Любые сделки с недвижимостью осуществляются в офисе МФЦ или кадастровой палате Росреестра. Однако в последнее время популярность обретает электронная регистрация сделок с недвижимостью. Она существенно экономит время, избавляя от необходимости стоять в очереди.
В статье мы рассмотрим, что такое электронные сделки с недвижимостью, как проходит процедура оформления права собственности, сколько времени занимает, в чем плюсы и риски онлайн-регистрации.
Что такое электронная сделка по недвижимости
Такие действия, как покупка и продажа квартиры, обязательно должны фиксироваться в государственных органах. Контроль над недвижимостью в стране осуществляет Росреестр. Все сведения о земельных участках, домах и квартирах хранятся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Чтобы оформить объект на нового владельца, необходимо обратиться в компетентные органы с полным набором документов. Процедуру регистрации прав собственности осуществляют через МФЦ, кадастровую палату или интернет.
Электронная регистрация сделок с недвижимостью выполняется самостоятельно или с помощью доверенного лица. Им может быть нотариус, банк, застройщик или агентство недвижимости. Документы всех участников сделки отправляются через интернет, а сама процедура регистрации сделки осуществляется в Росреестре.
Сделки с недвижимостью в электронном виде позволяют снизить нагрузку с многофункциональных центров и сэкономить время простых граждан. Это особенно актуально для маломобильных людей и тех, кто не может выделить время на посещение инстанций.
Для каких сделок подойдет электронная регистрация
Электронным способом можно зарегистрировать покупку и продажу объектов недвижимости на вторичном и первичном рынках. Какие деньги используются при этом – личные или заемные – значения не имеет. Объектом недвижимости может выступать не только дом или квартира, но и земельный участок с постройками или без них.
Что такое сервис электронной регистрации
Под сервисом электронной регистрации подразумевают официальный сайт Росреестра. Кроме него, сделку можно провести через известные кредитные организации, например Сбербанк. К альтернативным вариант относят оформление бумаг через нотариуса.
Электронная подпись для оформления недвижимости
Регистрация права собственности через интернет возможна лишь при наличии электронной подписи для сделок с недвижимостью (УКЭП). Она считается полноценной заменой обычной подписи и имеет такую же юридическую силу. УКЭП действует в течение 1 года с момента выпуска. Ее можно использовать не только в рамках купли-продажи квартиры, но и для подписи различных электронных документов.
УКЭП представляет собой отдельную флешку, на которой хранятся идентификационные сведения определенного пользователя. Для получения электронной подписи нужно обратиться в центр ФГБУ «ФКП Росреестра». Срок изготовления УКЭП составляет 1 день, стоимость услуги – 1800 рублей.
Порядок электронной регистрации сделок с недвижимостью
Процедура регистрации сделки проходит в несколько этапов. Прежде чем подавать документы, нужно убедиться, что все участники сделки совершеннолетние. В противном случае потребуется подключить нотариуса или другое доверенное лицо.
Порядок электронной регистрации сделок с недвижимостью:
- В первую очередь необходимо получить УКЭП, а затем – установить плагин для браузера, который позволит использовать ее на сайтах.
- Если УКЭП была получена не через ФГБУ «ФКП Росреестра», необходимо подать заявление в Росреестр, чтобы получить возможность использовать электронную подпись для подачи документов в электронном виде. Для этого можно обратиться и в МФЦ лично. Чтобы подать заявление по почте, его необходимо заверить у нотариуса. После подачи документов электронную подпись зарегистрируют в течение 5 дней.
- Если у участников сделки нет личного кабинета на сайте «Госуслуги», его необходимо зарегистрировать. Регистрация предполагает использование УКЭП. В дальнейшем на сайт Росреестра можно будет входить по учетным данным с портала «Госуслуги».
- Подача документов осуществляется на сайте Росреестра через вкладку «Регистрация права собственности». Нужно заполнить заявление и приложить список необходимых документов в электронном виде.
- В течение одного дня с момента подачи заявления поступит уведомление, свидетельствующее о том, что документы приняты в обработку.
- В случае отказа или при обнаружении ошибок в документах процедура регистрации будет приостановлена. Ее возобновят после устранения недочетов.
- После рассмотрения документов на почту поступит счет от Росреестра, по которому можно уплатить госпошлину.
Необходимые документы
Список необходимых для сделки документов в каждом отдельном случае может различаться. Например, может потребоваться согласие от супруга/супруги, ипотечный договор и т. д.
В базовый перечень документов по электронной регистрации недвижимости входят:
- договор купли-продажи;
- паспорта участников сделки;
- выписка из ЕГРН на объект сделки.
Сроки электронной регистрации права собственности
Сколько будет длиться электронная регистрация недвижимости, зависит от загруженности Росреестра. В среднем на это уходит 7 дней с момента подачи заявления. Если речь идет о покупке квартиры в ипотеку, то регистрация пройдет в течение 5 дней. При участии нотариуса сделка будет зарегистрирована за 1 день.
Стоимость онлайн-регистрации сделки с недвижимостью
При самостоятельной подаче документов участникам сделки нужно будет только уплатить госпошлину. Стоимость электронной регистрации недвижимости непосредственно у застройщика обойдется в 6000 рублей. Агентству недвижимости за эту услугу придется заплатить 5000 рублей. В банках за электронную регистрацию сделки просят около 12 000 рублей. В это стоимость входят дополнительные услуги, включая оформления электронной подписи.
Плюсы и минусы электронной регистрации сделок
Электронная регистрация существенно упрощает процедуру подачи документов. Из-за своей новизны она понятна далеко не всем пользователям. К преимуществам регистрации права собственности электронным способом относят:
- сокращение длительности рассмотрения документов;
- размер госпошлины снижен на 30%;
- при использовании банковских сервисов электронной регистрации можно получить льготы по ипотеке;
- появляется возможность купить квартиру, находясь в другом городе.
Несмотря на массу очевидных плюсов, электронная регистрация сделки подходит не всем. Например, в случае необходимости зарегистрировать сразу несколько объектов нужно подавать отдельный пакет документов на каждый из них. За каждую заявку придется платить отдельно.
Минусы электронной регистрации недвижимости:
- риски столкновения с мошенничеством;
- сервисы электронной регистрации отличаются высокой стоимостью;
- в случае сбоев на сайте срок регистрации увеличится.
Безопасность онлайн-регистрации сделок с недвижимостью
Чтобы избавить граждан от рисков электронной регистрации при купле-продаже недвижимости, в 2019 году были введены новые меры по обеспечению безопасности. Если сделка проходит без привлечения банка, ее участники могут заблаговременно написать заявление о согласии на электронную регистрацию. Срок действия этого документа не ограничен. Заявление о согласии необходимо отнести в МФЦ. При необходимости допустимо в любой момент его отозвать.
Еще одна мера обеспечения безопасности предполагает привлечение банка, даже если он не участвует в сделке. В этом случае он будет выступать доверенным лицом. Представитель банка проверит личности участников сделки, после чего будет выпущен документ, который нужно приложить к заявлению на регистрацию.
Электронная регистрация недвижимости в Росреестре – более удобная альтернатива традиционных сделок купли-продажи. Если ответственно подойти к сбору документов, процедура не вызовет вопросов и сложностей. Чтобы застраховать себя от мошенничества, лучше доверить оформление сделки посредникам – банку или нотариусу.
Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.