Найти тему
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Шринкфляция, или почему упаковка товара то и дело сокращается в размерах

Оглавление

Наверняка многие помнят, как на полках супермаркетов вдруг появились странные коробки с 9 яйцами (вместо нормального десятка). Затем россиянам предложили пакеты молока на 900 граммов вместо литра, вдруг уменьшились пакеты с крупами...

Всё это называется импортным словом "шринкфляция" (англ. shrink, "сжимать" плюс "инфляция"). Другое название этого неприятного для потребителя явления — даунсайзинг.

9 яиц в упаковке вместо 10-и
9 яиц в упаковке вместо 10-и

Рыба ищет, где глубже, а покупатель — где дешевле

И потребители, конечно, об этом знают. Поэтому в ситуации, когда всё дорожает, пытаются сохранить цену на упакованный товар за счет сокращения его количества. "Похудеть" может всё, что угодно — молоко, сладости, макаронные изделия... Британские эксперты подсчитали, что с 2012 года потеряли в объеме и весе более 2,5 тысяч товаров.

Например, в 2016 году жители туманного Альбиона обсуждали шоколадные батончики марки Toblerone. Тогда вес большой шоколадки неожиданно уменьшился с 400 до 360 граммов, а маленькие стали легче на 20 г. При этом размеры упаковки Toblerone остались прежними, а сами шоколадки претерпели изменения — увеличилось расстояние между фирменными треугольными зубчиками. Компания вовремя спохватилась и вернула продукту традиционный вид, но сократила длину шоколадок.

Случай с Toblerone
Случай с Toblerone

В Соединенных Штатах за период 2014-2019 годы шринкфляция затронула 20% продовольственных товаров. В ЮАР бутылки с "колой" ужались с 500 до 440 мл.

К сожалению, и в России примеров предостаточно. Попробуйте найти в магазине пакет молока, в котором будет ровно литр этого незаменимого продукта. Теперь и сахар обычно фасуют в пачки по 900 г, а не по килограмму, как раньше. В пачке творога раньше было 200 граммов, а теперь 180. Даже пиво продается в бутылках по 0,45 л.

Кстати, шринкфляции подвержены не только продовольственные товары — например, уменьшаются в объемах упаковки стирального порошка.

В шринкфляции виноват кризис?

Хотя производитель, решившийся на даунсайзинг, указывает на упаковке изменившийся вес продукта, некоторые эксперты видят в этом явлении обман покупателя. Но далеко не все.

Как полагает Марина Петрова, гендиректор компании "Petrova 5 Consulting", шринкфляция является маркетинговым приемом, который мягко адаптирует потребителей к новым ценам, а производителю позволяет не потерять покупателей и не понести серьезных убытков. Можно по разному относиться к этому явлению, но первопричинами шринкфляции являются беднеющее население и производители, которые пытаются таким образом адаптироваться к снижению спроса. Уменьшение базовой упаковки менее заметно и менее критично для потребителя, чем рост цены.

Петрова считает, что шринкфляцию порождает кризис, и напоминает, что Россия находится в затяжном экономическом кризисе более 10 лет.

Шринкфляция не щадит даже чипсы
Шринкфляция не щадит даже чипсы

Партнер логистической компании "Точка-Точка" Артем Марчук ничего хорошего в шринкфляции не видит, считая, что данное явление подрывает доверие потребителей. Производитель в данном случае пытается сохранить доходы, рискуя лояльностью тех, кто приобретает товар.

Шринкфляция имеет свой предел, как и человеческое терпение — потребитель замечает слишком сильные изменения и перестает покупать товар. Более того, с большой вероятностью он вообще перестанет покупать товары компании, которая слишком увлеклась даунсайзингом.

"Новые Известия" сообщают, что Росстат зафиксировал очередной виток роста цен на основные продукты питания: подорожали 23 из 25 базовых продуктов. При этом за месяц продуктовая корзина подорожала, по данным Росстата, на 0,85%, а за год рост цен составил 10,54%.

-----