К 1981-му году режиссер фильма "Куда он денется!" Георгий Юнгвальд-Хилькевич уже успел снять тот фильм, который вошел в историю нашего кино и сделал известными и любимыми артистов, которые в нем снимались - это фильм "Д'Артаньян и три мушкетера".
А в 1981-м году выходит фильм "Куда он денется!", сюжет которого очень далек от приключений гасконца. Сюжет этого фильма прост и незамысловат. Екатерина Гребенько, которую играет Нина Русланова, едет из своего украинского карпатского села вместе со своим ансамблем в Москву на выступления. Там, на ВДНХ, она замечает очень нужный её селу трактор, который может работать в горной местности. Но трактор ей отдавать не хотят и она и ее ансамбль пускаются на всякие ухищрения, чтобы добыть этот трактор для родного колхоза. Согласитесь, что это очень "увлекательный" сюжет.
В этом фильме снялись замечательные артисты - Михаил Боярский, Нина Русланова, Валентин Смирнитский, Галина Беляева, Баадур Цуладзе, Сергей Иванов, Татьяна Жукова и другие.
Но парадокс этого фильма в том, что это фильм музыкальный и музыку для звучащих в нем песен сочинял Максим Дунаевский, а стихи писал Леонид Дербенёв. Именно в этом фильме впервые прозвучали такие ставшие известными песни, как "Городские цветы", "Всё пройдёт", "Сивка-Бурка". Для этого фильма была написана и песня "Листья жгут", которая так и не вошла в фильм.
Ещё парадокс этого фильма в том, что сценарий к фильму писал Анатолий Эйрамджан, позже написавший сценарии к любимым фильмам, таким как "Самая обаятельная и привлекательная" и Где находится нофелет?".
Но как же так получилось, что при наличии музыки и песен в фильме, любимых и узнаваемых актеров, прекрасного режиссера и сценариста в результате получился достаточно проходной фильм, который сейчас уже мало кто помнит!? Это большой вопрос. Но вопрос ли!? Если знать реалии того времени.
Прекрасна известна история съемок фильма Владимира Мотыля "Звезда пленительного счастья". Ленфильм не отказал в съемках фильма, но выделил мизерный бюджет, с которым надо было ещё умудриться снять такой фильм. Обычно так поступали, когда не хотели скандалить с режиссером, а рассчитывали, что из гордости режиссер откажется от съемок, или будет добиваться большего бюджета, и тем самым фильм не будет вообще снят. Это такие "тайны мадридского двора", не секрет, что интриг хватает и в мире театра и в мире кино.
Скорее всего такая же история постигла и Георгия Юнгвальд-Хилькевича, когда на Одесской киностудии, где и были сняты его фильмы, в том числе и "Д'Артаньян и три мушкетера" просто либо не хотели чтобы он что-то снимал, либо добивались его увольнения в случае отказа от съемок фильма. История давняя и темная, но факт остается фактом, что бюджет фильма оказался микроскопическим.
Казалось бы, что такую музыкальную историю надо снимать на хорошую камеру, с летними пейзажами, с множеством дублей. А в результате - на экране унылая зима, и актеры в зимней одежде. Нет никакой сексуальности, красоты. Да и кинопленки выдали в обрез. Кстати, надо всегда помнить, когда мы смотрим советские фильмы, что в то время кинопленка была в большом дефиците и хорошую пленку надо было еще выторговать. И понятно, что если у тебя кинопленки считанные метры, то уже не до дублей. Так было и в этом фильме. Снимали быстро. Иногда в кадр не попадали части тела, например головы. Это видно и в начале фильма, и в разных частях фильма. Часто в фильме заменяли кадры простыми фотографиями. Так было при исполнении песни Михаилом Боярским. Вот показывают его, и вот пошли фотографии. Делалось это по причине брака пленки, и отсутствия дополнительных дублей.
Виноват ли в результате режиссер и актеры!? Конечно нет. Иногда, как в случае со "Звездой пленительного счастья" удается сделать шедевр. А иногда получается вот такой фильм. Ведь при отсутствии времени (съемочных дней) и денег, техники, пленки снять что-то вразумительное не удастся.
После этого рассказа, если вы будете смотреть этот фильм, то вы поймете, почему многие сцены были сняты режиссером в троллейбусе. Просто по той причине, чтобы согреть артистов и съемочную группу. Представьте, что съемки идут в зимней Москве, на улице. Декораций и павильонных съемок никаких. Съемки в любом случае идут часы. Люди просто замерзли. Съемки в троллейбусе хоть как-то позволяли согреть артистов. Далее мы видим съемки на ВДНХ, в квартирах, гостинице. То есть ничего сверхъестественного. На что хватило денег - то и снимали.
Тем не менее, посмотрите этот фильм, так как там звучит хорошая музыка. Этот фильм очень добрый и лиричный, простой. В фильме лица замечательных артистов, которых мы до сих пор очень любим и ценим. И в фильме, пусть и зимняя и унылая Москва, но такая красивая Москва начала 1980-х годов.
Ну а подобных фильмов и историй в нашем кино хватает. Уже забыты причины того, почему не давали деньги, или почему давали деньги. Есть просто результат. И Георгий Юнгвальд-Хилькевич выжал из этого бюджета максимум и сделал то, что мог. Надо учитывать то, что были режиссеры, которым давали много денег, а результат оказывался ещё плачевнее. Кстати, вот сейчас сколько денег не девай нашим кинодеятелям - все равно снимают халтуру.
Дмитрий Ластов
Посмотрите ещё:
Режиссер культового фильма «Живые и мертвые» Александр Столпер
Несколько слов о 4-х выдающихся киноработах Александра Роу
Создатель культового кинофильма «Семнадцать мгновений весны» Татьяна Лиознова
Воспоминание о Белой ночи (рассказ о 80-х годах 20-го века)
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ КАНАЛ И ВЫ НЕ ПРОПУСТИТЕ НОВЫХ ВЫПУСКОВ
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И КОММЕНТИРУЙТЕ НАШИ ПОСТЫ, ПИШИТЕ ВАШИ ВОСПОМИНАНИЯ И ДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ - ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАС!