30%;
  • при использовании банковских сервисов электронной регистрации можно получить льготы по ипотеке;
  • появляется возможность купить квартиру, находясь в другом городе.

Несмотря на массу очевидных плюсов, электронная регистрация сделки подходит не всем. Например, в случае необходимости зарегистрировать сразу несколько объектов нужно подавать отдельный пакет документов на каждый из них. За каждую заявку придется платить отдельно.

Минусы электронной регистрации недвижимости:

  • риски столкновения с мошенничеством;
  • сервисы электронной регистрации отличаются высокой стоимостью;
  • в случае сбоев на сайте срок регистрации увеличится.

Безопасность онлайн-регистрации сделок с недвижимостью

Чтобы избавить граждан от рисков электронной регистрации при купле-продаже недвижимости, в 2019 году были введены новые меры по обеспечению безопасности. Если сделка проходит без привлечения банка, ее участники могут заблаговременно написать заявление о согласии на электронную регистрацию. Срок действия этого документа не ограничен. Заявление о согласии необходимо отнести в МФЦ. При необходимости допустимо в любой момент его отозвать.

Еще одна мера обеспечения безопасности предполагает привлечение банка, даже если он не участвует в сделке. В этом случае он будет выступать доверенным лицом. Представитель банка проверит личности участников сделки, после чего будет выпущен документ, который нужно приложить к заявлению на регистрацию.

Электронная регистрация недвижимости в Росреестре – более удобная альтернатива традиционных сделок купли-продажи. Если ответственно подойти к сбору документов, процедура не вызовет вопросов и сложностей. Чтобы застраховать себя от мошенничества, лучше доверить оформление сделки посредникам – банку или нотариусу.

Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.

Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.